Будущее уже наступило
Интервью с Виктором Владиславовичем Зубаревым, депутатом ГД РФ, руководителем проекта Партии «Единая Россия» «Национальная инновационная система»
Виктор Владиславович, расскажите, пожалуйста, с какого времени идея создания электронного правительства начала активно развиваться в России, какие шаги сегодня предпринимаются в этом направлении?
— 06 мая 2008 года Правительством России была утверждена концепция «Электронное правительство», согласно которой внедрение новой системы должно было происходить в два этапа. Первый, намеченный на 2008 год, – это разработка и утверждение проектной документации. И, соответственно, вторая фаза, рассчитанная на 2009–2010 годы, предполагала практическое внедрение государственных есервисов, которые реализовывались в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 гг.)».
К сожалению, сегодня только один регион успешно и планомерно развивается в этом направлении, а именно Республика Татарстан, которая в сентябре 2010 года приступила к работе с электронным правительством. Это объясняется тем, что до сих пор не создано единое решение, базовый программноаппаратный комплекс, который смог бы стать основой и ядром российского электронного правительства. При этом в некоторых регионах разработаны качественные ТЗ, даже проведены конкурсы, но осуществлять свои замыслы субъекты Федерации не спешат. Они действуют с оглядкой на федеральный центр. Вопервых, ждут от него четких указаний – перечня требований, которым должно соответствовать региональное решение. Вовторых, опасаются, что «Ростелеком» воспользуется предоставленными ему исключительными правами по реализации еПравительства и отвергнет региональные решения, созданные без его участия. Тогда деньги окажутся потраченными зря. Одним словом, стандарта нет, а монополист, вердикт которого может оказаться совершенно произвольным, есть. Это, мягко говоря, не способствует проявлению регионами инициативы.
Насколько значимым, на Ваш взгляд, является внедрение электронного правительства для российской экономики в целом и для общества в частности?
— Рано или поздно к любому деятельному человеку приходит осознание того, что информационное общество – это уже не теория, а реальность нашего времени. А потому государство просто обязано искать эффективные и устраивающие граждан способы электронной коммуникации. Если государство не будет интегрировано в информационное общество, то в скором времени рискует стать архаизмом. С другой стороны, электронное государство на деле, с помощью реально функционирующих сервисов способно существенно облегчить жизнь не только простых граждан, но и представителей бизнеса, в том числе международного. За нами закрепилась печальная слава одной из самых забюрократизированных стран – электронное правительство во многом способно решить эту проблему.
Какие факторы сегодня тормозят развитие е-правительства в России?
— Существует несколько обстоятельств, существенно ограничивающих внедрение электронного правительства в РФ. Самым главным из них является монополизация этого сегмента. У российских ITразработчиков громадный креативный капитал, и я уверен, что если бы различные решения еправительства разрабатывались на конкурсной основе, мы бы уже располагали типовыми системными решениями, которые позволили бы успешно реализовать проект электронного государства. Нужен четкий стандарт (перечень требований), отсутствие монополии и инициатива. У нас же прямо противоположная ситуация: отсутствие стандарта, монополия и, как следствие, острый дефицит инициативы. Это и является главным стоппером программы. Есть, конечно, и другие проблемы. Например, отсутствие нормативноправовой базы электронного документооборота. Есть и человеческий фактор. К сожалению, уровень компьютерной грамотности чиновников и политиков все еще недостаточен.
Виктор Владиславович, тем не менее существуют ли на сегодняшний день программные продукты, которые можно было бы использовать в рамках внедрения электронного правительства в России? Если да, то полностью ли это наша разработка? Есть ли у нее аналоги?
— Как я уже говорил, у наших ITразработчиков хороший потенциал. Даже сегодня существуют программные продукты, которые при определенной доработке, конечно, смогли бы эффективно использоваться для создания российского электронного правительства. Среди них можно отметить системное решение «ИВКПортал» – разработку ЗАО ИВК. Его главное преимущество заключается в том, что оно построено на базе отечественных платформ – «ИВКЮпитер» и «ИВК Бюрократ». Это обстоятельство играет существенную роль, когда мы говорим о государственном документообороте, который, очевидно, включает и конфиденциальную информацию. Использование собственных технологий значительно повышает уровень безопасности, защищенность. Платформа «ИВКЮпитер» в функциональном отношении является аналогом западных платформ, используемых в еправительствах других стран.
Вы можете дать какой-то прогноз развития е-правительства в России?
— В перспективе я, конечно, верю, что система электронного правительства в России будет развернута масштабно и начнет эффективно функционировать. Однако относительно ближайшего будущего мой прогноз скорее неблагоприятный.
Я уже говорил о стоппере – пробке, блокирующей развитие электронного государства. Я думаю, до тех пор, пока мы эту пробку не вышибем, наши успехи будут оставаться незначительными и, главное, больше демонстративными, чем реальными. Все прочие проблемы, на мой взгляд, решаемы в рабочем режиме, а главная проблема, названная мной стоппером, требует решения волевого и политического.