Викулова Н.А., руководитель консалтингового агентства «Инициатива»
Отнесение налогоплательщиком затрат к представительским расходам позволяет снизить налоговую нагрузку. В то же время остаётся риск предъявления требований налоговыми органами.
Спорными являются вопросы по отнесению мероприятий к официальным, документальному оформлению затрат и направленности на получение дохода, их реальности.
На примере отдельных дел проанализируем, как разрешаются судами споры с налоговыми органами по вопросу отнесения затрат к представительским расходам.
Расходы на подарки и проведение юбилея
В ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» по случаю 65-летнего юбилея было проведено торжественное совещание, на котором вручены подарки участникам. Мероприятие проводилось в ГУ «Тувгосфилармония» на основании заключённого договора.
Налоговая инспекция исключила из состава расходов оплату проведения юбилея государственного учреждения и оплату подарков участникам юбилейного совещания.
Все судебные инстанции1, от суда первой инстанции до Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, подтвердили обоснованность отнесения расходов к представительским.
Судами проанализирована тематика совещания, состав участников, место проведения. Сделан вывод, что торжественное совещание по случаю юбилея и подарки участникам рассматриваются как официальный приём и обслуживание представителей других организаций. Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений в отношении места проведения приёма.
Мероприятие не носило характера развлечения, а было направлено на расширение договорных отношений учреждения, привлечение контрагентов.
Отметим, что для некоммерческих организаций действуют специальные правила определения налоговой базы (п. 2 ст. 251 НК РФ).
В письмах Минфина от 03.09.2014 № 03-03-10/44000 и ФНС от 18 сентября 2014 г. № ГД-4-3/18838@ разъяснён вопрос о представительских расходах некоммерческих организаций.
Затраты при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, если представительские расходы осуществлены некоммерческой организацией за счёт средств целевого финансирования.
Расходы должны быть направлены на получение дохода от реально осуществляемой налогоплательщиком деятельности (ст. 252 НК РФ).
«Хабаровская топливная компания» (ХТК) заключила агентский договор с ООО «Дальневосточный ремонтно-строительный сервис» (ДРСС) для поиска клиентов2.
В подтверждение факта поиска покупателей топливная компания представила договоры с рядом покупателей. Ряд компаний-покупателей пояснили, что ООО «ДРСС» им неизвестно, финансово-хозяйственных отношений с организацией не было.
В ходе проверки налоговые органы изъяли документы (приказы о представительских расходах, направления работников в командировки, отчёты об использовании средств на представительские цели, служебные задания и отчёты об их выполнении). Были истребованы списки выданных доверенностей от лица ХТК должностным лицам ДРСС.
Документы свидетельствовали, что встречи проходили в офисах поставщика (ХТК) и покупателей, без участия представителей ДРСС.
Материалы дела вызвали сомнения суда, что ООО «ДРСС» в лице своих агентов участвовало в сделках по покупке нефтепродуктов.
Суд посчитал, что договоры ХТК с ДРСС создают видимость отношений, а расходы являются фиктивными. Таким образом, неправомерно отнесены затраты по оплате агентского вознаграждения, поскольку не имеют документального подтверждения.
Отметим, что Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 № 53 разъяснил, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В другом деле спорными явились затраты по оплате проведения конференции в отдельных помещениях отеля.
Налоговый орган признал частично необоснованным отнесение затрат на проведение конференции к представительским расходам3.
Конференция проводилась с целью увеличения объёмов продаж программного обеспечения, установления сотрудничества с компаниями, чьи представители были приглашены на встречу (ABBYY, Adobe, MAGIX, Corel, Graphisoft, Лаборатория Касперского и др.). В обоснование были представлены документы: служебная записка, протокол, приказ руководителя, смета расходов, договор, платёжное поручение, акт, отчёт о проведении конференции, программа партнёрской конференции, журнал регистрации участников, фотоальбомы.
Мероприятие проходило в отеле. Официальные встречи с участниками конференции — представителями иностранных компаний, были организованы с каждым отдельно и проходили в разных помещениях отеля.
Налоговым органом не были приняты расходы по оплате мест проведения официального приёма в помещениях отеля под названиями «Баня» и «Шатёр». Первое представляет собой комнату переговоров со столами и стульями, а второе является лёгким архитектурным сооружением со скамейками и столами для проведения банкетов, переговоров, семинаров.
В подтверждение прохождения встреч именно в этих помещениях было предоставлено и принято налоговым органом меню обеда.
