Правовое регулирование труда заключенных в ФРГ
А. Бурцев

   Отношения по поводу исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, в том числе трудовая деятельность заключенных, регулируются в ФРГ Уголовно-исполнительным законом (УИЗ) 1976 г. Целью деятельности по исполнению уголовных наказаний согласно указанному Закону является ресоциализация заключенного, который после освобождения из мест лишения свободы не должен в дальнейшем совершать преступлений. Одним из способов достижения поставленной цели является организация труда для заключенных, которая содействует получению, сохранению или совершенствованию ими своих профессиональных умений и навыков и будет способствовать превращению бывших преступников в достойных членов общества.
   Положения Закона имеют под собой довольно обширную эмпирическую базу, ведь согласно социологическим исследованиям в Германии многие из осужденных выразили недовольство своей работой, часто меняли место работы, а главное, процент безработных среди них невероятно высок. Хотя подчас иные критики выражают сомнение насчет благотворного влияния трудовой деятельности на заключенных, поскольку представляется невыясненным вопрос, вела ли безработица к совершению преступления или уже оказавшийся вне общества человек начинал вести асоциальный образ жизни, из-за чего терял работу и лишь затем совершал преступление.
   Кроме цели ресоциализации некоторые немецкие авторы видят в трудовой деятельности заключенных и другие сопутствующие функции. Например, приучение к жизненному распорядку, поскольку заключенный ежедневно чем-то занят. Кроме того, несмотря на низкую продуктивность работы заключенных, возможно хотя бы частичное покрытие расходов на их содержание.
   Законом закреплена обязанность заключенного трудиться соответственно его физическим возможностям либо заниматься иной подобной деятельностью («социально-терапевтические мероприятия, связанные с трудовой деятельностью»). В основе этого положения лежит § 12 абз. 3 Основного закона ФРГ, который содержит перечень случаев допустимости принудительного труда, в том числе труда заключенных.
   От трудовой обязанности освобождены лица старше 65 лет, беременные и кормящие матери, а также не способные к труду ввиду соответствующего состояния здоровья. При отказе заключенного от работы руководитель уголовно-исполнительного учреждения может назначить в отношении заключенного одну из мер дисциплинарного взыскания.
  Хотя в настоящий момент ведется дискуссия о способности воздействия принудительного труда на провозглашенную цель деятельности по исполнению наказания  
– ресоциализацию заключенного – и его правовом обосновании, ведь наказывается-то преступник лишением свободы, а не обязанностью трудиться. Также возникает парадоксальная ситуация с мерами дисциплинарного взыскания, назначаемыми при отказе заключенного работать. Так, заключенный, отказавшийся работать, может быть наказан… лишением работы на срок до 4 недель (хотя целью законодателя, вводившего такую меру дисциплинарного взыскания, было лишение строптивого заключенного материальных средств, приобретение которых возможно лишь путем работы в уголовно-исполнительном учреждении). К этому добавляется вопрос о правомочии органов по исполнению наказания лишать такой мерой заключенного предоставляемого ему средства ресоциализации – труда.
   Другой повод для критики принудительного труда в местах лишения свободы находят в ситуации на рынке рабочей силы Германии, где следует приложить максимум усилий для поиска подходящей работы. Привыкший к тому, что работу предлагают даже путем принуждения, заключенный, освободившись, просто не сможет включиться в имеющиеся рыночные отношения.
   В то же время Уголовно-исполнительный закон не предусматривает права заключенного на труд, и заключенный лишен права требовать предоставления ему подходящей уровню его образования и квалификации работы.
   Как бы то ни было, вопрос о принудительном труде заключенных в Германии очень сильно смягчен ввиду имеющейся в местах лишения свободы безработицы, уровень которой достигает 50 %. Этот факт дал повод для шутки, что наряду с ординарным профессиональным образованием в уголовно-исполнительных учреждениях можно получить профессию безработного. Однако и к цифре в 50 % надо подходить очень осторожно, поскольку туда включены как осужденные, так и подследственные заключенные, поскольку и те и другие содержатся в одних и тех же учреждениях (естественно, отдельно друг от друга). Привлечение же к труду подследственных заключенных представляется весьма тяжелой задачей.
