Августин Бетанкур — Институт путей сообщения в Петербурге

Августин Бетанкур, архитектор и инженер, генерал-лейтенант русской службы, организатор строительства и транспорта в Российской империи, после окончания Парижской школы мостов и дорог, отправился в Англию для ознакомления с паровыми машинами. В 30 лет Августин как известный  инженер-исследователь  стал стремительно подниматься по карьерной лестнице, так будучи в  1788 году он занял пост  директора Королевского кабинета машин. Спустя 10 лет, т.е в 1798 году  он получил назначение на должность руководителя строительства первого в Испании телеграфа ( Мадрид- Кадис). Новшество, которое он использовал в телеграфе, опередило, так называемое изобретение Самуэля Морзе.

Начиная с 1800 года в Испании и на протяжении 7 лет, Бетанкур занимал различные должности, затем в 1807 году покинул Испанию и переехал во Францию. И в следующем, в  1808 году русское правительство пригласило его на службу в ранге генерал майора  в Ведомство путей сообщения. Бетанкур за 16 лет своей службы в России делал все возможное, чтобы превратить аграрную  Россию  в индустриальную передовую страну,  при этом он руководил и изготовил чертежи переоборудования Тульского оружейного завода с установкой паровых машин; в Казани построил новый литейной цех  для отливки пушек; переоборудовал Александровскую хлопчатобумажную мануфактуру (Павловск);  после изобретения в 1810 году паровой землечерпательной машины – произвел  углубление порта в Кронштадте и осуществил строительство канала между Ижорским заводом и Петербургом.

В 1810 году Бетанкур был  инициатором  учреждения Института путей сообщения в Петербурге, и  возглавлял его до последних дней своей  жизни.  Талантливый инженер-изобретатель предложил и разработал учебный проект для  подготовки специалистов - инженеров широкого профиля для различных  строительных работ, тем самым основал будущую отечественную инженерную школу.

Россия оценила организаторские способности Бетанкура и  в 1816 году,  он как талантливый  инженер получил назначение  на пост главы Комитета по делам строений и гидравлических работ в Петербурге, а через три года в 1916 году — получил назначение на пост  директора путей сообщения России.
 
Под руководством инженера  Августина . Бетанкура   по его планам и чертежам в 1818 году велось сооружение Экспедиции заготовления государственных бумаг — ныне Бумажная фабрика ГОЗНАК. Однако заметим, что в этом же городе, где расположено было это сооружение,  разместились  печатное отделение, механическая, граверная, нумерационная и формная мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, караул.

Бетанкур помимо всего прочего,   работал над технологией изготовления бумаги и ассигнаций и вскоре были запущены в производство. Бумага, получившая за качество  высокую оценку, стала поставляться за рубеж. За проделанную  работу Указом Александра I Бетанкуру был пожалован орден Владимира 2-й степени.

В Москве талантливый инженер  принимал участие в строительстве  Экзерциргауза (Манежа). Перед ним была поставлена задача по перекрытию большой площади без промежуточных опор  для проведения парадов  и смотров войсковых подразделений.

В начале XIX века  на территории Нижегородской ярмарки  по проекту Августина Бетанкура  был сооружен Гостиный двор.

Бетанкур, помимо всего прочего, в 1820 году  положил  начало развития государственной системы специального среднетехнического образования в России, открытием  Школы кондукторов путей сообщения и Военно-строительного учебного заведения для подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников.

Инженер-архитектор  входил в состав комиссии по строительству и создавал технические средства для Исаакиевского собора.
 
Бетанкур  - один из основоположников мостостроения в России, свои инженерные идеи он воплотил при строительстве мостов в Санкт-Петербурге — это Каменные мосты на Московском ш., Исаакиевский плашкоутный мост  и др.

Начиная с 1818-1822 годы принимал участие в строительстве таких сооружений, как  первая крупная в России шоссейная дорога по трассе Петербург - Новгород – Москва,  Таицкий водопровод; Монетный двор в Варшаве и др.
 
Помимо вышеназванных, в копилку Августина Бетанкура входят изобретения в различных областях науки и техники: — первая машина для работы в шахте по добыче ртути; агрегат для очистки технологического угля; оптический телеграф; мотальная установка для производства шерсти; агрегат - водяная землечерпалка; машина для подводного спиливания свай; и отметим еще — в Мадриде первым запустил воздушный шар.
В возрасте 66 лет в  феврале 1824 он подал в отставку.

За его творческую деятельность, за развитие технического прогресса  в России, ему был пожалован орден Святого Александра Невского

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА  ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
Модератор рубрики - Абол Римма