Общество обосновало, что встреча была направлена на заключение выгодных контрактов. Судом сумма расходов была принята, поскольку не доказано, что в документах представлены сведения неполные, недостоверные, противоречивые.
Документальное подтверждение представительских расходов
Министерство финансов России в письме от 10 апреля 2014 г. № 03-03-РЗ/16288 разъяснило: для подтверждения представительских расходов в целях налогообложения прибыли могут служить любые первичные документы, из которых следует обоснованность и производственный характер расходов. Например, таким документом может являться отчёт о расходах, утверждённый руководителем организации.
ФНС России в письме от 8 мая 2014 года № ГД-4-3/8852 уточнила вопрос документального подтверждения представительских расходов. Достаточно любого первичного документа в обоснование факта приобретения товара, работы или услуги. При этом должны быть соблюдены условия:
-
Документ должен отвечать требованиям к первичным учётным документам статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
-
Из содержания документа должно следовать, что данные приобретения использованы организацией при проведении мероприятий, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ.
Так, арбитражным судом г. Москвы рассмотрено дело, в котором заявитель не согласился с результатами налоговой проверки и обжаловал решение налоговых органов4.
Налоговые органы усмотрели отсутствие надлежащего документального оформления представительских расходов.
Заявитель указал, что официальные встречи и переговоры с поставщиками он проводил для развития продаж спортивных тренажёров. В связи с этим соответствующие расходы учитывались в порядке, предусмотренном ст.ст. 264, 275 НК РФ.
Представить документы в подтверждение представительских расходов в ходе рассмотрения материалов проверки в налоговом органе заявитель не смог в связи с составлением годовой отчётности.
Судом отклонён аргумент налоговой инспекции о нерабочем времени проведения мероприятий. Подобное условие в НК РФ отсутствует.
Специалисты ИФНС не запрашивали дополнительные документы, а у налогоплательщика нет обязанности их добровольного предъявления в ходе проверки. Представленные обществом в суде сведения также не были опровергнуты налоговым органом.
Проанализировав представленные заявителем документы, арбитражный суд нашёл доводы налоговых работников необоснованными.
Отметим, что Минфин РФ в письме от 1 ноября 2010 года № 03-03-06/1/675 дал ответ на вопрос о правомерности признания представительскими расходов на проведение в позднее время ужинов с контрагентами. Мероприятие должно носить официальный характер и иметь документальное подтверждение.
Отсутствие реквизитов в документах
ООО «Муромская стрелочная компания» обжаловала в арбитражный суд решение налоговой инспекции, в том числе о доначислении суммы налога на прибыль5.
Налоговые органы не приняли представительские расходы в составе затрат при исчислении налога на прибыль по мотиву отсутствия в документах реквизитов, которые позволяют идентифицировать организации. Не указаны фамилия, имя, отчество представителей сторон, участвующих в переговорах, отсутствуют ИНН, юридический адрес организаций, в ряде случаев нет указания на организационно-правовую форму юридических лиц.
Для проверки обществом был предоставлен пакет документов в обоснование представительского характера расходов (приказы, акты, служебные записки, исполнительные сметы, планы-меню, письма, соглашения).
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций не согласились с налоговыми органами.
Исследование документов показало, что в них содержится информация о датах и местах проведения деловых встреч, указано количество представителей с обеих сторон, с представителями какой организации проводится встреча, составлены программы посещения ОАО «Муромский стрелочный завод».
Документы подписаны уполномоченными лицами, содержат указание на цели несения расходов. Арбитражный суд сделал вывод, что документы общества содержат все необходимые сведения для признания расходов подтверждёнными и обоснованными.
В законодательстве не определён перечень документов, которыми должны быть подтверждены представительские расходы.
Суд указал, что налоговый орган не учёл презумпции экономической оправданности операций налогоплательщика и понесённых им затрат.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными.
Довод налоговой инспекции об отсутствии результативности проведённых переговоров также несостоятелен. Законодательство не предусматривает документов в подтверждение положительного результата встреч. Таким образом, налоговому органу не удалось доказать и экономическую необоснованность расходов.
Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел заявление закрытого акционерного общества о признании недействительным решения ИФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения6.
Налоговый орган счёл экономически необоснованными и документально не подтверждёнными представительские расходы общества.
Суд отклонил довод инспекции об отсутствии командировочных удостоверений в подтверждение представительских расходов. Законодательством не предусмотрено обоснование представительских расходов командировочным удостоверением.
