Предоплаченные карты. Какие изменения произойдут в 2014 году по предоплаченным картам?

Автор: И.В. Чучкина

Предоплаченные карты уже давно вошли в обиход нашей повседневной жизни. В основном самое большое распространение такая карта получила при оплате через Интернет. Также они используются для таких целей как выплата заработной платы, оплата различных товаров и услуг, дорожные чеки, коммунальные платежи, выплата социальных пособий и льгот и так далее.

Что же такое предоплаченная карта, в чем ее смысл и для чего она нужна?

Предоплаченная карта — это карта, на которую предварительно внесены денежные средства, как правило, не более 15.000 рублей, если клиент не идентифицирован банком.

Предоплаченная карта как электронное средство платежа используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно представленных держателем денежных средств кредитной организации-эмитенту в соответствии с требованиями Федерального закона № 161- ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе» (абз. 4 п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П).

Предоплаченная карта существенно отличается от дебетовой или кредитной карты. Особенность заключается в том, что:

— для нее клиенту не открывается счет;

— расчеты по карте производятся банком-эмитентом от своего имени за счет денег, предоставленных держателем (деньги вносит клиент при оформлении карты);

— из операций держателю предоплаченной карты доступны только перевод электронных денежных средств и выдача наличных денег в пределах остатка;

— по предоплаченной карте всегда установлен лимит.

Вместе с тем, кредитная организация, выпустившая предоплаченную карту, производит расчеты от своего имени и за счет денежных средств, предоставленных самим держателем или поступивших держателю от третьих лиц (в последнем случае такое условие должно быть оговорено договором между банком- эмитентом и держателем карты).

При выпуске предоплаченной карты Банком — эмитентом могут выступать любые кредитные организации.

Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем (физическим лицом) операций, расчеты по которым осуществляется эмитентом от своего имени за счет денежных средств, предоставленных держателем, или денежных средств, поступивших на счет эмитента в пользу держателя от третьих лиц (если такой пункт оговорен договором).

Предоплаченная карта дает право требования к банку-эмитенту по оплате определенных товаров или услуг или выдаче наличных денежных средств держателю. За получением наличных денежных средств физическому лицу не обязательно идти в банк, возможно, просто получить денежные средства через банкомат.

Перевод электронных денежных средств может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. Необходимость идентификации лица, которое осуществляет перевод электронных денежных средств зависит от того, какое электронное средство платежа использует лицо, осуществляющее перевод электронных денежных средств, а также вид такого лица.

Если перевод осуществляют юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то оператор электронных денежных средств должен осуществить его идентификацию в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в данном случае электронное средство платежа является корпоративным)

Идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий (ст. 3 ФЗ-115).

Если перевод осуществляет физическое лицо, то необходимость идентификации клиента зависит от того, какое электронное средство платежа использует клиент- неперсонифицированное или персонифицированное .

Неперсонифицированное — не предусматривающие идентификацию клиента (максимальный остаток — 15 тыс. руб., месячный оборот — до 40 тыс. руб.)

Персонифицированные — предусматривающие идентификацию клиента (максимальный остаток — 100 тыс. руб.).

Электронные средства платежа, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами именуются корпоративными и позволяют формировать остаток на конец рабочего дня — до 100 тыс. руб. Сумма, превышающая указанный остаток, автоматически перечисляется оператором по переводу денежных средств на банковские счета лиц — пользователей корпоративных средств платежа.

Без идентификации клиента возможно использование неперсонифицированного средства платежа. Для клиента это будет означать, что остаток его электронных денежных средств не должен превышать 15.000 рублей в любом случае, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не должна превышать 40.000 руб. в течение месяца (ст. 10 ФЗ — 161).

Использование же персонифицированного электронного средства платежа дает возможность физическому лицу иметь остаток электронных денежных средств в любой момент не более 100.000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100.000 руб. по официальному курсу Банка России.

При этом, при использовании персонифицированного электронного средства платежа оператор электронных денежных средств обязан идентифицировать клиента. А при приеме от клиента — физического лица денежных средств в сумме, не превышающей 15.000 руб., либо сумме в иностранной валюте, эквивалентной 15.000 руб., для приобретения предоплаченной карты, если у эмитента не возникает подозрений, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, то идентификация клиента не происходит.

В связи с принятием нового Федерального закона от 28.12.2013 г. № 403 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» изменились некоторые особенности по предоплаченным картам.

Рассмотрим более подробно новый федеральный закон, и какие же лимиты будут установлены с 1 августа этого года.

