Контрафакт

Автор: Камила Благополучная, Давид Хачатрян, Евгений Зяблов, Олег Матюнин, Олег Белоуско, Антон Банковский, Андрей Волков, Алексей Головченко

Камила Благополучная, юрист, патентный поверенный адвокатской фирмы FjM International Solicitors & Lawyers

― Замечу, что под понятие «контрафакт» может подпадать любой товар, а также этикетки, упаковки, на которые без разрешения правообладателя нанесён зарегистрированный товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Правообладатель может идти разными путями в защите своих прав на интеллектуальную собственность: предъявление иска в суд, заявлений о правонарушении или преступлении в полицию, антимонопольный орган, таможенные органы ― всё зависит от его цели ― запрет использования товарного знака, получение компенсации, уничтожение товара, возмещение убытков и т. д. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счёт нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковки товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Уничтожение контрафакта за счёт нарушителя является мерой, способствующей восстановлению положения правообладателя, существовавшего до нарушения его прав, т. е. своего рода средством, удерживающим от совершения нарушения.

Суд может вынести решение об уничтожении контрафактных товаров за счёт нарушителя. Конфискованный, арестованный товар тем временем должен где-то храниться, а на практике не все правообладатели задумываются ещё на этапе предъявления претензий нарушителям, где и за чей счёт он будет храниться, как будет уничтожаться. Особенно это имеет значение для товаров определённой группы. Кроме того, нарушитель может просто оказаться не в состоянии за свой счёт уничтожить контрафактный товар.

Сейчас основная нагрузка по борьбе с контрафактом лежит непосредственно на самом правообладателе, государственные органы не выделяют средств на хранение, уничтожение контрафактного товара. Если товар относится к определённой группе, объёмы контрафакта зашкаливают, правообладатель может просто не получить желаемого результата, а нести только расходы ― сбор доказательств, закупки, экспертизы, судебные инстанции, юридическое сопровождение, хранение, уничтожение и т. д. То есть все эти нюансы должны быть продуманы правообладателем до принятия мер и выработки стратегии защиты своих прав.

Эффективной мерой пресечения ввоза контрафакта является включение товарных знаков или объектов авторских прав в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее ― ТРОИС) Федеральной таможенной службы (далее ― ФТС). При правильной подготовке заявления и необходимых документов сведения об объектах интеллектуальной собственности будут внесены в ТРОИС, и таможенные органы обязаны приостанавливать товар с признаками контрафакта. Кроме того, информация ФТС об объёмах ввозимого контрафакта будет необходимой и существенной для определения объёма нарушения при предъявлении исков или возбуждении дел об административных правонарушениях.

Проверка легальности товара самим потребителем может не дать результата. Зачастую сами правообладатели не в состоянии отличить оригинал от подделки.

Если государством будут разработаны меры по упрощению уничтожения контрафактных товаров, это, несомненно, поможет в борьбе за права на интеллектуальную собственность. Малый и средний бизнес легальных владельцев прав на интеллектуальную собственность просто не в состоянии самостоятельно пройти всю цепочку защиты своих прав, в большинстве случаев из-за финансовой стороны вопроса. Они просто вынуждены закрывать глаза на нарушения своих прав и не понимают вообще целесообразность её охраны и получения регистрации, даже если возможности защиты у них есть, но реализовать их достаточно сложно. Надеюсь, что тенденция усиления охраны прав на интеллектуальную собственность сохранится и владельцы будут понимать реальную возможность защиты своих прав в случае нарушения.

Давид Хачатрян, юрисконсульт «Объединенной Аутсорсинговой Компании»

― Борьба с незаконным оборотом продукции ― важнейшая задача государственных органов Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения экономической стабильности государства.

Говоря о проблемах борьбы с незаконным оборотом продукции как внутри страны, так и в сфере международной торговли, можно отметить, что эффективность её осуществления сопряжена с множеством трудностей.

Например, в сфере нормативного регулирования данного вопроса в действующем законодательстве Российской Федерации, на мой взгляд, нет достаточно жёсткого и чёткого механизма пресечения незаконного оборота продукции, поскольку санкции, предусмотренные за данную категорию правонарушений, зачастую сводятся к штрафным, что несоразмерно наносимому экономике страны ущербу.

