Августин Бетанкур, архитектор и инженер, генерал-лейтенант русской службы, организатор строительства и транспорта в Российской империи, после окончания Парижской школы мостов и дорог, отправился в Англию для ознакомления с паровыми машинами. В 30 лет Августин как известный инженер-исследователь стал стремительно подниматься по карьерной лестнице, так будучи в 1788 году он занял пост директора Королевского кабинета машин. Спустя 10 лет, т.е в 1798 году он получил назначение на должность руководителя строительства первого в Испании телеграфа ( Мадрид- Кадис). Новшество, которое он использовал в телеграфе, опередило, так называемое изобретение Самуэля Морзе.
Начиная с 1800 года в Испании и на протяжении 7 лет, Бетанкур занимал различные должности, затем в 1807 году покинул Испанию и переехал во Францию. И в следующем, в 1808 году русское правительство пригласило его на службу в ранге генерал майора в Ведомство путей сообщения. Бетанкур за 16 лет своей службы в России делал все возможное, чтобы превратить аграрную Россию в индустриальную передовую страну, при этом он руководил и изготовил чертежи переоборудования Тульского оружейного завода с установкой паровых машин; в Казани построил новый литейной цех для отливки пушек; переоборудовал Александровскую хлопчатобумажную мануфактуру (Павловск); после изобретения в 1810 году паровой землечерпательной машины – произвел углубление порта в Кронштадте и осуществил строительство канала между Ижорским заводом и Петербургом.
В 1810 году Бетанкур был инициатором учреждения Института путей сообщения в Петербурге, и возглавлял его до последних дней своей жизни. Талантливый инженер-изобретатель предложил и разработал учебный проект для подготовки специалистов - инженеров широкого профиля для различных строительных работ, тем самым основал будущую отечественную инженерную школу.
Россия оценила организаторские способности Бетанкура и в 1816 году, он как талантливый инженер получил назначение на пост главы Комитета по делам строений и гидравлических работ в Петербурге, а через три года в 1916 году — получил назначение на пост директора путей сообщения России.
Под руководством инженера Августина . Бетанкура по его планам и чертежам в 1818 году велось сооружение Экспедиции заготовления государственных бумаг — ныне Бумажная фабрика ГОЗНАК. Однако заметим, что в этом же городе, где расположено было это сооружение, разместились печатное отделение, механическая, граверная, нумерационная и формная мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, караул.
Бетанкур помимо всего прочего, работал над технологией изготовления бумаги и ассигнаций и вскоре были запущены в производство. Бумага, получившая за качество высокую оценку, стала поставляться за рубеж. За проделанную работу Указом Александра I Бетанкуру был пожалован орден Владимира 2-й степени.
В Москве талантливый инженер принимал участие в строительстве Экзерциргауза (Манежа). Перед ним была поставлена задача по перекрытию большой площади без промежуточных опор для проведения парадов и смотров войсковых подразделений.
В начале XIX века на территории Нижегородской ярмарки по проекту Августина Бетанкура был сооружен Гостиный двор.
Бетанкур, помимо всего прочего, в 1820 году положил начало развития государственной системы специального среднетехнического образования в России, открытием Школы кондукторов путей сообщения и Военно-строительного учебного заведения для подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников.
Инженер-архитектор входил в состав комиссии по строительству и создавал технические средства для Исаакиевского собора.
Бетанкур - один из основоположников мостостроения в России, свои инженерные идеи он воплотил при строительстве мостов в Санкт-Петербурге — это Каменные мосты на Московском ш., Исаакиевский плашкоутный мост и др.
Начиная с 1818-1822 годы принимал участие в строительстве таких сооружений, как первая крупная в России шоссейная дорога по трассе Петербург - Новгород – Москва, Таицкий водопровод; Монетный двор в Варшаве и др.
Помимо вышеназванных, в копилку Августина Бетанкура входят изобретения в различных областях науки и техники: — первая машина для работы в шахте по добыче ртути; агрегат для очистки технологического угля; оптический телеграф; мотальная установка для производства шерсти; агрегат - водяная землечерпалка; машина для подводного спиливания свай; и отметим еще — в Мадриде первым запустил воздушный шар.
В возрасте 66 лет в феврале 1824 он подал в отставку.
За его творческую деятельность, за развитие технического прогресса в России, ему был пожалован орден Святого Александра Невского
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
Модератор рубрики - Абол Римма