На данный момент внесены и действуют изменения касающиеся ФЗ -115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статья 6 данного федерального закона добавлена пунктом 2.4, содержащая операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащее обязательному контролю.

В соответствии с новым пунктом физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям:

  • вступившего в законную силу приговора суда РФ о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УКРФ;

— процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных этими же статьями;

— постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных названными статьями.

В целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере не превышающем 10.000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам такого физического лица;

3) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму в 10.000 руб.

Самые важные изменения произойдут с 1 августа 2014 года, когда вступит первая статья нового ФЗ — 403 в законную силу.

Рассмотрим, какие же изменения произойдут уже скоро, и что надо знать, чтобы быть готовым уже сейчас.

Много изменений вносится в ФЗ-161 «О национальной платежной системе».

Помимо возможности клиента в предоставлении денежных средств оператору электронных денежных средств с использованием своего банковского счета или без использования банковского счета, можно будет предусмотреть в договоре между оператором и клиентом условия пользования денежных средств, предоставленных оператору третьими лицами.

Закон будет содержать запрет для оператора увеличивать за свой счет остаток электронных денежных средств клиента на основании договора потребительского кредита (займа) (ст. 7 ФЗ — 161).

Также по новому правилу перевод электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты будет осуществляться оператором в срок до 3-х дней, если не будет оговорен иной срок договором, хотя сейчас оператор осуществляет перевод незамедлительно.

Введены ограничения по суммам в случае использования предоплаченной карты. Помимо осуществления перевода электронных денежных средств, учитываемых оператором в качестве остатка электронных денежных средств клиента -физического лица, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет, направлены на исполнение обязательств клиента- физического лица перед оператором или выданы наличными денежными средствами в случае использования предоплаченной карты при условии, что общая сумма выдаваемых наличных денежных средств не превышает 5.000 руб. в течение одного календарного дня и 40.000 руб. в течение одного календарного месяца.(ст. 20 ФЗ -161)

Другими словами, с 1 августа будут установлены лимиты для снятия наличных денежных средств- 5.000 руб. в день и 40.000 в месяц.

Максимально допустимый остаток электронных денежных средств в корпоративном электронном средстве платежа составит 600.000 руб. вместо 100.000 руб. Это коснется как физических лиц, используемых персонифицированные электронные средства платежа, так и организаций и предпринимателей, пользующихся корпоративными электронными средствами.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежно наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц- от 4.000 руб. до 5.000 руб.; на юридических лиц- от 40.000 руб. до 50.000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Повторное в течение года неисполнение оператором платежной системы, операционным центром, платежным клиринговым центром предписании Банка России, направленного им при осуществлении надзора в национальной платежной системе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30.000 руб. до 50.000 руб.; на юридических лиц — от 100.000 руб. до 500.000 руб. (глава 15 КоАП РФ дополняется ст. 15.36).

Для кредитной организации, нарушившей установленный лимит законодательством, последуют неблагоприятные последствия. Судебная практика подтверждает данное обстоятельство, например.

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А54-8530/2012

Суд разъяснил, что объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, является порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассового обслуживания. Объективная сторона правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, нарушение правил приема и выдачи наличных денег (то есть неоприходование в кассу денежной наличности), несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. По мнению суда, из смысла ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ следует, что условием привлечения к административной ответственности по данной статье является доказанность следующих обстоятельств: фактов нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; фактов неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности; фактов несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по делу N А56-44496/2011

Суд разъяснил, что объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ, является ряд действий налогоплательщика, перечень которых приведен в указанной статье:

— осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

— неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

— несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

— накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Таким образом, по мнению суда, в данной статье приведен четко обозначенный перечень нарушений, которые подпадают под понятие "нарушение порядка работы с денежной наличностью". Поскольку диспозиция ст. 15.1 КоАП РФ является бланкетной, то в каждом конкретном случае привлечения виновного лица к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено.

Поскольку ограничения по суммам (лимитам) предоплаченных карт установлены законодательно, то должно исполняться на всей территории Российской Федерации. Хотелось бы обратить внимание, что ограничения по суммам в день до 5.000 руб., в месяц до 40.000 руб. и по персонифицированным электронным средствам платежа- в размере 600.000 рублей устанавливается с 1 августа 2014 года.

Несоблюдение установленных лимитов контролируется государством и регулируется ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

И.В. Чучкина

ООО "ИК Ю-Софт"

Юрист-консультант

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс