Власть реагирует на депутатские обращения

Автор: Елена Вторыгина

Власть реагирует на депутатские обращения

Интервью с Еленой Вторыгиной, депутатом Государственной Думы, членом комитета по делам женщин, детей и молодежи

Корр.: Елена Андреевна, каких тем и проблем чаще всего касаются обращения в Вашу приемную? Часто ли Вам удается достичь конкретных результатов в их решении?

В Государственную Думу я избрана от Архангельской области, и в регионе работают 14 моих общественных приемных. Составлен график дежурства в них моих помощников. Так что люди могут быстро донести до депутата Государственной Думы свои обращения, просьбы, жалобы. Каждый месяц я приезжаю в область и обязательно лично провожу приемы граждан. Такие встречи проходят не только в областном центре, хотя в Архангельске я принимаю людей постоянно.

В прошлом году ко мне обратились более 500 человек. В основном были вопросы по жилищным и коммунальным проблемам, по защите прав человека, по вопросам социального обслуживания и оказания материальной помощи, по проблемам здравоохранения и образования.

По большинству жалоб и обращений были направлены депутатские запросы в органы исполнительной власти области и муниципальных образований. Надо отметить, что власть реагирует на депутатские обращения, хотя вопросы не всегда удается решать на сто процентов.

Из наиболее значительных положительных решений могу отметить получение благоустроенной квартиры семьей учителя из Плесецкого района области, предоставление комнаты сироте в Северодвинске, решение вопроса о приватизации находящейся в госсобственности квартиры в Каргополе. В Лешуконском районе удалось убедить администрацию погасить задолженность на приобретение книгоиздательской продукции работникам школ, детских дошкольных учреждений, центра дополнительного образования детей задолженность копилась с 2002 по 2008 год!

Есть в моих приемах очень важная составляющая. Это выявление тенденции задаваемых вопросов или просьб. Если несколько человек из разных районов области обращаются с одинаковыми проблемами, значит, вопрос из частного переходит в общественный и его надо решать на уровне законодательства. Приведу пример.

В марте прошлого года пошли жалобы от ветеранов войны, они касались постановки в очередь на получение благоустроенного жилья. Ко мне обратилась родственница одного из ветеранов Великой Отечественной войны, проживающего в Исакогорском округе в частном доме. Когда восьмидесятитрехлетний ветеран решил встать в очередь на получение жилья, его не оказалось в списках ветеранов местной администрации, хотя в округе он прожил практически всю свою жизнь. Затем пришло сразу четыре подобных письма от ветеранов ВОВ из Пинежского района.

Мы подняли в Думе вопрос о постановке в очередь ветеранов, не вставших на учет до 2005 года. Ограничивать их в этой возможности неправильно. Все ветераны ВОВ во время войны защищали нашу Родину, наше с вами право на жизнь. И сегодня мы в равновеликом долгу перед каждым из них.

Наш голос был услышан. Согласно поручению Президента РФ от 12 октября 2009 года и поручению Правительства РФ от 19 октября 2009 года, принимая во внимание равные заслуги ветеранов ВОВ перед Отечеством, в Государственную Думу внесены поправки к Федеральному закону «О ветеранах». Эти поправки предусматривают установление единых мер социальной поддержки, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, для всех ветеранов. Таким образом, ветераны получили возможность встать на учет и получить жилье или компенсацию.

Корр.: Каковы текущие законодательные инициативы комитета по делам женщин, детей и молодежи?

В работе нашего комитета основное внимание уделяется законопроектам, направленным на обеспечение благополучия семей, защиту законных прав и интересов детей, их нормального физического, психического и духовного развития. В прошлом году мною совместно с другими депутатами на рассмотрение в Государственную Думу было внесено 19 законопроектов.

В декабре в первом чтении принят проект федерального закона об ограничении круга лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами и попечителями. Мы предложили не допускать к воспитанию детей людей, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление. Принятие указанного законопроекта будет способствовать закреплению дополнительных гарантий обеспечения безопасности детей, передаваемых на воспитание в семьи граждан.

Также в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также ряд соответствующих поправок в действующее законодательство.

Законопроектом предложено установить дополнительные правовые гарантии информационной безопасности несовершеннолетних от информации, распространяемой с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, печатной продукции. Необходимость принятия данных законопроектов обусловлена также интенсивным развитием новых информационных технологий (Интернета, мобильной связи, цифрового вещания), способных оказывать на детей негативное, в том числе психотравмирующее и растлевающее информационное воздействие, побуждать их к агрессивному, жестокому, антиобщественному и преступному поведению.

Остальные законопроекты на сегодня находятся в стадии подготовки к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении. Это сложный процесс, требующий не только времени, но и лоббистских способностей. Как это ни печально, но оппозиции намного труднее, чем партии власти, продвигать даже самые необходимые обществу инициативы…

Перечислю некоторые. Это законопроект об административных правонарушениях в целях предотвращения продажи несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и табачных изделий. Это внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Это поправки в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребенка-инвалида.

Очень важным считаю законопроект о внесении изменений в Семейный кодекс в целях уточнения порядка расходования алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат, так как в действующем гражданском, семейном законодательстве и законодательстве об опеке и попечительстве не выработан единый подход в правовом регулировании расходования соответствующих социальных выплат на детей.

Есть также проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В нем мы предлагаем установить единую систему распределения депутатских мандатов для законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на территории Российской Федерации. Я стала соавтором данного законопроекта, так как на практике знаю негативные последствия системы подсчета голосов Империали. (Система подсчета голосов Империали позволяет большой партии получать на 10% голосов больше, чем партиям поменьше) Эта система позволяет большой партии получать на 10% голосов больше, чем партиям поменьше. В Архангельской области единороссы в канун выборов в областное Собрание в марте прошлого года утвердили именно такую систему. В результате наша партия потеряла три мандата, так как путем сложных математических «изысков» при выборах по спискам все результаты округляются в пользу большинства.

Буквально в канун нового 2010 года депутатами нашей фракции, в том числе и мною, были внесены в Госдуму три законопроекта о защите прав детей: «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте жительства ребенка», «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав детей на семью как естественную среду для их роста и благополучия», «О внесении изменений в пункт первый статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации в целях уточнения структуры расходов на содержание детей».

Остановлюсь на первой поправке, которая подразумевает внесение изменений в Семейный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью реализовать право ребенка на его общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка государства должны обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.

Конечно, есть исключения, но тогда необходимо вмешательство компетентных органов, которые согласно судебному решению определят, что разлучение необходимо в интересах ребенка.

В действующей редакции Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. Однако Гражданский процессуальный кодекс РФ содержит лишь указание на то, что «неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом». Таким образом, в настоящее время, для того чтобы привлечь виновного родителя к ответственности, недостаточно лишь применения норм гражданского процессуального законодательства.

И надо сказать честно: размер административного штрафа за неисполнение решения суда (от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей) не решает проблему. Более того, в последнее время участились случаи, когда родитель, с которым проживает ребенок, препятствует общению другого родителя с ребенком. Предложенные нами изменения должны устранить пробел в правовом урегулировании этого вопроса.

Корр.: Есть ли у Вас примеры помощи представителям социально-незащищенных групп на уровне вмешательства депутата в конкретное дело? На уровне внесения изменений в действующее законодательство?

В федеральном бюджете 2010 года по сравнению с прошлым годом расходы на жилищную политику сократились на четверть. Хотя, по данным экспертов, 85% жителей страны остро нуждаются в жилье.

В период кризиса для людей со скромными доходами ипотека стала журавлем в небе. Для малоимущих граждан как-то пытаемся строить социальное жилье. А что делать военнослужащим, муниципальным работникам, госслужащим, занимающим низшие позиции? Хотя бы частично решить проблему может некоммерческий жилищный фонд. Законопроект о его создании давно лежит в Госдуме.

Новаторское предложение этого законопроекта состоит в том, что в отличие от договора социального найма, который заключается пожизненно, с людьми со средним достатком надо заключать срочный договор найма с правом продления. Плата за такой наем должна быть в два-три раза меньше, чем за коммерческий.

Многие из давно и безнадежно стоящих в очереди на квартиру, узнав о возможностях некоммерческого жилищного фонда, говорят, что хотели бы воспользоваться им. По большому счету, большинству нужна не собственность, а нормальные жилищные условия. В период кризиса, когда человек не может найти работу, особенно в глубинке, он едет в другие города и регионы. Ему совершенно необязательно становиться собственником жилья и прописываться в чужом городе.

Более половины россиян живут в домах, требующих капитального ремонта, четверть в ветхом и аварийном жилом фонде. И тут предложение о некоммерческом жилом фонде должно быть очень полезным. Его поддержали в Минрегионе, Верховный суд дал заключение, что никаких претензий к проекту нет. Не понятно, почему проект застрял где-то в кабинетах Госдумы.

Есть еще два проекта фракции «Справедливая Россия», направленных на исправление нарушающих права граждан поправок, внесенных в жилищное законодательство парламентским большинством. Первый законопроект призван упростить предоставление регионам финансовых средств через Фонд содействия реформированию ЖКХ для капитального ремонта домов и сноса аварийного жилья. Второй исключает из законодательства норму о переселении граждан, проживающих в не подлежащих ремонту аварийных домах, в другие населенные пункты в рамках одного региона.

Что касается конкретной помощи людям в решении жилищных проблем, приведу один из последних примеров. Когда я в конце прошлого года проводила прием граждан в Вельске, ко мне с просьбой восстановить ее в правах на прописку пришла Катя С. и ее сердобольная взрослая помощница. Оказалось, что после выпуска из детского дома девушка училась в профучилище и жила в общежитии. Но пришла пора самостоятельно зарабатывать, а на работу без прописки сироту не взяли. Я начала разбираться в ситуации, и оказалось, что действия властей вроде бы законны. Девочка раньше, до детского дома, жила в другом районе. Именно там она и должна была бы претендовать, согласно Жилищному кодекса РФ, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Но у сироты, которая в младенчестве была передана в детский дом, ничего не осталось по месту рождения. А здесь, в Вельском районе, есть дальние родственники. Они ее и пригрели на первое время. Но девушке надо самостоятельно строить жизнь.

Попытки создать семью, наладить самостоятельную взрослую жизнь в условиях, когда рядом нет близких, которые могли бы оказать помощь, зачастую заканчиваются весьма трагично. Как правило, через год после выпуска одна треть выпускников детских домов попадают в места лишения свободы, одна треть становятся бездомными и каждый десятый выпускник кончает жизнь самоубийством. Поэтому мы срочно начали переговоры с местной властью, сделали депутатский запрос. Надеюсь, положительное решение вот-вот состоится.

А вообще, думаю, что было бы целесообразным создание федерального социального жилищного фонда, в который выделялись бы жилые помещения и финансовые средства для целевой покупки социального жилья для сирот.