Информация – это все!!!

Автор: Рыжов Р. С.

Информация – это все!!!

Доступность информации для общества, в соответствии с нормами Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления»

Рыжов Роман Сергеевич, зав. кафедрой «Гражданских и уголовно-правовых дисциплин» филиала ГОУ ВПО «Московский Государственный Университет Технологий и Управления им. К.Г. Разумовского» в г. Волоколамске Московской области

В 2009 г. принято постановление Правительства Российской Федерации, которым одобрена «Концепция единой системы информационно­справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно­телекоммуникационной сети «Интернет».

Все указанное свидетельствует о том, что исполнительная власть довольно оперативно реагирует на необходимость конкретизации норм рассматриваемого закона в целях их реализации на практике. Таким образом, весьма удобная форма информационного взаимодействия государства и граждан через Интернет наполняется реальным содержанием.
Закон о порядке доступа к информации органов публичной власти во многом потерял бы смысл, если бы не содержал перечня информации, которую он должен открыто о себе распространять.

В Законе это сделано применительно к размещению данных сведений на официальных сайтах в сети Интернет, что подчеркивает публичность и открытость данной информации, так как доступ к ней возможен из любой точки планеты.

Основными информационными блоками, из которых должны формироваться официальные сайты, в соответствии со ст. 13 рассматриваемого законодательного акта, являются:

  • общая информация об органе публичной власти (наименование, структура, полномочия, сведения о руководителях, перечни находящихся в ведении информационных систем и т.п.);
  • информация о нормотворческой деятельности (принятые нормативные правовые акты, тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, инициатором принятия которых явился данный орган публичной власти, установленные фермы обращений в данный орган и т.п.);
  • информация об участии данного органа в целевых программах, международном сотрудничестве, в том числе сведения об официальных визитах и поездках руководителей;
  • информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятые меры по обеспечению их безопасности;
  • информация о результатах проверок, проведенных данным органом публичной власти, а также проверок, которым он подвергся сам;
  • тексты выступлений и официальных заявлений руководителей;
  • статистическая информация (статистические данные и показатели, сведения об использовании бюджетных средств и т.п.);
  • информация о кадровом обеспечении органов публичной власти (порядок поступления на службу в этот орган, сведения о вакантных должностях, квалификационные требования к кандидатам, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей и т.п.);
  • информация о работе данного органа публичной власти с обращениями граждан.

Наличие такого развернутого перечня подчеркивает существенное повышение уровня открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления перед гражданами, которая реально осуществима только при использовании интернет­технологий. Существовавшая ранее форма ведомственных средств массовой информации (в ряде органов сохранившаяся и до сего времени) по возможности охвата аудитории не может идти ни в какое сравнение с сайтом, а тем более с интернет­порталом. К тому же содержание такого электронного информационного ресурса обходится на несколько порядков дешевле.

Анализ данного перечня также показывает, что столь существенная информационная открытость не может быть реализована всеми без исключения федеральными органами исполнительной власти. Поэтому Закон пытается несколько «округлить» данный узкий момент, ставя объем и содержание представляемой на сайтах информации в зависимость «от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления». Это приводит к необходимости утверждать перечни аналогичной информации на ведомственном уровне. Промежуточным звеном здесь служат перечни информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляют соответственно Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, предусмотренные ст. 14 рассматриваемого Закона, где к перечисленным в ст. 13 информационным блокам добавляются сроки их актуализации.

Полная версия статьи в печатной версии журнала "Административное право " или через 3 месяца на сайте.