Призраки гражданских правоотношений

Автор: Светлана Трошина

При закладке похозяйственных книг должностные лица совершают должностной подлог, вписывая в качестве главы личного подсобного хозяйства заведомо умерших людей и родственников этих людей по восходящей линии. Поскольку умерший никогда не был правообладателем недвижимости, то и его наследники в права собственности по праву наследования не вступили. Недвижимое имущество записывается на баланс органа местного самоуправления как выморочное при живых титульных собственниках земельных участков и находящихся на этих участках домовладений. 

В статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» дано понятие личного подсобного хозяйства: это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с этим гражданином и (или) совместно осуществляющими с гражданином ведение личного подсобного хозяйства членами семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В статье 4 названного закона сказано, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

На основании пункта 2 статьи 5 указанного закона органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названого закона личное подсобное хозяйство регистрации не требуется, а правом на разработку земель личного подсобного хозяйства лицо наделяется с момента государственной регистрации права лица в ЕГРП.

Стимулирование развития личных подсобных хозяйств производится путем создания организационно-правовых условий. Очевидно, с этой целью законодатель включил статью 8 в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», где говорится, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 18 августа 1994 года № 5-10/1246 введена единая система регистрации земельных участков и присвоения кадастровых номеров для ведения государственного земельного кадастра.

Данным подзаконным актом определено полновластие в правоотношениях земельного учета органов местного самоуправления на собственной кадастровой зоне — в административном районе, это территория населенного пункта районного подчинения; территория, подчиненная сельской администрации. В соответствии с пунктом 4.1 письма для введения единой системы нумерации необходимо создать реестры (списки) земельных участков, предоставленных в собственность, владение, пользование гражданам или юридическим лицам в районе или городе. На основании пункта 4.2 приказа исходными материалами для составления реестров являются госземкниги районов, похозяйственные книги, списки крестьянских хозяйств.

Реестры в районе составляются отдельно на земельные участки органами сельских администраций (пункт 4.3). Для отображения земельных участков на планово-картографическом материале и ведения текущего учета создается серия дежурных кадастровых карт (пункт 4.4). Дежурная кадастровая карта населенного пункта, подчиненного субъекту федерации. На эту карту наносятся границы и номера кадастровых зон, внутри которых выделяются границы кадастровых массивов, которые в свою очередь делятся на кадастровые кварталы (пункт 4.8). В кадастровый квартал условно заносятся неотмежеванные земельные участки или согласно координат — отмежеванные земельные участки.

В соответствии с пунктом 4.13 учет номеров земельных участков осуществляется в специальных журналах, которые являются дополнением к дежурным кадастровым картам. В журналах фиксируются: номер участка на дежурной кадастровой карте, кадастровый номер, номер планшета, номер квадрата на планшете, площадь участка, наименование участка, адресные ориентиры, наименование (Ф. И. О.) юридического лица (гражданина). Записи в журналах позволяют систематизировать процесс присвоения номеров земельным участкам, а также по любому из указанных в журнале показателей легко отыскать участок на дежурной кадастровой карте.

Казалось бы, в систему земельного учета включена защита прав правообладателей земельных участков. Однако информация о кадастровом учете, который велся сельскими поселениями, закрыта от правообладателей земельных участков. Запросы в архивы Комитета по земельным ресурсам дают отрицательный результат — информация отсутствует.

Подобный «законодательный занавес» является удобной ширмой для совершения должностного подлога и приготовления к совершению преступления, предметом которого является недвижимое имущество, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Глава сельского (поселкового) совета включает в кадастровый паспорт земельного участка от 2009 года в качестве правообладателя лицо, которое не наделено правами на земельный участок. При проверке жалобы титульного правообладателя должностные лица территориального органа Росреестра исключили самозванца из архива правообладателей земельного участка в связи с отсутствием на имя этого человека правоустанавливающего документа.

Но в похозяйственных книгах содержатся записи, подтверждающие должностной подлог: в качестве правообладателей земельного участка и домовладения вписаны лица, не имеющие на недвижимость законных прав. Глава администрации сельского (поселкового) совета не намеревается аннулировать данные записи, поскольку имеется потенциальная возможность незаконного обогащения. Благоприятные условия для незаконного обогащения созданы действующими подзаконными актами.
Приказом Министерства сельского хозяйства от 11 октября 2010 года № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» главам муниципальных образований и главам сельских (поселковых) советов предоставлено право ведения похозяйственных книг, в которых подлежат регистрации земельные участки, расположенные на этих земельных участках насаждения, находящиеся в хозяйстве скот и птица, а также регистрации подлежат люди, в том числе глава хозяйства и члены семьи.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2012 № П/103 (прежняя редакция от 29.08.2006 № 146) «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» утверждена форма выписки из похозяйственной книги.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов» установлено, что если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия, в том числе свидетельствовать верность копий документов и выписок из этих документов.

