Почему даже самый влиятельный в мире человек — Путин — не смог отстоять интересы МТС в Индии?

Автор: Наталья Яковлева

В прошлогодний рождественский сочельник Владимир Путин нанес краткосрочный визит в Индию, чтобы обсудить развитие российско-индийского стратегического партнерства и подписать ряд соглашений. Лидеры двух стран проводят саммиты ежегодно, но эта встреча вызвала особую реакцию у индийской прессы.

Это связано с тем, что встреча проходила в тени разногласий по компании Sistema Shyam Teleservices Ltd., которая работает на индийском рынке под брендом МТС. К тому времени компания почти год находилась в сложном диалоге с индийскими чиновниками, т. к. 2 февраля 2012 года Верховный суд Индии в связи с коррупционным скандалом отозвал выданные ранее лицензии на связь. Интерес подогревался тем, что более половины акций Sistema Shyam Teleservices (SSTL) принадлежали российской финансовой компании АФК «Система», 24% — индийской компании Shyam Group, а 17% — Росимуществу. Поскольку у российского правительства есть доля в компании, предполагалось, что визит Путина облегчит учесть SSTL.

Однако индийские власти оказались несговорчивыми. Несмотря на все усилия, ситуация с отзывом лицензий до сих пор не урегулирована в благоприятном для компании ключе. Да и в целом прошлогодний саммит стал едва ли не наименее урожайным на соглашения за последние десятилетия. «Управление персоналом» изучило, почему России все сложнее выстраивать партнерство с одной из крупнейших мировых держав, традиционно считавшейся надежным союзником.

Почему пострадала МТС

По мнению индийских властей, в 2008 году министр коммуникаций и информационных технологий Андимутху Раджа раздавал коммерческим операторам лицензии на частоты по значительно заниженным ценам, а основной платеж за них он получал в конвертах от победителей государственных тендеров. В суде установили, что из-за бессовестной продажи лицензий индийскому государству был причинен ущерб в размере около $40 млрд. В феврале 2011 года бывший министр и 13 его подельников, индийских парламентариев и госчиновников, отправились в тюрьму.

Год спустя Верховный суд Индии аннулировал выданные в 2008 году 122 лицензии на связь у восьми операторов, в том числе 21 из 22 разрешений SSTL. В решении суда говорится, что применявшаяся система распределения лицензий была «ошибочной и помогла получить выгоду недобросовестным лицам». Также суд оштрафовал SSTL на 102 тысячи долларов за «получение выгоды от случайного и неконституционного» процесса распределения лицензий.

Стоит отметить, что прошедший в 2008 году процесс выдачи телекоммуникационных лицензий изначально подвергался критике со стороны индийских СМИ. Порядок выдачи лицензий, предложенный Департаментом телекоммуникаций Индии, осуществлялся по принципу «первый пришел — первый получил». Поэтому целый ряд компаний, имевших достаточно высокий приоритет на получение лицензий, был отстранен от участия в их выдаче. «Поведение ДТИ, вручавшего лицензии без четкой политики приоритетов, создало почву для манипуляций и споров», — писала газета The Times Of India. Как отметило индийское издание Sify, вручение лицензий проходило в хаотичной и драматичной обстановке: перед офисом ДТИ руководители телекоммуникационных компаний чуть ли не выталкивали друг друга из очереди, стараясь первыми попасть внутрь. Получив лицензии, необходимо было тут же вставать в очередь на получение частот, что привело к драке между топ-менеджерами индийских операторов. Один из топ-менеджеров даже угрожал совершить акт суицида, если его не пустят в офис.

Но наибольшей критике подвергалось то, что предпочтение тем или иным компаниям было отдано не ввиду большого инвестиционного потенциала, а благодаря их лоббистским возможностям. По данным источников Economic Times, интерес следователей к SSTL как раз-таки был вызван тем, что компания в чрезвычайно короткие сроки получила лицензии в Раджастане. Поэтому суд потребовал провести новый конкурс на получение лицензий. Но новые цены на частотный ресурс значительно поднялись по сравнению с 2008 годом. По новым условиям Sistema Shyam, в частности, должна была заплатить в четыре раза больше. А с учетом того, что в некоторых округах количество частот варьируется, то общая сумма затрат на них при уровне новых аукционных цен могла достигнуть $5–6 млрд. Но Главный аудитор и контролер Индии объяснил это тем, что лицензии на оказание услуг мобильной связи должны продаваться по реальным рыночным ценам, а не за взятки регулирующим чиновникам.

В поисках “дружественного” решения

Когда вокруг лицензий на мобильную связь разразился скандал, Sistema Shyam уже успела инвестировать порядка 3 миллиардов долларов, включая 600 миллионов долларов, полученных от российского правительства. Поэтому в компании начались судорожные поиски выхода из сложившейся ситуации. С одной стороны, компании необходимо вернуть себе лицензии, а с другой — не платить за них сверх уже уплаченных поборов и штрафов. Сначала Sistema Shyam направила жалобу о восстановлении лицензий в Верховный суд Индии, но в ней было отказано. Затем АФК "Система" стала угрожать индийским властям тем, что обратится в Международный арбитражный суд, если за шесть месяцев спор не будет урегулирован "дружественным путем". В то же время глава холдинга Владимир Евтушенков направил письмо индийскому премьер-министру, жалуясь на несправедливость грядущего перераспределения частот. 
Индийским СМИ эти шаги показались очень спекулятивными. Сначала смутило то, что дата визита Путина в Индию была объявлена более чем за два месяца. Газета India Today отметила, что это очень необычно со стороны властей, а также интерпретировала раннее объявление как угрозу: «Это устанавливает политическое давление на правительство перед посещением российского президента».

Индийская газета Economic Times писала: «Русские полагают, что индийское правительство непринимает достаточных мер, чтобы охранять инвестиции, которые SistemaShyam сделала в секторе телекоммуникаций. Мол, это нарушит сильные традиционные связи между двумя странами. Но это не гибель и не мрак. Продажи российского оружия в Индию продолжатся, оборонный портфель становится более разнообразным, а в Дели подписаны новые соглашения стоимостью почти $3 миллиарда». Поэтому никакой угрозы торговле и отношениям между странами Индия не видит.

Исключив возможную опасность для других отраслей экономики, индийские власти начали решать вопрос о ценах аукционов. В Индии редко принимают скоропостижные решения, поэтому каждый пункт новых условий долго и тщательно обдумывался. Индийское министерство связи провело консультации с государственными банками страны, которые были основными кредиторами сотовых компаний в стране. Они решали, как цены частотных аукционов могут повлиять на жизнеспособность сотовых операторов и дальнейшее развитие сотового рынка в стране. В Индии также принято, что министр раз в квартал собирает что-то вроде круглого стола с руководителями операторов, на котором обсуждает отраслевые задачи. Поэтому там вопрос о новой телеком-политике тоже неоднократно и сложно решался. В конце концов, новый министр связи пообещал, что до конца 2012 года политика будет разработана и впоследствии представлена для обсуждения в правительство и на отраслевом уровне.

Впрочем, индийцы и без того считают, что проявили достаточную лояльность по отношению к телекоммуникационным компаниям. Во-первых, лицензии не были аннулированы немедленно. Суд решил, что это будет сделано через четыре месяца, в течение которых операторы могли продолжать предоставлять услуги.

Затем суд неоднократно продлевал операторам возможность использовать частоты. Отозванные частоты дважды выставлялись на аукционы — в ноябре 2012 и марте 2013 года. Цена частот при этом была снижена и предлагалась SSTL по цене в два раза меньше, чем в 2012 году. Условия аукциона позволяют оплатить частоты в рассрочку, а платежи, потраченные на покупку частот в 2008 году, будут зачтены. SSTL приняла участие в аукционе в марте, согласившись заплатить за частоты в девяти округах. Соответственно, из 13 округов, включая самый крупный по численности населения город Индии Мумбаи, компания ушла.
Однако история на этом не закончилась. Газета Times of India пишет, что Департамент телекоммуникаций Индии намерен оштрафовать местных сотовых операторов на $337 млн за период работы без лицензий, а оператор Sistema Shyam Teleservices должен заплатить штрафу в размере $98 млн. Дело в том, что когда был намечен мартовский аукцион, Верховный суд постановил, что больше не будет продлевать срок действия лицензий. Теперь индийские власти считают, что за время работы по временным разрешениям на территории округов, где в итоге компания не выкупила лицензии, стоит заплатить штраф. Как говорится, to be continued...

«Высокие отношения»

Сегодняшняя ситуация в российско-индийских отношениях неожиданна и даже драматична. На протяжении последних десятилетий отношения России и Индии характеризовались "привилегированным стратегическим партнерством". Но сейчас привычный консенсус размывается. Этому есть два объяснения.

Во-первых, сейчас в Индии значительно ускоряются темпы роста. Поэтому все больше мировых игроков пытается закрепиться на динамичном рынке растущей страны, которая по численности населения в ближайшие годы может обогнать Китай. Не исключено, что Индия становится все более требовательной в отношении своих внешних партнеров.

Во-вторых, внешние отношения в большей степени зависят от внутриполитической ситуации в стране. Недавно в Индии резко обновилось правительство. «Оно будет более твердо отстаивать национальные интересы на переговорах с любыми иностранными партнерами, включая Россию, — поясняет вице-президент Observer Research Foundation Нандан Унникришнан. — В отличие от предыдущего кабинета, это правительство не будет бояться принимать ответственные решения из-за необходимости удержаться любой ценой. Таким образом, большая договороспособность создает определенные предпосылки для достижения договоренностей с Москвой — при условии, что российская сторона не будет пытаться диктовать Дели свои условия, как это случалось ранее». 

Всеволод Розанов, бывший президент и гендиректор Sistema Shyam Teleservices Ltd., отмечал в одном из интервью удивительную способность индийского народа: «Люди часто договариваются о каких-то кодовых сигналах. Например, кто-то уезжает к врачу в другой город и говорит семье: если он позвонит и даст три гудка, это значит «приезжайте ко мне», четыре — «я приеду сегодня», пять — «приеду завтра». Индийцы исключительно находчивые люди». Похоже, что в сегодняшней ситуации,чтобы добиться выгодных решений, активность и изобретательность придется проявить российским компаниям.