Комментарий к концепции Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле».

Автор: Комментирует Дарья Царькова

Дарья Царькова, юрист

В настоящий момент в Министерстве экономического развития на согласовании находится заключительный вариант концепции Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле».

Принятие такого федерального закона продиктовано острой необходимостью.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 2934-ФЗ «О защите прав юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в большей степени помог предпринимателям облегчить прохождение проверок со стороны контролирующих органов, правда не решает проблем в целом.

Тратятся колоссальные средства на проведение проверок государственными органами, которые не выявляют крупных, опасных правонарушений. Проверки дублируются различными органами. Четкого перечня документов, необходимых к представлению, государственным органам не предусмотрено, и имеется целый ряд иных проблем.

Как результат: государственные средства из бюджета растрачены, государственные органы при проверке оставляют без внимания действительно опасные нарушения, выявляя несущественные недочеты, а предприниматели значительно утомлены однотипными проверками разными органами, особенно владельцы малых и средних предприятий.

Если рассматривать концепцию нового федерального закона, то она выглядит весьма многообещающей.

В отличие от Федерального закона от 26.12.2008 № 2934-ФЗ, который предусматривает только механизмы защиты предпринимателей от государственных и муниципальных органов контроля, новый федеральный закон будет содержать основы организации контроля (надзора) как такового.

Так, по замыслам авторов концепции, законопроект позволит:

- создать правовую основу регулирования деятельности контрольно-надзорных органов, разграничить контрольную, надзорную, разрешительную деятельность органов власти;

- сформировать единые принципы и механизмы государственного и муниципального контроля (надзора) вне зависимости от специфики отраслей и видов деятельности подконтрольных субъектов;

- снизить «исключительность» специального правового регулирования отдельных видов государственного и муниципального контроля (надзора);

- определить особенности правовых режимов контроля и надзора;

- установить основные полномочия контрольно-надзорных органов;

- закрепить принципы делегирования контрольно-надзорных полномочий;

- установить механизмы межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);

- определить общую последовательность процедур контроля и надзора, порядок реагирования на выявленные нарушения законодательства и обжалования результатов контрольно-надзорных мероприятий;

- создать единое методологическое и информационное обеспечение контрольно-надзорной деятельности;

- обеспечить координацию проведения контрольно-надзорных мероприятий, соответствующую оценку их результатов.

По мнению автора, ключевым отличием новой модели регулирования контроля (надзора) от действующего порядка также является создание сквозного цикла прогнозирования, планирования и анализа результатов контрольно-надзорных мероприятий на основе оценки потенциальной опасности видов экономической деятельности и подконтрольных субъектов, а также оценки вероятности осуществления данных угроз. Впервые будут установлены особенности организации контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от предмета и объема потенциальной угрозы, вероятности ее наступления и истории правонарушений подконтрольных субъектов.

Оценивать деятельность контролеров должен уполномоченный орган исполнительной власти, считают разработчики концепции. Этот орган должен быть независимым от исполнительной власти.

Но вместе с достоинствами документа стоит отметить и его недостатки:

- не предусмотрены санкции за нарушение Федерального закона;

- концепция носит весьма рамочный характер;

- контроль и надзор будут разведены, но насколько это будет грамотно и полезно для предпринимателей, из концепции пока не видно.

В любом случае давать окончательное оценочное мнение стоит только после формирования текста Федерального закона. В том, что он нужен, сомнения нет, но вот насколько законодатели смогут учесть если не все, то хотя бы большое количество проблем, зависит только от них.