Вместо выписки из похозяйственной книги главой администрации сельского (поселкового) совета может быть выдана архивная справка. Архивные документы, касающиеся ведения личных подсобных хозяйств граждан, хранятся в сельских (поселковых) советах или муниципалитетах и в государственные архивы не сдавались. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле» к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся: хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе органов местного самоуправления, если только не принято решение о передаче архивных документов. В соответствии с пунктом 4 названной статьи органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5 упомянутой статьи орган местного самоуправления муниципального района может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

Поскольку Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» позволяет вести личное подсобное хозяйство лицам, как зарегистрированным в сельской местности, так и зарегистрированным по постоянному месту жительства в другой местности (городе), то у главы администрации сельского (поселкового) совета возникает благоприятная возможность для должностного подлога.

Граждане, ранее проживавшие в сельской местности, но выехавшие на постоянное место жительства в связи с поступлением на учебу и работу в город, не имеют возможности отслеживать движение правовых актов, издаваемых главой администрации сельского (поселкового) совета. Поэтому земельные участки, на которых располагались личные подсобные хозяйства, передаваемые по восходящей линии от прабабушек к бабушкам, к родителям и, наконец, детям и внукам одной семьи по договорам дарения (не по наследству), нотариально удостоверяемым и регистрируемым в соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса РСФСР в исполкомах Советов народных депутатов, становятся объектом преступного посягательства — это объекты недвижимого имущества на ранее учтенных правах.
Главы администраций сельских (поселковых) советов хорошо уяснили смысл статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации об исчерпывающем перечне случаев предоставления муниципальных земельных участков гражданам. В данный перечень не входит приобретательная давность.

Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 августа 2011 года № ОГ-Д23-742 дано разъяснение по вопросу включения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, считающемся ранее учтенным в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с частью 1 статьи 45 закона о кадастре ранее учтенными объектами недвижимости (в том числе ранее учтенными земельными участками) являются: объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 1 марта 2008 г.; объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с этим имуществом, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Сделан вывод, что ранее учтенным земельным участком является земельный участок, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости или в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с этим имуществом. Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 45 закона о кадастре, если сведения и документы о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.02.2010 № 2321-ИМ/Д23 отмечалось, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, не только являются основаниями для включения сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.

Документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в государственный кадастр недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 закона о кадастре состава сведений (ч. 3 ст. 45 закона о кадастре), такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент издания этого документа (т. е. применительно к деятельности органа кадастрового учета такой документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в государственный кадастр недвижимости).

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № Д23-3481 говорится о возможности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, хотя статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» среди необходимых для государственного кадастрового учета документов, перечисленных в данной статье, выписка из похозяйственной книги не указана.

При этом согласно пункту 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, выписка из похозяйственной книги, оформленная в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 N 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», является основанием для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке. Кроме того, по мнению департамента недвижимости, при отсутствии в похозяйственной книге каких-либо сведений — в соответствующих строках выписки из похозяйственной книги должен быть проставлен прочерк.

При обращении гражданина за выпиской из похозяйственной книги о подтверждении права у гражданина на личное подсобное хозяйство выписка предоставляется заявителю, но только на земельный участок без указания на домовладение, расположенное на данном земельном участке. Выписка из похозяйственной книги подается на регистрацию в ГКН главой администрации сельского (поселкового) совета по какому-то секретному правилу. Регистрация в ЕГРП производится согласно выписке из похозяйственной книги на имя правообладателя, но кадастровый паспорт выписывается на другое лицо, родственника «мертвой души», занесенной в похозяйственную книгу, который не был правообладателем.

С начала девяностых годов главой администрации сельского (поселкового) совета вписывалось в качестве главы личного подсобного хозяйства умершее лицо, которое никогда не было правообладателем данного недвижимого имущества. В похозяйственных книгах числятся в качестве членов хозяйства родственники умершего, даже не пытавшиеся вступить в права наследства, не подозревая о таком «нечаянном интересе».

По документам получается двойная кадастровая регистрация: в похозяйственных книгах числятся умершие лица и родственники этих лиц, не имеющие права на недвижимость, в Росреестре числятся живые — титульные правообладатели, получившие права по закону.

Для того чтобы латентную кадастровую регистрацию мертвых душ легализовать, глава администрации сельского (поселкового) совета вносит путаницу в выписки из похозяйственных книг. Земельный участок отделяется от домовладения, несмотря на то что объекты недвижимости находятся в правообладании одного собственника.

Глава администрации сельского (поселкового) совета предоставляет титульному правообладателю выписку из похозяйственной книги, в которой данный правообладатель значится собственником земельного участка, однако несколько лет подает иск об истребовании муниципальной собственности — выморочного личного подсобного хозяйства — из чужого незаконного владения (статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации). Выдвигаются исковые требовании о признании недействительным решения органа государственной власти о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Исковые требования обосновываются фактом отсутствия постановления главы администрации сельского (поселкового) совета о выделении данному гражданину земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с пунктом 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации: если имущество приобретено безвозмездно у лица, которое не имело права отчуждать данное имущество, то собственник имеет право истребовать имущество во всех случаях.

В соответствии с законодательством земельный участок следует за домом к новому правообладателю на тех же правах, какими обладал прежний правообладатель.
Выписка на домовладение главой администрации сельского (поселкового) совета титульному правообладателю не выдается.

При этом записи в похозяйственных книгах фальсифицированы главой администрации сельского (поселкового) совета так, чтобы невозможно было подтвердить права прежнего титульного правообладателя, передавшего земельный участок родственнику по восходящей линии. В похозяйственные книги вписан в качестве главы личного подсобного хозяйства умерший человек, никогда не бывший титульным владельцем или собственником земельного участка или собственником дома. Ссылки в похозяйственных книгах на правоустанавливающие документы «призрака» не произведены.

Получается, что законодатель защищает тех, кто незаконно обогащаются за счет добросовестных приобретателей, к которым безвозмездно (по договору дарения) перешли права на земельный участок и находящуюся на данном участке недвижимость. При этом добросовестный приобретатель даже не имеет права на возмещение расходов на произведенные приобретателем неотделимые улучшения и возведенные строения на спорном земельном участке.

Законодательством мудро отрегулированы гражданско-правовые отношения с участием граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и не проживающих в сельской местности. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. В пункте 4 названной статьи говорится, что гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Земельный участок и находящаяся на нем недвижимость подпадает под объекты гражданского права (часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации) и может быть объектом всех сделок, производимых на территории Российской Федерации.

Муниципальное образование, в том числе сельские поселения, и органы местного самоуправления выступают субъектами гражданского права в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (часть 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также своими действиями могут приобретать имущественные права и выступать в суде в пределах своей компетенции (части 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К муниципальным образованиям, органам местного самоуправления, сельским поселениям, как субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством по общему правилу (часть 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако в соответствии с частью 5 статьи 126 Гражданского кодекса субъекты гражданско-правовых отношений — муниципальные образования — не отвечают по обязательствам друг друга. Действует ограничение взыскания на землю, находящуюся в муниципальной собственности, установленное в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации и действующим законодательством.

Общий принцип возмещения вреда лицу в полном объеме (часть 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации) и ответственность юридического лица за вред, причиненный работниками данного лица (статья 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации), применительно к органам местного самоуправления, сельским поселениям и муниципальным образованиям сводится к нулевому результату.

Так с минимальным риском главами администраций сельских (поселковых) советов производится криминализация земельных и гражданско-правовых отношений.

Гражданин зарегистрировал земельный участок в ГКН и зарегистрировал права на него в ЕГРП, уплатив государственную пошлину. Отмежевал земельный участок, уплатив кадастровому инженеру за услуги межевания три тысячи девятнадцать рублей (постановление РЭК по Свердловской области № 117-П от 10.08.2001), а с НДС — три тысячи пятьсот шестьдесят два рубля, а также уплатив за непредоставляемые, но обязательно включаемые в договор юридические услуги, всего пять тысяч рублей. Произвел техническую инвентаризацию домовладения с выездом специалистов БТИ, получив кадастровый паспорт (до 01.12.2012) с оплатой услуг в размере шесть с половиной тысяч рублей. Уплатил четыреста тридцать рублей за полученную справку БТИ об инвентаризационной стоимости дома. Построил забор, возделал участок зелеными насаждениями. Уплатил все государственные пошлины, зарегистрировал в ГКН домовладение, зарегистрировал в ЕГРП право на домовладение, уплатил все налоги, за свой счет снес прежнее домовладение, не пригодное для жилья, возвел новый дом.

После возбуждения гражданского иска в суде глава администрации муниципалитета или глава администрации сельского (поселкового) совета основывается на формальных основаниях ст. 56 ГПК РФ о том, что правообладатель личного подсобного хозяйства не может представить в суд копию постановления о выделении предкам добросовестного приобретателя земельного участка по социалистическому законодательству на праве бессрочного пользования или наследуемого владения, изданного правопредшественником администрации сельского (поселкового) совета до реорганизации хозяйства. Искомое постановление находится у главы администрации муниципалитета или главы администрации сельского (поселкового) совета. Но названные должностные лица не заинтересованы упустить возможность присвоить, конечно же, в интересах хозяйства обработанный земельный участок с жилым домом и надворными постройками, пригодными к использованию.