   Если не считать привлечения заключенных к вспомогательной деятельности внутри уголовно-исполнительного учреждения, работают заключенные преимущественно либо на предприятиях самих уголовно-исполнительных учреждений, либо на предприятиях независимых коммерческих организаций при учреждениях.
   Предприятие уголовно-исполнительного учреждения представляет собой подразделение уголовно-исполнительного учреждения. Используемые станки, инструменты, сырье находятся в собственности государства (если быть точным – в собственности соответствующей федеральной земли), организация производства полностью осуществляется руководством учреждения за счет самого учреждения. Наиболее распространенными сферами деятельности являются: работа в автомастерских; слесарное дело; столярное дело; пошив одежды; изготовление и ремонт обуви; выпечка хлеба; прачечные; строительство; садоводство и огородничество.
   Предприятия коммерческих организаций, напротив, находятся в частной собственности. Соответственно, на собственниках лежат все производственные риски. Со стороны уголовно-исполнительного учреждения предоставляются исключительно помещения и рабочая сила заключенных. Вся организация производственного процесса может полностью лежать на коммерческой организации. Лишь охрана заключенных остается полномочием сотрудников уголовно-исполнительного учреждения. Однако между работниками-заключенными и коммерческой организацией ни в коем случае не возникает трудовых правоотношений – сохраняются исключительно публично-правовые отношения с администрацией учреждения.
   Оба типа организации труда заключенных имеют свои положительные и отрицательные стороны. Например, на предприятиях уголовно-исполнительного учреждения заключенные могут пройти курс профессионального обучения или повышения квалификации. В предприятиях же коммерческих организаций условия труда максимально приближены к таковым на предприятиях, расположенных по другую сторону колючей проволоки, что облегчает впоследствии процесс ресоциализации заключенного после его освобождения. Однако возникает проблема подверженности предприятий коммерческих организаций – в отличие от предприятий уголовно-исполнительных учреждений – колебаниям рыночной конъюнктуры, и при неблагоприятной экономической обстановке заключенные, работающие на таких предприятиях, очень быстро могут стать безработными.
   Кроме указанных двух форм организации труда заключенных уголовно-исполнительным законодательством ФРГ предусмотрены еще две, отличающихся рядом специфических признаков.                                                                                                                                
    Во-первых, это отношения по трудовому договору. Особенность таких отношений состоит в том, что состоящий в них заключенный, в отличие от заключенных, работающих на предприятиях уголовно-исполнительных учреждений или на предприятии коммерческой организации при учреждении, находится в трудовых правоотношениях со своим работодателем. Заключается частноправовой договор (трудовое право является, согласно системе немецкого законодательства, отраслью частного права), а сама трудовая деятельность осуществляется вне уголовно-исполнительного учреждения.  Предпосылкой для заключения договора является применение в отношении заключенного одного из видов смягчения режима, когда трудовая деятельность заключенного протекает вне уголовно-исполнительного учреждения и регулируется нормами трудового права. Оплата труда заключенного производится на основе тарифных соглашений, заключенных между объединениями работодателей и профсоюзами в соответствующей сфере экономики.
 Во-вторых, это индивидуальная трудовая деятельность. Такая деятельность типична для лиц свободных профессий, таких как художники, музыканты, писатели, ученые и пр. Занятия ею могут проводиться как в учреждении, так и вне его. Прибыль заключенного, полученная им в ходе выполнения такой деятельности, и представляет собой оплату его труда. Указанные отношения полностью регулируются гражданским правом. Заключенный может быть обязан в случае занятия индивидуальной трудовой деятельностью покрывать расходы государства на его содержание. Согласно корректировкам этих сумм на 2003 г. проживание совершеннолетнего заключенного в одноместной камере в западных федеральных землях обходится ему в 161,33 ? в месяц, в землях, образованных на территории бывшей ГДР, эта сумма составляет 144,50 ?. Питание стоит для тех и других 195,80 ? в месяц. Однако заключенные, работающие по трудовому договору вне учреждения, а также занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, составляют крайне незначительную долю всех заключенных Германии.
