Михаил Струков — “Chase Aircraft”

Михаил Струков, рснователь корпорации "Chase Aircraft", инженер-конструктор планеров и самолетов, в начале своей карьеры, после того как в 1923 году эмигрировал в США, занимался строительством мостов, железных дорог и общественных зданий.

В 1941 году начали образовываться фирмы, основанием  к этому послужили разработанные  программы по использованию транспортных планеров в военных действиях. Так, в 1943 году в Нью-Йорке  была основана корпорация "Chase Aircraft", ее инициатором создания был Струков, который был ее совладельцем, вице-президентом и главным инженером.

Корпорация "Chase Aircraft" 30 октября 1943 года заключила контракт с ВВС США на проектирование 16-местного десантного планера XСG-14, первый полет которого состоялся  4 января 1945 года, который имел  большую скорость полета, усиленную конструкцию аппарата, и более толстую  обшивку, что обеспечивало ему  хорошие летные свойства.

Затем в  конце 1944 года  руководство ВВС США поставило перед корпорацией новую задачу создания транспортных планеров нового поколения, которые могли быть легко преобразованы в самолет, — это транспортный планер CG-18.

Через два года Михаил Струков получил заказ на производство 7 планеров СG-18 и  уже в 1946 году  он располагал контрольным пакетом акций фирмы "Chase" и фактически стал ее президентом. Фирма расширилась и переехала из Нью-Йорка и расположилась  в новых корпусах в Трентоне, штат Нью-Джерси.

Струков преобразовал планер в военно-транспортный самолет С-122, и возродил принцип "от проекта - к планеру, от планера - к самолету", и в последствии этот принцип использовался во всех конструкциях фирмы "Chase". До 1958 года ВВС США  использовали С-122 как военно-транспортный самолет.

Вскоре от военных был получен  заказ на аппарат с вдвое большей грузоподъемностью. Это был планер — CG-20, и его версия - С-123. В 40-х и 50-х гг проводились их испытания,  которые имели хорошие взлетно-посадочные характеристики и возможность эксплуатации самолета с небольших не бетонированных аэродромов — это послужило основанием для получения большого заказа от ВВС. Вскоре появился первый серийный самолет С-123В "Provider". Первый реактивный военно-транспортный самолет ХС-123А в США прошел испытания в 1951 году. 

Вскоре Струков решил объединиться с Г.Кайзером, владельцем бывшего авиационного завода Форда в Мичигане, поскольку производственные возможности завода в Трентоне были невелики. Сын Г.Кайзера - Эдгар  стал президентом совместного предприятия,  а Струков — вице-президентом. Как стало известно, что выбор делового партнера в лице Кайзеров  явилось для него  роковой ошибкой.  Э.Кайзер продавал правительству военно-транспортные самолеты С-119 , которые  производились на заводе в Мичигане, дороже их реальной стоимости, и это  в 1953 г. выяснилось, в итоге контракт с Кайзером на производство С-119 был сразу аннулирован, а также аннулирован заказ на выпуск самолета фирмы " Chase". В итоге  Струков, конструктор самолета остался без заказов и без денег. Более 300 военно-транспортных самолетов С-123 "Provider" были выпущены фирмой "Fairchild" в 1954-1958 гг.. Они состояли на вооружении США, поступали на экспорт и принесли фирме немалые доходы и известность., но при этом Струкова как основателя их, никто не вспоминал.

Однако Струков добился от своих партнеров компенсации в размере около 2-х миллионов долларов. Он  продолжил конструкторскую деятельность в качестве президента и главного конструктора фирмы "Chase". Он стремился к получению новых заказов, и работал над модификацией  самолета С-123, на котором в 1954 г. была впервые применена система управления пограничным слоем крыла, а еще  через год  появились новые  уникальные  возможности самолета, он  мог взлетать с неровной грунтовой поверхности, со снега, льда и воды.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
Модератор рубрики - Абол Римма