Такое право главе муниципалитета или главе администрации сельского (поселкового) совета гарантировано статьей 10 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», где сказано: ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство. А право на личное подсобное хозяйство гражданина прекращается на основании решения суда, который принимает сторону социально сильной стороны гражданского процесса, игнорирует факт фальсификации доказательств стороной гражданского процесса — главой администрации сельского (поселкового) совета, то есть деяние, совершенное в нарушение части 1 статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В судебном процессе глава администрации ссылается на несоответствие выписки из похозяйственной книги, заверенной его же (главы администрации) подписью, и записи в похозяйственной книге. В выписке из похозяйственной книги значится в качестве правообладателя добросовестный собственник, приобретший земельный участок с домовладением по договору дарения от родственников по нисходящей линии, которым земельный участок был выделен для ведения личного подсобного хозяйства еще по социалистическому законодательству. В похозяйственных книгах записи о прежних добросовестных владельцах земельного участка и домовладения уничтожены, а вместо этих записей путем подлога включены заведомо незаконные записи о правообладании умерших людей, никогда не бывших собственниками названного земельного участка и домовладения. Кроме того, в похозяйственных книгах отсутствует адрес земельного участка, а в выписку из похозяйственных книг адрес включен. Адрес присвоен земельному участку постановлением главы администрации сельского (поселкового) совета 1996 года, до названного года в деревне, где расположен земельный участок, номеров домов и улиц не существовало. Кроме того, главой администрации сельского (поселкового) совета внесены исправления в похозяйственные книги, касающиеся годов возведения домовладений, членов семьи главы хозяйства и дат выбытия членов семьи из личного подсобного хозяйства.

Два дома, находящиеся в собственности у разных членов одной семьи (матери и дочери), по похозяйственным книгам в результате должностного подлога, совершенного главой администрации сельского (поселкового) совета, значатся как один объект недвижимости, не принадлежащий семье.

Поскольку постановление о предоставлении земельного участка в суд не представлено, а выписка из похозяйственной книги является всего лишь правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом, кроме того, выписка из похозяйственной книги не соответствует записям в похозяйствеенной книге, то суд признает выписку из похозяйственной книги недействительной, акт государственной регистрации права собственности на земельный участок — незаконным, а лицо — утратившим право собственности на земельный участок и домовладение.

В гражданском процессе существует презумпция добросовестности сторон гражданского процесса. Недобросовестность сторон гражданско-правовых и административных управленческих правоотношений, нарушенных до степени наличия в действиях виновных лиц уголовного состава, доказывается в уголовном процессе. Должностной подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих действительное содержание данных документов, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, — это состав преступления, предусмотренный статьей 292 Уголовного кодекса Российской Федерации. Квалифицированный состав предусмотрен частью 2 статьи 292 Уголовного кодекса, данный состав преступления заключается в тех же действиях, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Все элементы состава преступления и квалифицирующие признаки доказываются в уголовном процессе. Уголовное дело публичного обвинения. Предварительное расследование производится следственным комитетом. Преступник, желая совершить «идеальное» преступление, всегда в чем-то ошибается.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации участником может быть только живой человек, а не призрак покойного. Правоспособность гражданина начинается с момента его рождения и заканчивается моментом смерти. Исключение составляют правоотношения наследования. Однако и в этом случае права лица, открывшего наследство, являются только основанием для возникновения прав наследников данного лица восьми очередей.

Наследники в течение шести месяцев со дня смерти лица, открывшего наследство, вступают в наследство нотариально или фактическим владением или в течение трех лет с того момента, когда узнали или должны были узнать об открытии наследства. В течение двадцати с лишним лет дочери, а если ее нет в живых, внуку умершего на момент рассмотрения гражданского дела тридцать с лишним лет достоверно известно о смерти человека, именем которого пользуются, производя мошеннические сделки с недвижимостью. Притязание такого наследника на недвижимое имущество спустя два с лишним десятилетия свидетельствует о наличии организованной преступной группы, членами которой являлись умерший, наследники умершего и глава администрации сельского (поселкового) совета.

В обязанности главы администрации сельского (поселкового) совета входит обоснование законности своих действий. А обосновать законность истребования выморочного имущества у добросовестного собственника возможно только на основании постановления о предоставлении в собственность умершему человеку земельного участка, и чтобы данное постановление было вынесено главой администрации сельского (поселкового) совета в 1992 году (возможно, имеется такое постановление, составленное после смерти). Однако главой администрации сельского (поселкового) совета в 1996 году вынесено постановление о присвоении названий улицам и номеров домам в деревне, где находится данное личное подсобное хозяйство. К постановлению приложен список хозяйств, в котором в качестве правообладателя указано лицо, получившее по договору дарения от родственников по нисходящей линии спорный дом, т. е. добросовестный приобретатель.

Умысел главы администрации сельского (поселкового) совета в совершении преступления, предусмотренного статьей 292 Уголовного кодекса, доказывается, и основания к отказу в возбуждении уголовного дела отсутствуют.