Как повысить качество профессионального образования?

Как повысить качество профессионального образования?

В конференции приняли участие более 400 делегатов из различных регионов России.

Участники обсудили вопросы развития и реформирования системы образования в рамках пленарного заседания и трех «круглых столов».

Динамичная рабочая атмосфера способствовала достижению главной цели мероприятия: организации открытого конструктивного диалога институтов образования, общественных организаций работодателей и представителей Российского гражданского сообщества по актуальным вопросам развития системы образования в России.

В ходе обсуждений наметился, пожалуй, самый важный вопрос конференции: качество профессионального образования сегодня. Ситуация в системе образования такова, что результат образовательного процесса на выходе явно недостаточен для удовлетворения требований работодателя и государства к молодому специалисту. Качество образования оценивается по официальным критериям. Но, как говорят эксперты, эти критерии не могут дать реальную оценку, поскольку далеки от реальной ситуации сегодняшнего дня. Участники произвели попытку выдвинуть собственные независимые критерии. В их числе были названы: ресурсные показатели вузов и их соответствие аккредитационным показателям (т. е. преподавательский состав, мат.-техническая база, программы, образовательные методы и технологии); показатель наличия научной школы в вузе; удовлетворенность работодателей качеством образования выпускников вузов; карьерный рост выпускников, характеризуемый такими показателями, как конкурентоспособность выпускника, продвижение по должностной лестнице и рост зарплаты.
На деле ничего этого нет. У современной системы образования больше минусов, чем плюсов. Среди минусов названы низкий уровень подготавливаемых в сфере профтехобразования специалистов (уровень подготовки выпускников, их некомпетентность, неэффективное функционирование системы профессионального образования в целом вызывают серьезные нарекания со стороны работодателей); отсталость учебно-материальной базы образовательных учреждений; ресурсный дефицит в сфере образования, нерешенность наиболее значимых для педагогического корпуса проблем: вопроса конкурентного уровня заработной платы, пенсионного обеспечения, социального статуса; неразвитость непрерывного профессионального; неадекватность существующих образовательных стандартов современным требованиям; снижение качества образования при массовом охвате молодежи высшим профессиональным образованием; неэффективность системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности на всех уровнях образования; отсутствие содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями образования; недостаточная интеграция образования и науки в высшей школе; низкий уровень включенности российского образования в мировое образовательное пространство.

Ни один эксперт не оспаривал то, что профессиональное образование нуждается в реформировании и развитии. Но вот каким образом будет осуществляться эта работа? И из каких источников она будет профинансирована?

Как выяснилось, основные деньги будут выделены из бюджета. И пойдут они на стимулирование государственных учебных заведений, обновление и поддержание материально-технической базы. Второй источник финансирования – средства, привлеченные от работодателей. Это так называемое целевое финансирование предприятием процесса обучения и профессиональной подготовки нужных ему специалистов. И третий источник (вот здесь все очень неоднозначно и спорно) – это различные внебюджетные средства. В данную категорию входят средства как от попечительских советов, так и от родительских комитетов и средства, полученные в результате некоммерческой деятельности учебных заведений.

Также были определены приоритетные направления Государственной программы развития профессионального образования 2006–2010 гг. Это формирование современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования; интеграция системы образования и производства; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

На Конференции была отмечена важность экспериментов по реформированию профобразования, проводимых руководителями разных образовательных учреждений в регионах, и особенно в Центральном автономном округе и в Москве, несмотря на прежнее отсутствие четкой целевой программы как таковой. Если говорить о московском опыте, то эксперты считают, что пока рано называть и анализировать какие-то результаты – эта реформа находится на стадии становления, а основные преобразования будут осуществляться в течение 2006 г. Так или иначе, в случае успеха «московской» реформы перенос ее модели на образовательную систему в регионах возможен, но поскольку в нашей стране слишком явно выражены региональные особенности, то их обязательно надо будет учесть при осуществлении реформирования на местах.

В планах «Межрегионального Делового Центра» – сделать такую встречу руководителей образовательных учреждений ежегодной.