Нарушение антимонопольного законодательства на потребительском рынке

Автор: Светлана Трошина

Нарушение антимонопольного законодательства на потребительском рынке

Светлана Трошина, кандидат юридических наук

Аннотация: В статье поднимаются проблемы нарушения антимонопольного законодательства путем ограничения конкуренции на потребительском рынке предоставления населению медицинских услуг, установления монопольно высоких цен в отношении отдельных категорий потребителей — иностранцев и апатридов.

Violations of antimonopoly legislation in consumers’ market

Annotation: the article is dealing with problems of violations of antimonopoly legislation by means of restrictions in consumers’ market competition in the sphere of medical services, fixing monopoly high prices for particular category of consumers: foreigners and stateless persons.

Нарушение антимонопольного законодательства на потребительском рынке имеет негативные последствия не только для свободы развития предпринимательства, но и для реализации основных прав и свобод человека. Потребитель — наиболее уязвимая сторона в цепи продвижении услуг на потребительском рынке.

Федеральный закон № 152-ФЗ «О защите прав потребителей» до сих пор остается лишь декларируемым принципом построения рыночной экономии в Российской Федерации, особенно если потребителем являются иностранцы или апатриды. Незнание русского языка, незнание законов, длительная психотравмирующая ситуация, в которой находятся иностранные пользователи, навязываемые государственными органами услуги, которые иностранные пользователи поневоле обязаны исполнять для приобретения легального статуса мигранта, проживающего на территории Российской Федерации, — все эти обстоятельства создают условия практической невозможности осуществления свободы конкуренции и свободы реализации права выбора потребителем услуг на потребительском рынке.

Статьей 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, гарантируется каждому человеку обладание всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В статье 7 Всеобщей декларации прав человека говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

В нарушение ст. 13, 14, 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 1 Протокола № 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ограничил иностранцев в правах более, чем предусмотрено Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод.

В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 250 от 14 апреля 2003 года началом легализации нахождения мигранта на территории Российской Федерации является отметка в миграционной карте территориального органа ФУМС России по субъекту Российской Федерации о приеме заявления со всеми документами для оформления разрешения на временное проживание. Среди списка обязательных документов имеется акт медицинского освидетельствования и сертификат на ВИЧ. Указанные медицинские документы иностранные граждане могут получить не в любом муниципальном медицинском учреждении, оказывающем подобные медицинские услуги для граждан Российской Федерации, а только лишь в тех, которые входят в перечень, определенный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Цены на медицинские услуги, предоставляемые иностранным гражданам, устанавливаются сами хозяйствующими субъектами, и размер их в десятки раз превышает цены на те же медицинские услуги, оказываемые российским гражданам.

К компетенции Антимонопольного комитета Российской Федерации для рассмотрения отнесена категория административных дел по устранению ограничения конкуренции на потребительском рынке. В соответствии со ст. 5.1, 5.8, 5.11 Положения «О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года № 324; п. «а», «г» ч. 3, «а» ч. 6 ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1—4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

Четыре лечебно-профилактических учреждения города обладают рыночным потенциалом на основании Постановления Правительства области от 17 ноября 2006 года № 974-ПП «О платных медицинских услугах, оказываемых населению государственными учреждениями здравоохранения… области» и Приказом Минздрава субъекта Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 2299-П «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории… области». Действия исполнительных органов субъекта Российской Федерации подпадают под ст. 19.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации — ограничение торговли. Нормативными актами исполнительного органа субъекта Российской Федерации установлено доминирующее положение на рынке предоставления платных медицинских услуг в нарушение п. 1 ч. 1, пп. 1—3 ч. 3 ст. 5, пп. 1, 2 ч. 1 ст. 6, п. 4 ст. 9, пп. 1, 2, 5 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», а также ст. 13, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и, кроме того, ст. 1, ч. 2 ст. 17, 18, ч. 3 ст. 65 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Под термином «рыночный потенциал» понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке (п. 8.2 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. приказом МАП от 20 декабря 1996 года № 169).

При измерении рыночного потенциала могут быть применены три различных подхода. Одним из таких подходов является структурный — анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, заключающийся в подсчете хозяйствующих субъектов на товарном рынке и определении долей этих субъектов. Таким образом, всего 4 хозяйствующих субъекта доминируют на рынке услуг, и доля каждого 25 %. Несмотря на то что доля каждого хозяйствующего субъекта менее 35 %, тем не менее эти субъекты обладают рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же рынке услуг по той простой причине, что другие хозяйствующие субъекты отсутствуют в Перечне ЛПУ, допущенных к оказанию медицинского освидетельствования иностранцев (апатридов), утвержденном Приказом Минздрава субъекта Российской Федерации № 2431-П от 31 декабря 2008 года «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории… области».

Таким образом, нормативными актами органов исполнительной власти нарушен п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку установлено доминирующее положение хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке услуг превышает 50 %. Признаки доминирования хозяйствующих субъектов на рынке услуг, определенные пп. 1—3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции», имеются в совокупности: доля трех хозяйствующих субъектов превышает 70 %, рыночный потенциал удерживается более года, предоставляемые на рынок медицинские услуги неограниченному числу лиц не могут быть заменены другими, поскольку иным хозяйствующим субъектам приказом 2431-П установлен непреодолимый барьер — недопуск на рынок услуг, вследствие чего цены на потребительском рынке необоснованно завышены.

Антимонопольные органы квалифицируют положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65 %, как доминирующее. Объединенные приказом Минздрава субъекта Российской Федерации, четыре медицинских учреждения контролируют 100 % рынка медицинских услуг для иностранцев. Фактически конкурентная среда на рынке медицинских услуг, предоставляемых иностранцам, отсутствует. Возникла так называемая олигополия из четырех больниц города, стабильно поддерживающая ценовое лидерство в области при реализации медицинских услуг иностранцам.

Однако в нарушение пп. 1, 3 «Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 19 декабря 2007 года № 896, хозяйствующие субъекты не внесены антимонопольными органами в Реестр, несмотря на то что имеют долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимают доминирующее положение на рынке медицинских услуг.

Анализ конкурентной среды на товарном рынке однозначно подтверждает рыночный потенциал четырех хозяйствующих субъектов. Провести анализ зависимости показателей деятельности четырех хозяйствующих субъектов от показателей деятельности конкурентов невозможно в связи с отсутствием конкурентов в монополии медицинских услуг. При свободной конкуренции исчисляется эластичность спроса по цене: чем больше неэластичность спроса на продукцию данного продавца, тем больше потенциал продавца на рынке. Также проводятся наблюдения за поведением продавца товара при ценообразовании: устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентного и как долго удается поддерживать цены на этом уровне. На практике может быть использован также метод исчисления остаточного спроса: после расчета размеров покупательского спроса и предложения со стороны конкурентов в анализируемый период времени определяется возможность поставщика повысить цены в результате сокращения выпуска продукции. Рынок медицинских услуг для иностранных граждан не выдерживает проверки эластичности цен, т. к. искусственно завышается медицинскими учреждениями и удерживается, поскольку конкурентные цены отсутствуют.

Оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего субъекта свидетельствует о рыночном потенциале, поскольку деятельность медицинских учреждений продолжается более года. При этом резко прослеживаются отклонения показателей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов: несоразмерно высокая прибыль по сравнению со среднеотраслевым значением аналогичных услуг медицинского освидетельствования для российских граждан. Экономических факторов, обусловивших отклонения, не выявлено.

Таким образом, четыре медицинских учреждения на территории области занимают доминирующее положение, нарушая Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Поскольку под доминирующим положением понимается исключительное положение не только хозяйствующего субъекта, но и группы хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, которые рассматриваться как один хозяйствующий субъект на рынке определенных услуг, дающее субъектам возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции и затруднять доступ на рынок услуг другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу хозяйственной и предпринимательской деятельности этих субъектов.

Четыре больницы действуют под общим контролем Минздрава РФ, поэтому их деятельность квалифицируется как доминирующая группа на рынке медицинских услуг, что существенно нарушает требования п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку на основании уставов лечебно-профилактических учреждений Министерство здравоохранения области дает для хозяйствующих государственных и муниципальных учреждений обязательные указания.
Доля группы взаимосвязанных хозяйствующих субъектов на товарном рынке определяется как сумма долей всех хозяйствующих субъектов, связанных между собой на чисто управленческом уровне на рассматриваемом рынке.

Ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает все соглашения, любую согласованную деятельность хозяйствующих субъектов — конкурентов, занимающих в совокупности доминирующее положение, а также все решения организаций, занимающих в совокупности доминирующее положение, которые могут оказать сдерживающее влияние на конкуренцию.

Фактически создано доминирующее положение хозяйствующим субъектам на рынке платных медицинских услуг, поскольку определяется возможность хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок в плане ограничения конкуренции форм путем издания приказа Минздрава субъекта Российской Федерации, которым ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов и иностранцев (апатридов). Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащего хозяйствующему субъекту. Причем необходимости, предусмотренной п. 1.5 Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных приказом Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации от 03 июля 1994 года № 67, в таком установлении доминирующего положения практически не усматривается.

Барьеры вхождения в рынок медицинских услуг для иностранцев для лечебно-профилактических учреждений, не указанных в Перечне, — это непреодолимые обстоятельства, установленные приказом Минздрава субъекта Российской Федерации, препятствующие новому хозяйствующему субъекту на равных правах конкурировать с уже существующими на данном рынке хозяйствующими субъектами. Таких барьеров, как непосильные расходы на вхождение в рынок услуг, у других больниц города не имеется, поскольку больницы оснащены всем необходимым медицинским оборудованием, а также имеют лицензии на оказание медицинских услуг.

Законом не предусмотрены барьеры для вхождения на рынок медицинских услуг для иностранцев лечебно-профилактическим учреждениям. Исключительные права, льготы или иные привилегии, предоставленные региону или отдельным хозяйствующим субъектам органами власти и управления, в т. ч. связанные с различного рода программами социально-экономического развития, в данном случае Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации, не установлены. Барьеры установлены актами исполнительных органов субъекта РФ — постановлением правительства области № 974 и приказом Минздрава области № 2431-П.
Вследствие установления барьеров для вхождения на рынок услуг иных хозяйствующих субъектов на рынке медицинских услуг для иностранцев установлена монопольно высокая цена, что свидетельствует о нарушении пп. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку не отвечает признаку сопоставимости и превышает сумму расходов и прибыли.

Интегральным показателем рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, является устанавливаемая субъектом цена, превышающая уровень конкурентных цен на данном товарном рынке, в том числе монопольно высокая цена. Монопольно высокая цена медицинского освидетельствования иностранцев и апатридов в несколько раз выше цены аналогичных медицинских услуг, предоставляемых теми же медицинскими учреждениями российским гражданам.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» не предусмотрено государственного регулирования цен на медицинские услуги. Однако Постановлением правительства области от 17 ноября 2006 года № 974-ПП «О платных медицинских услугах, оказываемых населению государственными учреждениями здравоохранения… области» предписано установить тарифы на платные медицинские услуги.

Как комментируется в Письме Минэкономики Российской Федерации от 03 марта 1999 года № 7-225 «О ценах на платные медицинские услуги», цены (тарифы) на платные медицинских услуги, не подлежащие государственному регулированию, формируются в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики России 6 декабря 1995 года № СИ-484/7-982.

Утверждены «Предельные тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые населению государственными учреждениями здравоохранением области» Приказом Минздрава области от 17 декабря 2008 года № 2299-П «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории… области». Тарифы являются предельными и могут понижаться государственными учреждениями здравоохранения самостоятельно при условии сохранения одинакового уровня для соответствующих групп потребителей. Предельные тарифы на платные медицинские услуги рассчитаны в соответствии с действующим законодательством с учетом всех затрат, связанных с предоставлением работ и услуг, в том числе необходимых лекарственных средств.

Свидетельством наличия рыночного потенциала является постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли; свидетельство непрекращающейся ценовой дискриминации, т. е. установление разных цен для разных групп покупателей медицинских услуг, не оправданное разницей в затратах.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», утвержденными письмом Минэкономики РФ от 20 декабря 1995 года № 7-1026, свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно юридическими лицами, осуществляющими продажу услуг населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами предоставляемых услуг, исходя из цены закупки медтехники и лекарств, стоимости работ и торговой надбавки.

Свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости. В себестоимость платных медицинских услуг включается стоимость изделий медицинского назначения и лекарств, которые формируются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Кроме того, в свободной цене закладывается необходимая прибыль с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на добавочную стоимость.