Также стоит отметить, что при задержании крупных партий контрафактной продукции возникают определённые сложности с её хранением и уничтожением.

Кроме того, немаловажной проблемой эффективности борьбы с незаконным оборотом продукции является такой аспект, как осознание населением страны ущерба, наносимого реализацией контрафактной продукции.

Однако стоит заметить положительную тенденцию к ужесточению борьбы с оборотом контрафактной продукции.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. утверждён план первоочередных мероприятий по реализации стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. Основными направлениями деятельности государственных органов в рамках указанного плана будут являться:

  • совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;

  • формирование и реализация мер и механизмов, направленных на противодействие незаконному обороту;

  • формирование нетерпимого отношения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;

  • координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений, предпринимательского сообщества и граждан по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;

  • разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;

  • реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах её производства, переработки, перемещения, хранения и реализации;

  • международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Анализируя положения плана правительства Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что в случае, если указанный план будет реализован в достаточной мере, чтобы результаты такой реализации можно было бы считать удовлетворительными, вполне возможно, что незаконный оборот продукции в нашей стране будет практически искоренён либо станет нецелесообразным. Так, уничтожение таких товаров и оборудования за счёт нарушителя приведёт к значительному сокращению затрат бюджетных средств на борьбу с незаконным оборотом продукции. Развитие систем маркировки товаров приведёт к значительному сокращению объёма контрафакта и фальсификата, попадающего на витрины магазинов. К ряду групп товаров правительством будут применяться дополнительные требования производства и хранения. Также реализация некоторых категорий, например топлива, может быть приостановлена, если сырьё не пройдёт экспресс-тест. Как и эксплуатация сельскохозяйственной и строительной техники в случае отсутствия надлежащих сертификатов.

Поддержка в виде поправок к Налоговому кодексу РФ в части применения специальных налоговых режимов и вычетов по НДС позволит легальным производителям продукции сократить издержки на производство качественного товара.

Однако многие эксперты отмечают, что повышение акциз на табак и алкоголь провоцирует развитие контрафактного рынка. С другой стороны, стоит признать, что низкие доходы населения страны являются своего рода катализатором развития незаконного оборота продукции.

Немаловажную роль играет и международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом продукции, поскольку значительная часть такого оборота приходится именно на импортную продукцию. Однако нынешнее положение Российской Федерации на международной арене едва ли способствует плодотворному сотрудничеству с развитыми странами в борьбе с контрафактом. Реализация положений плана правительства позволит достичь значительных успехов в противодействии незаконному обороту продукции.

Из изложенного выше следует, что меры борьбы правительства Российской Федерации с незаконным оборотом продукции за последнее время достигли значительного уровня эффективности. Однако современные реалии требуют более организованного систематического подхода, а также чёткого взаимодействия как правоохранительных органов, так и гражданского населения России.

Евгений Зяблов, юрист патентно-адвокатского бюро «Гардиум»

― В 2017 году доля подделок на российском рынке составила не менее 33 %. Подписанный Дмитрием Медведевым план мероприятий по борьбе с контрафактом позволит комплексно подойти к решению проблемы.

Наиболее результативным способом для борьбы с контрафактом станет маркировка товаров контрольными знаками. Преимущество данного подхода заключается в том, что генерируют контрольные знаки не производители, а специально уполномоченный государством единый оператор. Соответственно, данные о каждом контрольном знаке заносятся в единый реестр. Так обеспечивается уникальность каждого кода, поэтому украсть или подделать контрольные знаки будет практически невозможно.

Более того, 1 июля 2017 года вступил в силу закон о внедрении онлайн-касс нового поколения. Онлайн-кассы передают ФНС информацию о товаре в момент сканирования. При реализации пилотного проекта по маркировке табачной продукции после покупки товар в течение 4 часов удалялся из списка маркированной продукции. Как видим, онлайн-кассы позволят предостеречь от повторного использования контрольных знаков.

