Система подготовки и переподготовки специалистов по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд Г. Элькин

Автор: Г. Элькин

Переход российской экономики к рынку предопределил необходимость совершенствования методов управления заказом, разработкой, производством, поставкой и эксплуатацией продукции для федеральных государственных нужд. В новых экономических условиях действовавшие ранее методы рационализации заказываемой и используемой номенклатуры продукции для федеральных государственных нужд в значительной мере утратили свою эффективность [1]. Такое положение, как показывает практика, приводит к значительному росту номенклатуры продукции, наличию большого количества дублирующих изделий, отсутствию их взаимозаменяемости и совместимости, затруднению технического обслуживания и ремонта однотипных изделий вследствие низкого уровня межпроектной унификации и, как следствие, к неоправданному расходованию средств из государственного бюджета.
Эффективным инструментом рационализации номенклатуры
продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, является ее каталогизация, под которой понимается комплекс мероприятий по единообразному представлению, сбору, классификации, идентификации, кодированию, регистрации, обработке, хранению и распределению информации, обеспечивающих создание, систематическое обновление и применение Федерального каталога продукции.
Основой каталогизации продукции является развертываемая в
соответствии с государственными решениями [2, 3] Федеральная система каталогизации продукции (ФСКП), которая представляет собой организационно упорядоченную совокупность:
• информационных ресурсов (документов);
• информационных технологий каталогизации продукции,
представляющих собой единую автоматизированную информационную систему каталогизации продукции.
Основными целями ФСКП являются:
1) повышение качества и надежности предметов снабжения;
2) улучшение логистической поддержки на основе оптимизации
номенклатуры предметов снабжения;
3) исключение различных описаний одних и тех же предме¬тов
снабжения;
4) содействие стандартизации предметов снабжения;
5) экономия времени и денежных средств, трудовых и
мате¬риальных ресурсов;
6) улучшение связей между государственными заказчиками
продукции и поставщиками;
7) повышение уровня унификации оборудования, использу¬емого
различными министерствами и ведомствами;
8) повышение оперативной готовности министерств и ведомств.
Создание и широкомасштабное развертывание Федеральной
систе¬мы каталогизации продукции объективно требует решить крайне важную с точки зрения реализуемости системы задачу подготовки квалифицированных специалистов, способных не только создать жизнеспособную и эффективную систему, а также и грамотно вы¬полнять те или иные операции в рамках функционирующей систе¬мы.
Следует отметить, что Федеральная система каталогизации
продукции, являясь принципиально новой для отечественной практики планирования и выполнения государственного заказа, отличается необычайно большим масштабом распространения, предопределяет высокую ответственность принимаемых на ее основе решений и требует для своего эффек¬тивного функционирования наличия квалифицированного персонала. Кроме того, принципы проведения работ на этапах каталогизации конкретного предмета снабжения значительно отличаются от существовавшей в стране методологии разработки промышленных и рекламных каталогов, что требует преодоления определенных стереотипов мышления, имеющихся как у специалистов промышленности, так и у государственных заказчиков продукции. Важность проблемы подготовки специалистов, знакомых с ме¬тодами работ по каталогизации продукции для федеральных госу¬дарственных нужд, подтверждается также и зарубежным опытом.
Анализ показывает, что целостная система подготовки специалистов
по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд в современных условиях фактически отсутствует. Обучение этих специалистов в настоящее время носит эпизодический и зачастую фрагментарный характер, осуществляется различными участниками ФСКП по учебным планам и программам, не согласованным друг с другом и имеющим значительные пробелы в методическом, организационном и информационном аспектах. Не внедрена система стажировок на предприятиях, в стороне от процесса подготовки специалистов оказались ведущие вузы страны и организации, являющиеся признанными лидерами в области каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.
Как показывает практика, при подготовке специалистов в области
каталогизации продукции следует иметь в виду два взаимосвязанных аспекта этой деятельности: подготовка специалистов для проведения работ по созданию и совершенствованию Федеральной системы каталогизации продукции и подго¬товка кадров специалистов, обеспечивающих эксплуатацию созданной системы. Отсюда объективно вытекают два основных направления подго¬товки кадров:

1) переподготовка в учебных заведениях дополнитель¬ного профессионального образования кадров, уже имеющихся в орга¬низациях государственных заказчиков продукции и на предприяти¬ях промышленности;