Например, цена на медицинское освидетельствование наличия (отсутствия) признаков заболевания, свидетельствующих о немедицинском приеме наркотических или психотропных веществ, в медицинском учреждении для российских граждан составляет 105 рублей, а для иностранцев — 862 рубля. В двух других лечебно-профилактических учреждениях цена на медицинские услуги на выдачу медицинского акта и сертификата-ВИЧ за освидетельствование одного иностранца составляет 1 500 р. И соответственно 700 р.

Трудозатратность предоставления медицинских услуг для иностранцев, апатридов и граждан Российской Федерации одинакова, завышение цены медицинского обслуживания населения для лиц, не являющихся гражданами РФ, в два-три раза и более, чем на подобные медицинские услуги, предоставляемые гражданам Российской Федерации. Повышение цен для отдельных категорий потребителей экономически не обусловлено и не соответствует признакам, предусмотренным п. 18 Приказа ФАС № 108 от 25 апреля 2006 года «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Следовательно, дифференциация в оплате однотипных медицинских услуг для иностранцев (апатридов) и граждан Российской Федерации законодательно не обусловлена, но является следствием дискриминационной политики цен на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года охрана здоровья гарантируется всем категориям потребителей без каких бы то ни было ограничений. Статья 17 Основ гарантирует защиту физического лица от дискриминации при получении медицинских услуг. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Порядок оказания медицинской помощи лицам без гражданства и беженцам устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на охрану здоровья иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 18 Основ). При этом порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации, однако повышенной оплаты при оказании услуг для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан органами исполнительной власти Российской Федерации не предусматривается. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Основ международные соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества в области охраны здоровья граждан, не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в области охраны здоровья, закрепленные Основами и другими актами законодательства Российской Федерации. Таким образом, российским законодательством запрещена дискриминация иностранцев при оказании медицинских услуг. Однако на территории области установлены и применяются дискриминационные цены для иностранцев.

Требования УФМС по субъекту Российской Федерации к обязательному предоставлению медицинских актов и справок, свидетельствующих о том, что заявитель (член его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, сводятся к предоставлению названных документов только от государственных и муниципальных ЛПУ, предусмотренных Перечнем, утвержденным приказом Минздрава области № 2431, но это противоречит ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей устанавливать для приобретателей услуг ограниченный выбор хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие медицинские услуги. Данные требования составляют необоснованное препятствие осуществлению хозяйственной деятельности другими хозяйствующими субъектами, оснащенными равноценной или лучшей медицинско-технической базой для проведения подобного рода обследований.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип равенства участников гражданских правоотношений, а также принцип неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации положение участников гражданского оборота основано на их равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности.

В соответствии со ст. 18, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Юридические лица могут быть ограничены в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Законодательством о защите прав потребителей предоставлено право потребителя выбора хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке предоставляемых услуг в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 152-ФЗ «О защите прав потребителей». Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством (ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отказ УФМС по субъекту Российской Федерации в приеме к рассмотрению справок и медицинских актов, выданных негосударственными и муниципальными медицинскими учреждениями, имеющими лицензию, но не включенными в Перечень, нарушает права потребителей на свободу заключения договора на оказание медицинских услуг.

Пунктами 2 и 5 части 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению и устранению конкуренции, в частности установление для приобретателей услуг ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги и устанавливают необоснованное препятствие осуществления деятельности хозяйствующим субъектам.

Таким образом, отказ УФМС по субъекту Российской Федерации в допуске хозяйствующих субъектов, не входящих в утвержденный список лечебно-профилактический учреждений, утвержденный приказом № 2431 Минздрава области, ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право осуществлять указанную деятельность.

Таким образом, нормативными актами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации нарушены пп. 1, 2, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку введены ограничения в отношении отдельных видов деятельности — оказания платных медицинских услуг иностранцам для лечебно-профилактических учреждений частной формы собственности, а также ряда учреждений государственной и муниципальной формы собственности; необоснованно установлены преимущества для четырех лечебно-профилактических учреждения города и некоторых учреждений государственной и муниципальной формы собственности по области, что является необоснованным препятствием к осуществлению хозяйственной деятельности другими хозяйствующими субъектами различной формы собственности; установлены ограничения для приобретателей услуг — иностранцев и апатридов — выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют данные медицинские услуги.

