8-я встреча Делового Клуба

Что такое бизнес-культура современного топ-менеджера и как она связана с корпоративной культурой, каковы сильные и слабые стороны российского управления вообще и нового поколения менеджмента в частности, какую роль в формировании бизнес-культуры играет бизнес-образование – обо всем этом говорили участники 8-го заседания Делового клуба УП.

Об особенностях российского управленческого менталитета рассказал профессор Сергей Мясоедов. «По кросс-культурной 100-балльной шкале параметров, определяющих национальные модели менеджмента, Россия по более чем 30 пунктам находится между 40 и 60. Такое среднее положение отражает двойственность российского менеджмента, способность бросаться из стороны в сторону. И есть два параметра, по которым мы имеем экстремально высокие показатели. Это слишком большая дистанция власти, которая находится на уровне 95-97. Такая вертикаль может быть полезна на прорывах и при выходе из кризиса, но мешает развитию – губит инициативу, приводит к отсутствию делегирования и четких коммуникаций между «верхом», «серединой» и «низом».

Вторая проблема – это избегание неопределенности, подсознательный дискомфорт от любой двусмысленности. На бытовом управленческом уровне это выражается в бюрократии – многочисленных лицензиях, аккредитациях, распорядках, правилах, регламентах, которые мы сами создаем и сами нарушаем».

Как добавил Сергей Павлович, система выдавливает инновации, предпринимательство, а мир движется от индустриального общества к постиндустриальному, внесистемному. Сегодня нужна смена поколений, и этот процесс уже начался. Те компании, которые начинали в эпоху реформ и не вписались в новые условия, рушатся на наших глазах.

Смену поколений считает главным трендом, определяющим бизнес-культуру сегодня, Елена Черникова. «Менеджмент лихорадит, причем не из-за меняющихся внешних глобальных условий, а изнутри. Приходят совершенно другие ребята, и если еще 3 года назад никто не понимал, как работать с поколением «игрек» и как подавить его индивидуальность, то теперь топ-менеджеры и сами хотят перенять их драйв и оптимизм. Из-за этого нового поколения и быстрой смены компаний меняется представление о стабильности и происходит интеграция всего во всё. Всё интересное, что рождается, находится на пересечении. Поэтому взят курс на поиск внутренних ресурсов, лидерскую самоидентификацию, стремление уйти от инструкций и интегрировать свои ценности в свой бизнес».

Краткую формулировку бизнес-культуры дала Людмила Гордон: «Бизнес-культура – это реальные способы и принципы компании в построении коммуникации, принятии решений, работе со сложными или конфликтными ситуациями». Участники дискуссии пришли к выводу, что корпоративная культура является неотъемлемой частью бизнес-культуры, определяющей нормы поведения внутри самой компании. Другой важный элемент – это культура внешнего общения, которая учитывает правила рынка, отрасли, специфику целевой аудитории и становится составляющей продукта компании. Вопрос в том, как влияет специфичность компании на работу во внешней среде и где та грань эмоциональности, за которую переступать нельзя.

Корпоративную и бизнес-культуру компании задает собственник, но насколько она будет вписываться в бизнес, зависит от многих факторов. Прежде всего, от выбора самого управленца – важен ли ему образ компании в глазах коллектива и клиентов или способы резкого повышения эффективности вне зависимости от их этичности. Этот выбор виден по мелочам – в том, как общаются сотрудники между собой и с начальством, как выстроено бытовое взаимодействие. Играет роль и степень адаптивности самих сотрудников, и интегрированность бизнес-культуры по вертикали и горизонтали.

По мнению Ольги Рожковой, в конечном итоге принципы оптимальной бизнес-культуры абсолютно соответствуют принципам общечеловеческой культуры. Они состоят в том, что для оптимальности необходимо единство ценностей, целей, стратегий и тактик достижения.

Александр Пузанов считает, что бизнес-культура может проявляться по-разному на разных уровнях организации. «В бизнес-обсуждении нужно понимать, на каком языке вы разговариваете. Одно дело – бизнес-культура коммуникации высшего менеджмента и собственника, другое – первого лица и второго, третья культура – отношения между линейными менеджерами, внутри цеха, участка, отдела. Все это разные вещи, но внедрять бизнес-культуру в современный российский бизнес обязательно. Существуют разные мировые примеры – самая жесткая культура бизнеса в Японии, самая мягкая в Австралии, наиболее приемлемая для нас – в Германии. И если мы хотим развиваться, построить не только сырьевую экономику, нужно брать лучшее и адаптировать к российскому менталитету. Как это сделано в Китае – они взяли лучшее и положили на свою почву, и это растет».

«В нашей стране по-прежнему нет специальной профессии – управленец, – отметил Сергей Мясоедов. – Но осознание такой необходимости приходит. Если мы его раскачаем и у нас появится ипостась управленцев, заинтересованных, грамотных и способных смотреть извне системы – у нас есть шансы».

Во встрече принимали участие:

Представители компаний:

Бельчик Александр
Голеницкий Виктор (RRC Consulting)
Гордон Людмила (ГК «Разгуляй»)
Дубровская Татьяна (Консорт)
Желтова Лидия (RRC Consulting)
Зелеранская Ирина (РусИнфоСервис)
Иртуганов Наиль (Российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздравсоцразвития России)
Киркина Татьяна (Консорт)
Пузанов Александр (ВымпелНефтеГаз)
Рожкова Ольга (Coaching & Consulting Center)
Соколов Сергей (M&A)
Трубецкая Анна (Мейнстрим)
Черникова Елена (Ораторика)

Топ-кандидаты

Емашов Игорь
Казанцева Виктория
Кoвтун Орест
Мелихова Ольга
Михеев Александр

Вип-гость – Мясоедов Сергей Павлович, Ректор ИБДА, Доктор социологических наук, профессор, Вице-президент Российской Ассоциации бизнес-образования; Председатель комиссии по бизнес-образованию Ассоциации менеджеров России (АМР).

Благодарим издательство "Манн, Иванов и Фербер" за предоставление книги "Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений" Адама Гранта, в качестве подарка участникам Делового Клуба Журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ".