Новые реалии взыскания исполнительского сбора и штрафа за неисполнение постановления судебного пристава

Автор: Зоя Вешкурцева

Возможность быстро получить исполнение требований по исполнительному листу очень остро интересует взыскателей. Закон предоставляет большие возможности судебным приставам-исполнителям повлиять на нерадивых должников. Одним из таких способов является взыскание с должника исполнительского сбора сверх суммы основного долга или в дополнение к неимущественному требованию.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 Информационного письма от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» также разъяснил, что уплата должником суммы задолженности по исполнительному документу после истечения срока, установленного для добровольного исполнения указанного документа, не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора, если просрочка исполнения допущена без уважительных причин.

Размер исполнительского сбора составляет 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей с должника-гражданина и 5 000 рублей с должника-организации, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации – 5 000 рублей (ч. 3 ст. 112 ФЗ № 225-ФЗ).

Исполнительский сбор взыскивается по основному исполнительному производству без возбуждения отдельного исполнительного производства, если производство по основному делу еще не окончено (ч. 15 ст. 30 ФЗ № 225-ФЗ). В Постановлении о возбуждении исполнительного производства определяется срок для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено ФЗ № 225-ФЗ (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 225-ФЗ).

Как следует из практики, судебные приставы исполнители в последнее время устанавливают для исполнения очень короткие сроки, в основном, 2 дня. Очевидно, что в этот срок по объективным причинам бывает очень сложно произвести соответствующее исполнение требования исполнительного листа. Неисполнение в срок для добровольного исполнения влечет необходимость наложения на должника исполнительского сбора.
Судебная практика в данном случае остается на стороне судебных приставов.

Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 10.04.2012 по делу № А40-85906/11-149-518 указывается, что перечисление денежных средств от должника произошло с нарушением установленного судебным приставом-исполнителем 2-дневного срока для добровольного исполнения. Суд указал, что вопреки доводам заявителя, законом не предусмотрено, что срок для добровольного исполнения не может быть установлен судебным приставом-исполнителем менее 5 дней.

Методические рекомендации по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденные ФССП России 23.12.2010 № 01-8, положениям Федерального закона не противоречат и иного срока, устанавливаемого судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не предусматривают (пп. 1 п. 2.3 Рекомендаций). Исключением является лишь исполнение исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению, когда срок для добровольного исполнения устанавливается в течение суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (пп. 3 п. 2.3 Рекомендаций).

При этом есть некоторая неясность в отношении момента начала течения этого срока, что часто волнует и должника, и взыскателя. Получение должником постановления о возбуждении исполнительного производства может быть затруднительно из-за отсутствия должника по месту регистрации или в связи с неполучением должником почтовой корреспонденции. В этом случае, как следует из вышеуказанных положений закона и судебной практики, срок для добровольного исполнения не начинает течь до тех пор, пока должник не получит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Например, в Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.2012 по делу № А32-13426/2011 судом сделан вывод, что действия судебного пристава-исполнителя незаконны, т. к. пристав не уведомил должника о возбуждении исполнительного производства. Суд посчитал, что доводы судебного пристава-исполнителя о том, что должник знал о том, что ведется исполнительное производство, представитель должника отказался получать постановление о возбуждении исполнительного производства, не являются надлежащими для принятия решения о взыскании с должника исполнительского сбора.

С другой стороны, у юридических лиц очень часть бывают такие случаи, когда вся корреспонденция автоматически получается секретарским подразделение, регистрируется, передается руководителю. В этом случае срок получения юридическим лицом (должником) постановления о возбуждении исполнительного производства начинает течь, тогда как руководителю или иному лицу, имеющему право на распоряжение денежными средствами юридического лица, такое постановление попадает уже с нарушением срока для добровольного исполнения по объективным причинам технического характера. К тому же данный срок для добровольного исполнения устанавливается в календарных днях и не учитывает выходные, праздничные дни, работу банков и иную специфику работы структуры юридических лиц. Поэтому должники – юридические лица практически всегда вынуждены оплачивать исполнительский сбор из-за пропуска срока для добровольного исполнения.

Если основное исполнительное производство окончено и судебное решение исполнено должником, то в случае необходимости, т. е. при нарушении должником срока для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель возбуждает отдельное исполнительное производство по взысканию исполнительского сбора (ч. 16 ст. 30 ФЗ №225-ФЗ), которое возбуждается одновременно с окончанием основного исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 ФЗ №225-ФЗ).
Основанием для исполнительного производства о взыскании исполнительного сбора является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (ч. 6 ст. 30 ФЗ № 225-ФЗ).

При этом в постановлении о взыскании исполнительского сбора должнику не дается время для добровольного исполнения, но устанавливается срок для предъявления постановления о взыскании исполнительского сбора к исполнению.

При неуплате должником исполнительского сбора за просрочку исполнения основного требования судебный пристав не имеет право наложить еще один исполнительский сбор на сумму первого неоплаченного исполнительского сбора, т. к. исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (п. 3 ч. 5 ст. 112 ФЗ № 225-ФЗ).

Как правило, исходя из современной практики, судебные приставы-исполнители одновременно с постановлением о взыскании исполнительского сбора, на основании ст. ст. 6, 50, 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», предъявляют должнику требование о предоставлении судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих исполнение решения суда, а также требование о предоставлении документов на имущество должника. В данном требовании также содержится уведомление о том, что в случае неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, в отношении должника будет рассматриваться вопрос о привлечении должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП.

Также необходимо отметить, что судебные приставы-исполнители достаточно часто стали выносить предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за невыполнение решения суда о том, что при наличии в действиях должника признаков состава преступления, судебный пристав-исполнитель может внести в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Статьей 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, предусмотрено (ч. 1 ст. 17.14 КоАП) наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 100 000 рублей.

За неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора предусмотрено (ч. 1 ст. 17.15 КоАП) наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей, а при неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа (ч. 2 ст. 17.15 КоАП) – наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 70 000 рублей.

Таким образом, если должники не хотят понести лишние расходы на уплату исполнительского сбора, который в зависимости от размера основного долга, может быть очень существенным, то они должны отслеживать возможную почтовую корреспонденцию от службы судебных приставов, а также тщательно соблюдать установленный в постановлении срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа. При исполнении требований должнику необходимо незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю по телефону, факсу или на приеме, т. к. оспаривание действий судебного пристава-исполнителя в случае, если будет вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, достаточно трудоемкая и затратная по времени, и по деньгам процедура.