Незаконное размещение рекламы: что грозит по КоАП РФ?

Автор: Елена Носкова

Е. Д. Носкова, независимый эксперт-юрист

Для продвижения бренда, товаров, работ или услуг, привлечения внимания потребителей и повышения спроса организации используют рекламу. Без рекламы достаточно сложно представить современный мир. Реклама уже давно заполонила улицы, СМИ, интернет. При этом организации, размещающие или заказывающие рекламу, редко задумываются о возможных последствиях, возникающих при распространении ненадлежащей рекламы.

КоАП РФ устанавливает несколько составов правонарушений, связанных с нарушением в сфере рекламы — статьи 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

Достаточно внушительный список.

В данной статье мы разберём, за что происходит привлечение к административной ответственности по вышеперечисленным статьям, в частности состав, предусмотренный статьёй 14.3 КоАП РФ.

Так, нарушение законодательства о рекламе влечёт наложение административного штрафа для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьёй 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 № 04АП-768/2015 по делу № А19-17913/2014, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу № А64-6843/2014).

Реклама — это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Соответственно, при квалификации правонарушения как нарушения законодательство о рекламе определяющими факторами будут являться:

  • направленность на неопределённый круг лиц,

  • направленность на привлечение внимания,

  • её способность стимулировать интерес к объекту рекламирования,

  • формирование положительного отношения к объекту рекламирования.

Под неопределённым кругом лиц понимаются те, кто не может быть заранее определён в качестве получателя рекламной информации (Письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 (доведено Письмом ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@)). В рекламе нет конкретного указания на лицо или лица, для которых эта реклама создана и на кого она направлена. Например, в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2007, 15.05.2007 № 09АП-5225/2007-АК, ФАС Московского округа от 23.08.2007 № КА-А40/8398-07 суды указали, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации признаётся рекламой

При этом, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, суд может квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу № А28-12706/2012).

Но не только суд, в том числе и должностное лицо антимонопольного органа, рассматривающего дело о данном правонарушении, вправе вынести постановление о прекращении дела и объявлении устного замечания.

Суды в качестве обстоятельств, свидетельствующих о признании правонарушения малозначительным, выделяют:

  • - небольшой масштаб рекламной кампании — один или незначительное количество номеров СМИ (или иных рекламоносителей), в которых распространялась реклама, один или незначительное количество дней, в которые распространялась реклама;

  • - отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов о введении их в заблуждение или о нарушении их прав рекламой;

  • - отсутствие ранее вынесенных в отношении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения закона «О рекламе» в данной сфере (факт совершения правонарушения впервые);

  • - отсутствие пренебрежительного отношения к положениям законодательства при распространении рекламы.

См. Письмо ФАС России от 30.09.2013 № АК/38198/13 «О малозначительности в рекламе».

Соответственно, нарушение действующего законодательства о рекламе является основанием для привлечения к административной ответственности.

За что могут оштрафовать?

Ниже мы рассмотрим конкретные случаи, когда организации привлекаются к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

В сезон распродаж организации часто вывешивают объявления, содержащие слово «SALE» без перевода на русский язык. Данное слово сообщает потребителям о наличии скидок на товары, услуги в организации. При этом размещение слова «SALE» без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.

Это связано с тем, что Законом о государственном языке не допускается использование слов, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе (ч. 6 ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 3 Закона о государственном языке).

В рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.

Так, суд привлёк организацию к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ, за размещение на витрине магазина слова «Sale» без перевода на русский язык.

Суд пояснил, что информация «SALE» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить её именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределённого круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.

Используемое в рекламе иностранное слово «sale» имеет несколько значений.

Имя существительное — 1) продажа, реализация, сбыт, 2) продажа с аукциона, с торгов, 3) распродажа по сниженной цене.

Оно также существует в различных языках мира и имеет самые различные переводы: с французского — «грязный, нечистый, гнусный»; с итальянского — «соль, остроумие»; с испанского — «солить, засаливать».

Суд пришёл к выводу, что в связи с тем, что отсутствует перевод иностранного слова на русский язык, потребитель не может в полном объёме уяснить смысл данного выражения.

Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Потребителями рекламы являются представители самых разных слоёв нашего общества, социального положения, образования и возраста. Использованные в рекламе выражения на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет не полной и искажённой (см. Определение ВАС РФ от 18.02.2013 № ВАС-1040/13 по делу № А65-19639/2012).

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу № А28-12706/2012. При этом суд квалифицировал данное нарушение как малозначительное, поскольку само по себе нарушение законодательства о рекламе не влечёт безусловной угрозы жизни и здоровью населения.

В то же время не только размещение «Sale» в рекламе без перевода на русский язык является нарушением КоАП РФ, но и другие иностранные слова без перевода (см. например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2006 по делу № А44-5938/2005-14а).

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ, образует размещение в рекламе, на витрине магазина иностранных слов без соответствующего перевода на русский язык.

Ещё одним популярным способом рекламирования является направление физическим лицам SMS. При этом смс-реклама также может повлечь за собой административную ответственность.

Так в Постановлении Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 № 04АП-768/2015 по делу № А19-17913/2014 рассматривалось дело о признании ненадлежащей рекламой смс-сообщения, полученного гражданином. Как установил суд, гражданин не давал согласия на получение смс-рекламы. Суд пришёл к выводу, что по своему содержанию текстовое смс-сообщение привлекает внимание неопределённого круга лиц к объекту рекламирования — продукции, реализуемой компанией, так как сообщение не содержит указания конкретного субъекта его получения, а следовательно, обладает признаками рекламы.

Аналогичный вывод отражён в Постановлениях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу № А12-15079/2014, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 № 07АП-11880/14 по делу № А27-8590/2014, Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу № А43-28790/2013.

Основным обстоятельством, при котором смс-сообщение признаётся ненадлежащей рекламой и основанием для привлечения к административной ответственности, является отсутствие согласия абонента, который получил смс (см., например, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 № 09АП-15429/2012-АК, от 15.07.2011 № 09АП-13978/2011).

Соответственно, организация перед тем, как направлять смс-сообщение рекламного характера, должна убедиться в достоверности номера телефона, а именно, принадлежит ли он лицу, который давал данный номер телефона. Если гражданин указал неправильный номер телефона, то отправление смс на данный номер является основанием для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 № 09АП-37235/2012-АК № А40-114200/12-122-633).

Согласно Письму ФАС России от 19.05.2006 № АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы», требование, указанное в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет.

То есть не допускается распространение спама посредством направления писем на электронные почты.

При этом в данном случае также необходимо получение согласия адресата.

Кроме того, положения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе не могут быть применены к случаям обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.

В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу № А64-6021/08-15 разъяснено, что распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок в электронном виде пользователям (распространение спама) является нарушением ч. 1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ, суд пришёл к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

Рассмотрим ещё один вариант неправомерного размещения рекламы, образующего состав административного правонарушения.

В Постановлении от 23.09.2008 № 6327/08 по делу № А57-5741/07-6 Президиум ВАС РФ указал, что довод, приведённый нижестоящими судами в обоснование незаконности принятого антимонопольным органом постановления о том, что автомобиль с размещённой на нём рекламной конструкцией не создавал угрозы безопасности дорожного движения, не аргументирован. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является самостоятельным нарушением. Запрет на размещение рекламы на транспортных средствах, создающее угрозу безопасности движения, предусмотрен ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе. Данное нарушение обществу не вменялось.

Аналогичная позиция отражена в Апелляционном определении Московского городского суда от 18.06.2012 по делу № 11-10054.

Соответственно, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является нарушением КоАП РФ.

При этом административной ответственности за размещение рекламы на автомобиле можно избежать, если на автомобиле указано только коммерческое обозначение.

Так, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 № А56-42800/2010 рассматривалось дело о ненадлежащем размещении на транспортном средстве организации коммерческого обозначения; суд разъяснил, что при нанесении коммерческого обозначения на имущество предприятия преследуется цель его обособления от имущества других лиц, его сохранности и указания на принадлежность соответствующему предприятию, а не цель привлечения внимания к организации, которой принадлежит это предприятие, или продвижения на рынке её товаров, работ и услуг

Соответственно, не относится к рекламе размещение отличительных знаков организации на автомобиле, например, коммерческого обозначения, поскольку указание на транспортном средстве коммерческого обозначения не преследует цели привлечения внимания к объекту и продвижения товара на рынке, а отражает принадлежность транспортного средства к организации, следовательно, привлечение к административной ответственности по данному основанию не происходит.

Выводы

Реклама, нарушающая законодательство о рекламе, влечёт наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Решение о привлечении к административной ответственности выносит должностное лицо антимонопольного органа.

При этом никогда не пренебрегайте своим правом обжаловать данное решение, поскольку суд может вынести решение о малозначительности правонарушения.

К обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности, можно отнести небольшой масштаб рекламной кампании, отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов, факт совершения правонарушения впервые и иные.

В то же время в судебной практике уже выработалась позиция по некоторым нарушениям в рамках статьи 14.3 КоАП РФ. В частности, размещение слова «SALE» без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.

В связи с этим избегайте употребления иностранных слов без соответствующего перевода.

Распространение рекламы посредством смс-сообщений, а также в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии получения предварительного согласия абонента или адресата.

Рекомендуется перед отправлением смс-сообщенй удостовериться в достоверности телефонного номера, ведь получение смс-рекламы без согласия является административным правонарушением.

Не используйте транспортное средство в качестве рекламной конструкции, это является административным правонарушением.

При этом указание на транспортном средстве названия организации или коммерческого обозначения не влечёт административной ответственности, поскольку отражает принадлежность транспортного средства к организации, а не направлена на привлечения внимания неопределённого круга лиц.

В следующей статье мы также разберём конкретные примеры, образующие состав административного правонарушения за незаконное размещение рекламы.