Частейшие ошибки компаний - управленческие, а не юридические

Автор: Анна Бастракова

Частые ошибки компаний — управленческие, а не юридические

Анна Бастракова, генеральный директор ЗАО «Уральский деловой мир»

Корр.: Какие споры чаще всего поступают в Вашу компанию?

— Наша специализация — финансовое право и сопровождение финансовых проектов, поэтому споры преимущественно связаны с взысканием денежной задолженности по договорам займа/кредита/лизинга. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что, как правило, факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком не оспаривается, размер штрафных санкций легко рассчитывается, и дела можно отнести к категории выигрышных. Однако основная и единственная сложность заключается в исполнении решения суда о взыскании задолженности (зачастую к моменту получения исполнительного листа ответчик уже позаботился вывести свои активы). Поэтому мы предлагаем клиентам комплексную услугу по сопровождению исполнительного производства, включающую в себя взаимодействие с судебными приставами, розыск имущества должника, проведение оценки и реализации данного имущества. Клиенту недостаточно просто иметь решение суда, ему необходимо довести процедуру до получения исполнения.

Корр.: Примеры наиболее интересных дел. Давайте обсудим.

— Один из стандартов работы нашей компании — условие о полной конфиденциальности информации, полученной в рамках исполнения договора на оказание юридических услуг.

Корр.: Какие типичные ошибки совершают компании при заключении договоров?

— Интересно отметить, что основные ошибки, которые допускают компании, относятся скорее к области управленческих, нежели юридических просчетов. Ведь контракт — это не набор юридических формулировок, не текстовый документ, составляемый в угоду требованиям бухгалтерской службы компании, а эффективный инструмент бизнеса, упорядочивающий и фиксирующий волю сторон. При использовании компаниями процессного подхода решение сугубо правовых проблем становится лишь незначительной частью работы юриста. Важную роль начинают играть отбор контрагентов, разработка и соблюдение структурными подразделениями фирмы договорных регламентов, а также процедур внутреннего контроля. Действительно, какой смысл в безупречных формулировках договора, если его подлинный экземпляр попросту отсутствует в документах компании. К сожалению, такая курьезная ситуация нередко встречается на практике.

В целом к наиболее типичным ошибкам, лежащим в сфере управления, можно отнести следующие: нарушение/отсутствие процедуры проверки контрагента, нарушение договорного регламента компании, процедур внутреннего контроля. Все это приводит к неминуемым последствиям, начиная от заключения договора на невыгодных условиях до коммерческого подкупа («отката») и банкротства контрагента.

Стоит упомянуть и юридические ошибки, которые могут привести к признанию сделки недействительной: в тексте договора отсутствуют/не указаны его существенные условия, договор подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий, не соблюдена процедура одобрения сделок, обязательная в соответствии с действующим законодательством. Однако наиболее часто встречается ситуация, когда письменный текст попросту не соответствует устным договоренностям сторон («типовой», подписанный «задним» числом, «чтобы был», «не читая»). По степени риска исполнение договора в этом случае будет напоминать игру в русскую рулетку, нежели тщательно прописанную и согласованную сторонами процедуру.

Корр.: Возврат долгов. Возможно ли юридически обезопасить себя? Как надежней взыскать?

— В период финансового кризиса особенно остро встала проблема невозврата долгов. Как обезопасить себя юридически? Хотя это вопрос скорее комплексный, но и здесь можно дать несколько рекомендаций. На преддоговорном этапе необходима тщательная проверка контрагента (запрос учредительных и финансовых документов на основании типовой процедуры, утвержденной в компании, при необходимости получение сведений о деятельности контрагента из иных источников). На этапе подготовки контракта — детальная проработка условий договора, соответствие письменной формы фактическим договоренностям сторон. Недопустимость подписания типовых договоров. На этапе подписания контракта — проверка полномочий лица, подписывающего договор со стороны контрагента. Контроль над соблюдением процедур одобрения сделки в случаях, предусмотренных законодательством. На этапе исполнения — надлежащая фиксация нарушения обязательств контрагентом, подтверждения обоснованности своих претензий и возможного обращения в суд.

Для того чтобы повысить шансы на получение исполнения по судебному решению в случае нарушения обязательства, в договорах следует предусматривать обеспечительные меры, такие как залог и поручительство. События в период финансового кризиса показали, что кредиторы, чьи договоры были обеспечены залогом и поручительством, оказывались в значительно более выгодном положении, нежели те, у кого в качестве обеспечения предусматривалась только неустойка. Также для снижения риска неплатежей можно рекомендовать использовать банковскую гарантию, аккредитив и факторинг. Из нашей практики могу сказать, что пока они не имеют широкого распространения, хотя на деле доказывают свою эффективность. В качестве главного недостатка, препятствующего широкому использованию, предприниматели называют достаточно высокую стоимость этих финансовых инструментов.

Применяя комплекс юридических и финансовых мер, соблюдая договорные регламенты и процедуры внутреннего контроля, можно значительно снизить уровень проблемной задолженности в компании.