Законными методами административного реагирования являются вынесенные предписания, адресованные хозяйствующим субъектам и исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации, об исключении практики нарушения антимонопольного законодательства в части установления необоснованных барьеров для вхождения на рынок медицинских услуг иным хозяйствующим субъектам, устанавливающим для приобретателей медицинских услуг ограничение выбора хозяйствующего субъекта, предоставляющего данные услуги. Кроме того, ненормативные акты, противоречащие антимонопольному законодательству, в судебном порядке могут быть признаны недействующими.

Ненормативные акты признаются недействительными в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваются как индивидуальные акты, устанавливающие или отменяющие права или обязанности конкретных лиц. Полагаю, акт правительства области относится к ненормативным актам.

Нормативные акты признаются недействующими в соответствии с главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии что название данных актов соответствует нормативным актам, акты изданы в установленном порядке, правовые нормы, установленные ими, обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Полагаю, приказ Минздрава области № 2431 относится к нормативным актам. Думается, предписание об отмене акта органа исполнительной власти применимо только к решениям о рекламе, однако в просительную часть иска может быть внесено.

Признание правового акта недействующим или недействительным откроет свободу реализации права выбора медицинских учреждений на приобретение медицинских услуг иностранным гражданам на будущее. Но справедливости ради следует позаботиться о восстановлении прав потерпевших потребителей на рынке медицинских услуг.

Группа медицинских учреждений, необоснованно завышавшая цены на продажу медицинских услуг дискриминируемой группе потребителей — иностранным гражданам, обязана возместить необоснованно понесенные иностранцами издержки. Сумма излишне выплаченных денежных средств за приобретение медицинских услуг колеблется в среднем от 700 до 1 400 рублей. Это реальный ущерб. Кроме того, названная сумма индексируется и увеличивается на штрафную сумму за отказ ответчиком потребителю добровольно удовлетворить законные требования потребителя. По делам о защите прав потребителей на основании решения суда и в размере, определенном судом, истцовой стороне возмещается ответчиком сумма возмещения морального вреда.

Получение искомой суммы возможно при обращении мигрантов непосредственно в медицинские учреждения, их обслуживавшие, а при отказе, что наиболее вероятно, путем подачи заявления мировому судье по подсудности.

При таких обстоятельствах теоретически каждый иностранец, получивший в прошлом медицинские услуги по необоснованно завышенным ценам, имеет право судебной защиты, поскольку срок подачи заявления исчисляется с момента признания правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации недействующим или недействительным. Так что все принятые на основе акта решения муниципальных медицинских организаций с момента вступления в законную силу решения суда также утрачивают силу.

Однако проблема состоит в другом: процент обращения иностранцев в российские суды за защитой нарушенных прав почти равен нулю. Существуют барьеры в знании русского языка и российского законодательства, иностранцы не доверяют российскому правосудию, а также опасаются актов мести.

При таких обстоятельствах возможно установить потерпевших лиц от злостной монополии на потребительском рынке через органы миграции. УФМС России по субъекту Российской Федерации в каждом районе города выдает разрешения на временное проживание, вид на жительство и гражданство. Сбором документов и формированием личных дел иностранцев занимаются все те же миграционные органы. Именно для этих миграционных дел иностранцы проходят медицинские обследования и собирают справки медицинского содержания. Не вызывает сомнения, что все медицинские справки, полученные мигрантами из медицинских учреждений города, занимающего доминирующее положение на потребительском рынке медицинских услуг, до признания правового акта исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации недействительным или недействующим представлены потребителям-иностранцам по необоснованно высокой цене.

Миграционные органы могут составить списки иностранцев, получивших справки в названных медицинских учреждениях, и направить данные списки в прокурорские органы для правового реагирования. И в этом случае прокурор будет в суде представлять интересы лиц, которые самостоятельно не могут защитить свои исковые требования. Истцы освобождены от уплаты государственной пошлины по ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 152-ФЗ «О защите прав потребителей», а в резолютивной части решения суда в соответствии с ч. 5 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы возлагаются на ответчиков.