Проверить, подделан товар или нет, могут и потребители. Достаточно отсканировать QR-код с помощью мобильного приложения и проверить, имеются ли данные о товаре в информационной системе. Но возлагать надежду на граждан представляется на данный момент неоправданным. Подавляющее большинство потребителей готово покупать контрафактный товар. Многие убеждены, что, приобретая оригинальный товар, они переплачивают за имя, а не за качество.

Правительство Российской Федерации также планирует формировать негативное отношение к контрафакту при помощи специальной передачи на телеканале «Россия 1», но нужно учитывать, что основную аудиторию данного телеканала составляют люди старше 40 лет и не все из них заинтересованы в том, чтобы проверять товары, используя мобильные приложения.

Статьёй 15.12 КоАП РФ и статьёй 171.1 УК РФ уже установлена ответственность за нарушение требований по обязательной маркировке товаров. Расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, увеличит применение данных статей.

Если злоумышленник использует чужой товарный знак, то он априори будет нарушать требования по обязательной маркировке товаров. При этом использование чужого товарного знака ― это отдельное нарушение. Ответственность за него не совмещается с ответственностью по ст. 15.12 КоАП РФ (Постановление по делу об административном правонарушении № 5-28/2015 от 09 февраля 2015 г.). По итогу нарушителя можно будет привлечь к ответственности сразу по двум статьям.

В Государственную Думу Российской Федерации внесены поправки в законы «О таможенном регулировании», «О промышленной политике в РФ», в УПК РФ и КоАП РФ. Суть данных поправок состоит в том, чтобы упростить порядок уничтожения контрафакта и переложить затраты на хранение, транспортировку и уничтожение контрафактных товаров с государства на нарушителей. Принятие данных поправок позволит более оперативно уничтожать контрафакт и не допускать возвращение такой продукции владельцам по коррупционным схемам, как это наблюдалось ранее.

Таким образом, реализовывать контрафактную продукцию станет намного сложнее и рискованнее. Это позволит существенно снизить количество контрафакта. На сегодняшний день уже успешно зарекомендовали себя пилотные проекты по маркировке меховых изделий, табачной продукции и лекарственных средств. Итоги пилотного проекта по маркировке меховых изделий, подведённые ФНС, показали, что на рынке легализовались 24 % участников данного сектора экономики.

Олег Матюнин, адвокатское бюро города Москвы «Матюнины и Партнеры»

― Промышленная продукция, незаконному обороту которой собирается противодействовать правительство, ― это продукция всех обрабатывающих производств, перечисленных в разделе «С» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Число указанных в нём товаров колоссально: пищевые продукты, напитки, одежда, табачные, текстильные, кожаные, бумажные, резиновые, пластмассовые, медицинские изделия, полиграфия, химические продукты, электрооборудование, мебель, автотранспорт и другие.

По этой причине «План первоочередных мероприятий по реализации Стратегии…» получился разносторонним, состоит он из семи параграфов и тридцати шести пунктов. Реализация Плана рассчитана по 2019 год включительно, кроме пунктов, исполнение которых не может быть обозначено конкретно. В исполнение вовлекаются силовые ведомства и надзорные органы, а также общественность.

Итак, председатель правительства Д. Медведев обозначил большую нерешённую проблему поддельных товаров, опасных для здоровья человека, ― от народных промыслов до оружия. Можно, конечно, критиковать инициативу, говорить о системном кризисе власти, ругать Роспотребнадзор, в прямые обязанности которого входит защита прав потребителей, ожидать роста бюрократических процедур и связанных с ними бюджетных расходов. Однако правительство, на мой взгляд, поступает правильно, делая ставку на информационные технологии и активность граждан-потребителей, хотя план, как было отмечено, этим не ограничен. В Плане также предполагается анализировать ценовую информацию, совершенствовать стандарты и технологии проверки состава и качества товаров, вводить обязательную сертификацию, изменять федеральные законы, взаимодействовать со СМИ и т. д. Поэтому каждое из заданных направлений может стать предметом обсуждения, и я как правовой консультант против быстрых, огульных выводов, основанных только на оценках и мнениях.

Многие пункты Плана обозначены как «подготовка предложений», что говорит лишь о начале пути. Следовательно, оценивать можно только сами предложения, а не эти пункты. Наша задача сейчас ― помочь правительству сформулировать самые лучшие предложения, оптимизировать задуманное, чтобы достигнуть конечной цели.