2) обучение студентов высших учебных заведений основам проведения работ по каталогизации.
Эти оба направления должны разрабатываться одновременно, в
противном случае практическое использование Федеральной системы катало¬гизации продукции будет отодвинуто до момента подготовки первых специалистов. Если первое направление носит оперативный характер, то второе обеспечивает стратегические цели подготовки кадров специалистов для ФСКП на длительную перспективу.
В этой связи представляются целесообразными разработка и
включение в учебный процесс ряда высших учебных заведений учебной дисциплины «Основы каталогизации продукции». Цель обучения по данной учебной дисциплине состоит в ознакомлении студентов инженерного и промышленно-экономического профиля с Федеральной системой каталогизации продукции и приобретении ими основных навыков ее эксплуатации. Наиболее эффективным изучение системы будет на конструк¬торских и технологических кафедрах высших технических учебных заведений, а также на кафедрах экономических вузов, готовящих специалистов в области менеджмента качества и промышленной экономики.
Изложение материала по тематике каталогизации продукции должно
быть свя¬зано с содержанием некоторых дисциплин существующих учебных планов. Учебные планы каждой специальности в техническом вузе обязательно содержат дисциплину или несколько дисциплин, в ко¬торых рассматриваются конкретные виды техники, что создает основу для практического освоения принципов каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. Для студентов промышленно-экономического профиля изучение основ каталогизации продукции целесообразно предусмотреть в тесной связи с изучением учебных дисциплин «Экономика промышленности» и «Экономика предприятия».
Как показывает имеющийся опыт проведения учебных занятий, для
полного курса по указанной тематике требуется 50 учебных часов занятий со студентами.
Однако задача развертывания начальной подготовки специалистов в
области каталогизации продукции должна дополняться их углубленной подготовкой и переподготовкой в соответствии со специализацией. Соответственно, обучение в рамках высшей школы должно быть дополнено обучением в системе дополнительного профессионального образования. Более того, учитывая длительность подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием, система дополнительного профессионального образования на ближайшую перспективу останется основным источником подготовки и переподготовки кадров в области каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. Основными центрами такой системы должны стать: Академия стандартизации, метрологии и сертификации; МВТУ им. Н. Э. Баумана (Технический университет); Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») и некоторые другие организации, имеющие определенный опыт в подготовке и переподготовке кадров данного профиля. При этом обучение в рамках указанных учебных заведений должно осуществляться с обязательным привлечением наиболее

подготовленных специалистов-практиков из Федерального центра каталогизации (ФЦК), центров каталогизации государственных заказчиков продукции, отраслевых головных организаций промышленности по каталогизации продукции и др.
Главными задачами указанных образовательных учреждений
применительно к каталогизации продукции должны стать:
– удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний по
каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, передовом отечественном и зарубежном опыте в данной области;
– организация и проведение повышения квалификации и
профессиональной переподготовки персонала ФЦК, отраслевых головных организаций промышленности по каталогизации, центров каталогизации государственных заказчиков продукции, организаций государственных заказчиков продукции, предприятий-разработчиков, изготовителей и поставщиков продукции, а также специалистов представительств заказчика на предприятиях, разрабатывающих и поставляющих предметы снабжения;
– организация и проведение научных исследований в области
каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;
– участие в научной экспертизе программ, проектов, рекомендаций,
других документов в области каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;
– обобщение и распространение новейшего опыта организации
учебного процесса, научно-методической работы, прогрессивных форм и методов обучения по вопросам каталогизации продукции и др.
При этом к базовым принципам организации дополнительного
профессионального образования в области каталогизации следует отнес¬ти:
– преемственность по отношению к существующим
образователь¬ным стандартам высшего профессионального образования;
– модульный характер;
– способность к развитию;
– актуальность и востребованность;
– ориентация на современные эффективные технологии и сред¬ства
обучения;
– способность обеспечить гарантированное достижение целей
обучения в определенном диапазоне ограничивающих условий;
– доступность для обучаемого.
Утверждение учебных программ в области каталогизации продукции
должно производиться ректором соответствующего учебного заведения с обязательным согласованием с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и предварительной ее экспертизой в Федеральном центре каталогизации. При построении учебных программ наиболее целесообразно использование модульного принципа, так как это позволяет на основе ограниченного набора модулей формировать учебные программы и при необходи¬мости гибко их изменять для различных категорий обучаемых.                                                                                                                      Важной формой приобретения практических навыков в области каталогизации продукции для федеральных государственных нужд должна стать стажировка специалистов на предприятиях, успешно внедряющих процессы каталогизации продукции в своей деятельности, которая должна проводиться как в Российской Федерации, так и, при необходимости, за рубежом. Основной целью стажировки должно быть формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка также должна осуществляться в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. При этом стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
Финансирование профессиональной переподготовки и повышения
квалификации специалистов в области каталогизации продукции для федеральных государственных нужд должно осуществляться главным образом на основе договоров, заключаемых организациями, осуществляющими данную деятельность, с заинтересованными предприятиями (организациями, учреждениями).
Специалистам, прошедшим профессиональную подготовку
(переподготовку) в области каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, должен выдаваться соответствующий документ государственного образца (удостоверение о повышении квалификации, свидетельство о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке), наличие которого должно быть обязательным компонентом при осуществлении специалистом своих функций [4]. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы. При этом переподготовка и повышение квалификации должны проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности соответствующих специалистов. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается соответствующей организацией – участником ФСКП и должна жестко контролироваться Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Практическое внедрение данной системы обеспечит развертывание и
эксплуатацию Федеральной системы каталогизации для федеральных государственных нужд квалифицированными кадрами, способными своевременно выполнять задачи с требуемым качеством.

Литература

1. Карташев В. А. Основы каталогизации продукции. Рязань: «Русское слово», М.: Центр каталогизации и информационных технологий «Каталит», 2004.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11
января 2000 г. № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями от 26 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2000. № 3. Статья 277.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2
июня 2001 г. № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 2001. № 24. Статья 2451.
4. Типовое положение об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610; с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.).