Является ли нарушением со стороны административного органа составление в один день протокола и постановления о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Автор: Берлад Н. А.

Является ли нарушением со стороны административного органа составление в один день протокола и постановления о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Берлад Николай Александрович,e-mail: bna-88@yandex.ru
руководитель юридического отдела группы компаний «Элит Сервис»

В продолжение предыдущей статьи о том, какие последствия имеют нарушения процедуры привлечения к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае составления протокола об административном правонарушении в присутствии лица, не являющегося законным представителем общества, интересна, на мой взгляд, еще одна нетипичная ситуация, а именно законно ли составление в один день административным органом протокола и постановления о привлечении к административной ответственности юридических лиц?

В предыдущей статье мы уже с вами говорили о том, что административный орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии лица, не являющегося законным представителем данного общества, является незаконным и необоснованным. Также говорили о том, что в настоящее время судебная практика выработала единую позицию по данному вопросу, которая отменяет такие постановления об административном правонарушении, как вынесенные с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.

Однако на практике очень часто происходят следующие нарушения процедуры привлечения к административной ответственности: например, когда административным органом при проведении проверки в один день составляется протокол об административном правонарушении и в тот же день выносится постановление по делу об административном правонарушении.

Так, в одном из примеров общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.

В обосновании своих требований общество ссылалось на то, что при проведении проверки административный орган в один день составил протокол об административном правонарушении и вынес постановление по делу о привлечении общества к ответственности.

Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований об отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности. Не согласившись с решением суда, общество обжаловало его в суд апелляционной инстанции.

В свою очередь, апелляционный суд нашел решение суда первой инстанции подлежащим отмене. В обосновании своих доводов суд указал на то, что протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составлены в один день, что нарушает права привлекаемого к ответственности лица, поскольку оно лишено было предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты.

При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Также суд апелляционной инстанции указал на то, что данные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Обосновывая свое решение, суд апелляционной инстанции ссылался на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

С учетом указанных норм, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении. Учитывая изложенное, арбитражные суды, в целом, отменяют постановления по делу об административном правонарушении, если оно вынесено в один день с протоколом об административном правонарушении. Примером того, может служить решение Арбитражного суда Московской области по делу № А41­3005/10.

При вынесении решения суд указал на то, что материалами дела подтверждается наличие события административного правонарушения. Кроме того, Госадмтехнадзором в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассмотрено сразу после составления административного протокола в этот же день.

Учитывая тот факт, что протокол и постановление по делу об административном правонарушении составлены в один день, привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Тем самым общество было лишено предоставленных Кодексом об административном правонарушении Российской Федерации гарантий защиты, поскольку не имело времени для подготовки к рассмотрению административного дела. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

На мой взгляд, данный вывод суда основан на нормах закона, является наиболее правильным и обоснованным. В этой связи возникает следующий вопрос, а каким должен быть разумный срок, позволяющий лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, принять участие в рассмотрении дела об административном правонарушении?

Наиболее полно данный вопрос раскрывается в одном из дел при рассмотрении Арбитражным судом Московской области. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Не согласившись с решением, административный орган обжаловал его в суд апелляционной инстанции.

Апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции. В обосновании своих доводов суд исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела. Из материалов дела следует, что генеральный директор общества на момент рассмотрения дела находился в отпуске, извещение его о месте и времени за день до рассмотрения дела
об административном правонарушении послужило причиной неявки и нарушило его право воспользоваться помощью защитника при рассмотрении дела.

Данное извещение носило формальный характер и не было направлено на обеспечение предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты.

Это процессуальное нарушение является существенным, так как не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Учитывая изложенное, апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что арбитражная практика единодушно делает вывод о том, что составление в один день протокола и постановления по делу об административном правонарушении, является грубейшим нарушением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о том, что административным органом должен быть представлен разумный срок, позволяющий лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, принять участие в рассмотрении дела.