Исходя из того, как я и мои коллеги видим ситуацию сегодня, можно рассматривать следующие правовые направления борьбы с поддельными и некачественными товарами:

1. Дальнейшее развитие просвещения в сфере прав потребителей в учебных заведениях и на производствах. В настоящее время многие граждане недостаточно полно информированы о свойствах товара, часто идут на поводу у рекламы, продавца или гонятся за низкой ценой продукции, не интересуясь его происхождением и свойствами.

2. Создание и введение новых форм обязательного информирования потребителей. Есть такие сферы, в которых дешёвый некачественный товар относительно легко скрыть от потребителя, например общественное питание, когда клиент потребляет переработанную продукцию, прошедшую тепловую обработку, ничего не зная о происхождении и качестве ингредиентов. В этой сфере абсолютной прозрачности не наблюдается, хотя многие с ней взаимодействуют почти каждый день.

3. Внедрение новейших информационных технологий на всех этапах логистики товара ― это как раз тот путь, который максимально будет способствовать прозрачности системы товарооборота, поможет снизить уровень коррупции, контрабанды и обмана в торговле.

Олег Белоуско, руководитель юридической службы ГК «АРИВИСТ»

― Данный план с точки зрения таможенного законодательства ― значимый для всего бизнес-сообщества и подчёркивает, что Федеральная таможенная служба России не в должной мере выполняет возложенные на неё функции.

Так, положения Таможенного кодекса ЕАЭС позволяют таможенным органам в достаточной мере осуществлять контроль за ввозом товаров, которые как включены, так и не включены в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов или национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, путём приостановления срока выпуска товаров. И в случаях, когда правообладатель не даёт согласия на ввоз товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенный орган рассматривает товары как контрафактные, даже если они являются оригинальными, от производителя и отказывает в их выпуске. Кроме того, таможенный орган возбуждает административное дело по ч. 1 ст. 7.12 либо ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ, а также рассматривает признаки преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ. Санкция указанных статей КоАП РФ предусматривает, помимо штрафа, обязательную конфискацию контрафактных товаров.

Таким образом, на законодательном уровне меры по борьбе с контрафактными товарами установлены, и они достаточны. Вместе с тем правительство РФ подписывает дополнительный план, который, по нашему мнению, является результатом ненадлежащей работы ведомства, подчинённого самому правительству РФ в лице Министерства финансов РФ, в состав которого входит ФТС России. Вследствие чего ФТС России будет вынуждена по нему отчитываться, а бизнес-сообществу придётся готовиться к новым дополнительным требованиям.

Исполнение плана реализации, направленного на проведение внеплановых проверок, только усложнит деятельность коммерческих организаций. Проведение как плановых, так внеплановых проверок требует от таможенных органов положительных для них результатов. Более того, положительная проверка является основанием для выполнения показателей эффективности деятельности соответствующего подразделения таможенного органа и служит основанием для премирования сотрудников. Как показывает правоприменительная практика в сфере таможенного дела, таможенные органы начинают проверку, например, на предмет соблюдения требований технических регламентов; не добившись результатов, переходят на правильность классификации товаров, и если правильность классификации подтверждается, то последним шансом результативности проведения проверки становится для таможни корректировка таможенной стоимости товаров.

В результате, как в поговорке: «С паршивой овцы хоть шерсти клок». При этом ранее Дмитрий Медведев озвучил знаменитую фразу: «Хватит кошмарить бизнес», а внеплановые проверки могут привести к обратному результату!

Контроль таможенной стоимости товаров ― наиболее болезненный для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (далее ― ВЭД), и усиление такого контроля со стороны таможенных органов может привести к многочисленным (повальным) корректировкам таможенной стоимости. Даже уполномоченные экономические операторы, обладающие особым статусом, не застрахованы от такой процедуры, влекущей доначисление таможенных пошлин, налогов.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 даны отчётливые и понятные разъяснения по применению таможенного законодательства по спорам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров.

Главное в данном вопросе, чтобы усиление контроля таможенной стоимости товаров не легло на плечи добросовестных участников ВЭД, которые надлежащим образом представляют таможенным органом комплекты документов, подтверждающие сведения о заявленной таможенной стоимости товаров, а пока такой контроль видится как необходимость любой ценой пополнить доходную часть бюджета.

Занимательным представляется для потребителя развитие системы маркировки товаров для проверки легальности продукции путём использования мобильного приложения, но нужно учесть, что такая маркировка товаров однозначно приведёт к нагрузке на бизнес в виде дополнительных расходов и в итоге вернётся к потребителю увеличением стоимости товаров.

Легальность продукции подтверждается такими разрешительными документами, регламентированными техническими регламентами, применяемыми в ЕАЭС, как декларация о соответствии и сертификат соответствия, а в отношении медицинских изделий ― свидетельство о государственной регистрации, подтверждающее статус изделия. Указанные документы потребитель может запросить у продавца товаров при их покупке.

В настоящее время положениями таможенного законодательства ЕАЭС предусмотрено нанесение маркировки на товары в целях соблюдения требований различных технических регламентов, информирования потребителя о качестве и безопасности продукта.

Однако проблема для бизнеса в данном вопросе заключается в том, что ФТС России требует от участников ВЭД, чтобы маркировка на товарах присутствовала на момент ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а не на момент реализации товаров потребителям, в противном случае таможенные органы отказывают в выпуске товаров и возбуждают административные дела.

В результате участники ВЭД вынуждены оплачивать дополнительные расходы по нанесению маркировки на товары иностранным лицам, в то время как лучше было бы, если ФТС России выступила с законодательной инициативой о необходимости изменения таможенного законодательства ЕАЭС, установив возможность нанесения маркировки на таможенной территории ЕАЭС, тем самым обеспечив дополнительные рабочие места и уплату налогов в Российской Федерации.

Таким образом, развитие системы маркировки товаров именно для проверки легальности продукции усматривается в виде добровольной маркировки, а не обязательной. Бизнес сам заинтересован продвигать свою продукцию на рынке, а потребителю останется лишь сделать свой выбор в приобретении того или иного товара, используя мобильное приложение.

Подводя итог изложенному, хотелось отметить, что в нынешних реалиях, когда экономических рост Российской Федерации не столь значителен, к России постоянно применяются санкции, Правительство Российской Федерации планирует:

  • ввести борьбу с незаконным оборотом контрафактных товаров при том, что меры по борьбе с контрафактными товарами установлены и они достаточны, их необходимо просто выполнять ведомствам, подчинённым Правительству Российской Федерации, работу по борьбе с контрафактом на должном уровне;

  • проводить внеплановые проверки и усиливать контроль таможенной стоимости товаров, которые, как ни прискорбно, обрушатся на добросовестных участников ВЭД ввиду того, что ФТС России необходимо пополнять доходную часть бюджета любыми средствами, а недобросовестные участники будут ликвидироваться, чтобы не нести обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в полном объёме;

  • развивать систему маркировки товаров для проверки легальности продукции, при этом не видя очевидных моментов, связанных с установлением возможности нанесения маркировки на товары в соответствии с положениями технических регламентов на таможенной территории ЕАЭС.

Вместе с тем в первую очередь хотелось бы видеть планирование конкретных стратегических мер, направленных на улучшение, упрощение и ускорение таможенных процедур для добросовестных участников ВЭД путём сокращения внеплановых проверок, принятия заявленной таможенной стоимости товаров, разрешения нанесения маркировки товаров в соответствии с техническими регламентами на таможенной территории ЕАЭС.

Антон Банковский, глава практики интеллектуальной собственности международной юридической фирмы CMS

― На мой взгляд, предлагаемые меры частично направлены на борьбу с контрафактом, а частично ― на решение других задач. Например, контроль таможенной стоимости, как и многие другие «контроли», ― это вопрос скорее налогов и сборов, нежели борьбы с контрафактом. Сами эти меры позиционируются в большей степени не как просто меры борьбы с контрафактом, то есть меры борьбы с оборотом продукции с незаконным использованием чужих товарных знаков, а как меры повышения контроля за оборотом продукции в целом.