   Представляет значительный интерес вопрос о системе оплаты труда заключенных в ФРГ, поскольку в недавнем прошлом это была одна из самых животрепещущих проблем, в решение которой были втянуты Федеральный конституционный суд, Парламент страны и правительства федеральных земель. Если заключенные, работающие по трудовому договору вне уголовно-исполнительного учреждения или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, не могут ни в коей мере пожаловаться на разницу в оплате своего труда по отношению ко всем остальным работникам, занятых в тех же сферах, то до конца 2000 г. для заключенных, трудовая деятельность которых осуществляется на предприятиях уголовно-исполнительного учреждения или на предприятиях коммерческих организаций при учреждениях, действовала несколько иная схема оплаты их труда. Заключенный получал 5 % оплаты труда работника, занятого в соответствующей сфере. Такая сумма порождала критику среди ученых и практиков, утверждавших, что низкая оплата труда не будет способствовать поставленной цели – приобщению заключенного к честному труду и тем самым превращению его в достойного члена общества.
   Однако вывели дискуссию на уровень парламентского обсуждения сами заключенные, неоднократные обращения которых в Федеральный конституционный суд подвигли последний на принятие 1 июля 2000 г. соответствующего решения о несоответствии Основному закону соответствующих положений Уголовно-исполнительного закона, устанавливающих систему оплаты труда в 5 %.
   Решение Конституционного суда побудило федеральное правительство на реформу законодательства. 27 декабря 2000 г. были внесены изменения в Уголовно-исполнительный закон, и новая система оплаты труда заключенных вступила в действие с 1 января 2001 г. Кажется не вполне логичным, что 5 % представляют нарушение Основного закона, а 9 % полностью ему соответствуют. Но, как было замечено немецкими юристами, Конституционный суд выполняет особую координирующую роль, решая проблему соотношения принципа конституционности и принципа целесообразности.
   С этого времени действует следующая схема оплаты труда заключенных. Федеральное министерство по труду и социальной работе ежегодно издает Положение о расчете социального страхования, где устанавливается размер оплаты труда в той или иной сфере экономики, от которой и получают искомые 9 %, выплачиваемые заключенным. В среднем в настоящий момент заработная плата заключенного в ФРГ колеблется от 8,47 до 10,13 ? в день в зависимости от федеральной земли (в федеральных землях, образованных на территории бывшей ГДР, эта сумма ниже).
   Однако это неточный размер заработной платы, которая зависит также от того, требует ли выполняемая работа особых профессиональных навыков и умений. Федеральным министерством юстиции с одобрения Министерства по труду и социальной работе и с согласия Бундесрата издано Положение о ступенях оплаты труда и стипендиях обучающимся, которое касается трудящихся и проходящих профессиональное обучение в местах лишения свободы. Согласно этому Положению в зависимости от необходимости наличия профессиональных навыков и умений при выполнении определенной работы заключенный получает 75, 88, 100, 112 или 125 % от имеющихся 9 % заработной платы работника соответствующей сферы. Кроме того, предусмотрены надбавки в размере 5 % за работу в неурочное время или в особо тяжелых условиях, а также до 25 % при работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
   Помимо заработной платы предусмотрено в качестве вознаграждения за труд освобождение заключенного от работы на один день, если он работал в течение двух месяцев подряд. Если ему полагается отпуск из учреждения, то он может присоединить накопленные дни к предоставленному отпуску. Если отпуск заключенному не полагается (например, в случае пожизненного заключения), то за указанные дни он получает денежное вознаграждение в размере не 9 %, как обычно, а 15 %.