Традиционная модель подготовки и переподготовки управленческого персонала в Российской Федерации: положительные и отрицательные аспекты

Традиционная модель подготовки и переподготовки управленческих кадров начала формироваться еще в 70-е годы прошлого столетия и нашла свое выражение в двух основных формах: 

  • рационализация (эксперименты управления), представляющая собой выполнение учебными и отраслевыми институтами консалтинговых проектов по проблемам совершенствования управления предприятиями;
  • обучение руководителей, которое ознаменовало собой открытие специальностей в сфере управления;
  • на сегоднящний день наиболее актуальные и качественные методы это курсы профессиональной переподготовки в Москве которые организует компания ЦППК.

Появление данной модели было обусловлено существенным отрывом практической деятельности в области управления от научных разработок в указанной сфере. Помимо этого, еще одной причиной, повлиявшей на необходимость создания целостной формы подготовки и переподготовки управленческого персонала, стало то, что производство предъявляло высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков руководителей, обеспечение ими оперативного внедрения новейших технических, организационных идей в практику деятельности предприятия. 

В основе рассматриваемой модели подготовки и переподготовки управленческого персонала лежит так называемая концепция «специализированного обучения», имеющая своей главной целью передачу менеджерам необходимых им знаний в рамках проведения краткосрочных или среднесрочных учебных курсов. В настоящее время подобный подход не может быть признан полностью целесообразным, хотя некоторые аспекты данной модели, безусловно, могут и должны быть использованы при подготовке современных менеджеров. 

Таким образом, традиционная форма имеет как положительные, так и отрицательные черты, которые будут рассмотрены ниже. 

Позитивными аспектами рассматриваемой модели, на наш взгляд, могут быть названы:

  • наличие специализированных структур, занимающихся вопросами подготовки и переподготовки управленческого персонала;
  • тесное сотрудничество промышленных предприятий с учебными заведениями;
  • быстрота и оперативность обучения;
  • навыки работы с большими группами обучающихся. 

Однако помимо положительных аспектов традиционная модель подготовки и переподготовки управленческого персонала, как было указано выше, обладает и негативными чертами, к которым, по нашему мнению, относятся: 

  • периодичность и бессистемность обучения;
  • коллективная ориентированность обучения;
  • недостаточное внимание к инновационным разработкам западных научных деятелей и практиков;
  • подготовка управленцев, но не лидеров;
  • отсутствие четкой системы оценки эффективности проведенного обучения.

Для того чтобы традиционная модель подготовки и переподготовки управленческого персонала соответствовала требованиям, предъявляемым современной ситуацией на рынке, необходимо произвести ее модернизацию, а точнее, использовать ее положительные аспекты наряду с иными инновационными достижения в области обучения руководителей. Подчеркнем, что современные быстро меняющиеся условия рынка заставляют менеджеров оперативно реагировать на них, внося коррективы в свою деятельность. Однако это невозможно без постоянного совершенствования профессиональных навыков и личностных качеств управленцев, что обуславливает необходимость постоянного непрерывного обучения, которое, во-первых, должно быть информационно насыщенно; во-вторых, должно представлять собой последовательность курсов, программ, взаимодополняющих и развивающих друг друга, т. е. определенную систему; в-третьих, должно основываться на сочетании традиционных методов обучения и новейших разработок; в-четвертых, должно позволять производить оценку эффективности материальных и временных затрат.

Только в этом случае рассматриваемая модель может быть полноценно использована для обучения высококлассных специалистов в области управления организациями.