Государство, даже если и не в состоянии полностью побороть контрафакт, то точно может бороться с ним более эффективно и снизить его количество.

Помимо ставшего уже традиционным общего пожелания борьбы с коррупционными схемами и иными проявлениями, мы традиционно предлагаем для этого установить плановые показатели для органов внутренних дел и, возможно, для Роспотребнадзора ― по изъятию и последующему уничтожению контрафакта. Такие плановые показатели могут устанавливаться на региональном уровне, утверждаться, корректироваться и в дальнейшем анализироваться на федеральном. Подобная система хорошо себя зарекомендовала в системе таможенных органов, и мы не видим особых причин, почему её нельзя использовать в органах внутренних дел и в Роспотребнадзоре.

Андрей Волков, руководитель детективного агентства «Волков и Партнёры»

― Статья 171.1 УК РФ «Производство и продажа контрафактной продукции» и наказание до 6 лет лишения свободы уже есть. В России в настоящее время невозможно исполнение данного закона, так как для этого потребуется уволить практически весь личный состав отделов полиции, который «крышует» рынки и предпринимателей, занимающихся изготовлением контрафактной продукции.

Приведу пример недавнего расследования. В Москве на рынках «Садовод», «Дубровка», «Севастополь» уже более 3 лет торгуют контрафактом «RuNail-professional» фирмы «Спектр». Нами были зафиксированы факты продажи контрафактной продукции, и материалы вместе с заявлением были переданы в региональные отделения полиции. Полиция не устраняет продажу контрафакта, а вместо того, чтобы наложить арест на контрафакт, вызывает на допросы руководителей фирмы «Спектр». С учётом того, что фирма находится в Воронеже, это создает для неё дополнительные трудности.

Вся система в полиции настроена таким образом, чтобы поддерживать преступников. Всегда можно брать «дань» с того, кто занимается противоправной деятельностью. Поэтому, прежде чем вводить новые законы, нужно заменить персонал, который будет их выполнять, так как они саботируют его выполнение.

Алексей Головченко, управляющий партнёр юридической компании «ЭНСО»

― Тема борьбы с контрафактом ― это в первую очередь борьба с нелегальным и теневым бизнесом. Еще в конце 2017 года президент дал указание правительству и бизнес-объединениям подготовить предложения, как вести борьбу с нелегальным предпринимательством. И эти поручения, к счастью, начали реализовываться. То, что мы видим в плане борьбы с контрафактом, фальсификатом ― это выполнение тех самых поручений.

Нелегальный товар ― это, как правило, продукт теневого рынка. Такая теневая экономика «крышуется» другими институтами ― там задействованы и силовики, и мафиозные группировки, и т. д. Любой бизнес кем-то регулируется ― даже если этот «кто-то» не является государством. Получается абсурдная ситуация: «белые» компании платят высокие постоянно растущие налоги, находятся под жёстким контролем качества их услуг/товара, а теневой рынок не платит налогов, увеличивает долю преступного сообщества, коррумпирует чиновников. Соответственно, присутствие на рынке таких теневых компаний невыгодно государству, добропорядочным бизнесменам и конечным потребителям. Потребители в такой ситуации могут (из нашумевших примеров) отравиться настойкой боярышника, сгореть в торговом центре и т. д. Ситуация выгодна только участникам теневой экономики, поскольку они получают сверхмаржу.

Государство в силе победить контрафакт и теневой рынок в целом. Это уже происходит в алкогольной отрасли. Увеличен штраф для продавцов нелегальной алкогольной продукции ― минимальный составляет 20 тысяч рублей. То есть риск штрафа стал больше, чем потенциальная прибыль от нелегальной продукции. За контроль над ситуацией сейчас отвечают полиция и Роспотребнадзор. Однако необходимо обозначить единственный орган контроля для упрощения системы.

При обеспечении должных действий по борьбе с нелегальной продукцией со стороны государства «белый» бизнес сам поможет ― подскажет конкретные компании, которые занимаются контрафактом. Рынок сам вылечит болезнь. Высокая ответственность нарушителей и обеспечение контроля над ситуацией решат вопрос.

Материал подготовила Ольга Прудовская