Представительские расходы на проведение официальных приёмов были подтверждены документально и признаны судом. В актах списания есть информация об участниках мероприятия, его сути, указана сумма расходов. В первичных документах — чеках и квитанциях, указаны суммы расходов и назначение. Приложены авансовые отчёты.
Заявитель подтвердил экономическое обоснование расходов — установление в ходе переговоров деловых связей с партнёрами, что ведёт к увеличению прибыльности.
В суде налоговая инспекция не приводила доводы о недостоверности сведений, не указывала на неправильность оформления документов.
Суд посчитал, что представительские расходы обоснованы, не являются расходами на отдых и развлечения, не превышают установленного НК РФ предела — 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за налоговый период.
Вторая часть расходов, не принятых налоговыми органами в качестве представительских затрат, заключалась в приобретении чая, кофе, сахара, молока, салфеток и стаканчиков для чайных комнат в офисе заявителя. Документально расходы также были подтверждены.
Изучив Правила внутреннего распорядка, суд установил, что продукты и расходные материалы могут использоваться в переговорных комнатах, в том числе всеми сотрудниками налогоплательщика в кухонных уголках офиса.
Суд посчитал, что данные расходы, согласно ст. 263 Трудового кодекса РФ, способствуют созданию нормальных условий труда работников. На основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, расходы на обеспечение нормальных условий труда относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Решение арбитражного суда первой инстанции о том, что расходы документально подтверждены и экономически обоснованы, поддержано и апелляционной инстанцией.
Подведем итоги.
Налоговый кодекс РФ в ст. 252 устанавливает критерии представительских расходов в целях налогообложения: обоснованность, документальная подтверждённость, экономическая оправданность, связь с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень представительских расходов указан в п. 2 ст. 264 НК РФ. Предел расходов в налоговом периоде — 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда.
Чётко обоснованную и документально подтверждённую позицию по произведённым представительским расходам необходимо выработать организации до возникновения претензий налоговых органов, что позволит максимально исключить риск доначисления налогов и штрафных санкций.
Представительские расходы должны быть документально оформлены.
Министерство финансов РФ в своих письмах приводит примерные перечни внутренних документов организации: приказ о проведении мероприятия и расходах на представительские цели, смета расходов, программа и отчёт о проведении мероприятия, акт списания, первичные документы по оплате услуг других организаций, договоры (письма Минфина РФ от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26, от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807).
Важно соблюдать требования к оформлению документов, их содержанию, указывать максимально полно информацию о проведённом мероприятии, прикладывать программы, фото- и видеоотчёты.
Если форма первичного документа не утверждена, то его нужно проверить на наличие обязательных реквизитов, предусмотренных федеральным законом «О бухгалтерском учете»7.
Согласно ст. 9 Закона, к ним относятся: наименование и дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; должность лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за её оформление, подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Целесообразен в организации локальный акт, определяющий порядок оформления представительских расходов, формы соответствующих документов.
В судебных спорах с налоговыми органами необходимо помнить о правилах распределения обязанностей по доказыванию.
Согласно п. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, налоговый орган обязан доказать обстоятельства совершённого налогоплательщиком налогового правонарушения.
Процессуальное поведение налогоплательщика, в свою очередь, также должно быть активным. Часть 1 ст. 65 АПК РФ возлагает обязанность доказать обоснованность и правомерность обстоятельств, на которые сторона ссылается в обоснование своих возражений.
Необходимо учитывать и доказательственные презумпции, в частности, добросовестность налогоплательщика и экономическую оправданность операций и затрат налогоплательщика (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
Обжалование решений налоговых органов о совершении налогового правонарушения. Справка.
-
Досудебный порядок урегулирования спора — обязателен. Решение налогового органа до обращения в суд должно быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ).
-
Срок для обращения в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа — три месяца. Срок исчисляется не со дня принятия ненормативного акта, а со дня, когда
а) организации стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или
б) со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) (п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ).
-
По ходатайству лица допускается восстановление срока для обращения в арбитражный суд, пропущенного по уважительной причине (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
-
Размер государственной пошлины — 2 тысячи рублей (абз. 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
1 Дело № А 69-1151/2013.
2 Постановление 06 АП – 4056/2013.
3 Дело № А40-151700/14.
4 Дело № А40-115570/12.
5 Дело № А11-8267/2013.
6 Дело № А40-126322/10-127-719.