Женская львиная доля
Н. Захаров

Автор:
Н. Захаров

В названии статьи смешаны два образа – «львиная доля», образ, воспринимаемый людьми как удел правителя, руководителя, человека, обладающего правом принимать решения. Этот образ обычно связывают с ролью мужчины-руководителя. И «женская доля» – «горькая» участь «униженных и оскорбленных», как когда-то описывали этот образ Н. А. Некрасов и Ф. М. Достоевский. Но в наш век перемен во главе компаний, регионов, государств все чаще и чаще становятся женщины. Вполне естественно, что уделом этих женщин становится «львиная доля» – то есть право принимать сложные и ответственные решения, распределять материальные ресурсы, нести ответственность за принятые решения. Поэтому «доля» женщины-руководителя хотя и не является легкой, но это отнюдь не «женская доля» в ее некрасовском понимании, а по-настоящему «львиная доля». Но, даже будучи «львом» – правителем, императрицей, королевой, президентом, главой компании, председателем совета директоров и т. п., женщина, выполняя сложнейшие обязанности, все равно остается женщиной. То есть сохраняет те поведенческие черты, которые типичны исключительно для женского поведения, а подчиненные ожидают, что руководительница будет вести себя «по-женски», – поведение, соответствующее ожиданиям окружающих, именуется «женский гендер» (или «женское гендерное поведение») .
Мешает ли женщине-руководителю ее гендер? Доставляет ли он проблем окружающим? Несмотря на предубеждения общественного мнения, скорее нет, чем да, – так можно ответить на оба этих вопроса. Столь осторожный ответ объясняется тем, что нами в исследовании установлено по меньшей мере шесть часто встречаемых моделей поведения женщины-руководителя. Им даны следующие обозначения:
1. Модель «М», или, в образном выражении, «мужик в юбке».
• Самая общая характеристика этой модели – мужское поведение, отличающееся предельной жесткостью, исключительной рациональностью и твердостью при принятии решений. Очень часто свойственна бескомпромиссность и безапелляционность. Проявляет мужество в критических ситуациях. В общем, «коня на скаку остановит…». В общественном мнении зачастую складывается представление о том, что такая женщина в большей мере мужчина, чем окружающие ее мужчины.
2. Модель «А», или «администратор».
• Это модель поведения «унисекс». Женщина-руководитель утрачивает женственность, не приобретая мужских черт, и превращается в руководителя-функцию, «сухаря». Образ такого руководителя хорошо представлен А. Фрейндлих в фильме «Служебный роман».
3. Модель «Л», «леди».
• Главная черта этого поведения – сохранение достоинства и женственности в любой ситуации. Умелое сочетание дипломатичности и железной твердости, рациональности и находчивости. Управление людьми через синергию их воль и желаний к ясно понимаемой ею рациональной цели. Наиболее яркие образы – Екатерина Великая, Маргарет Тэтчер.
4. Модель «И», от имени Ипполиты – легендарной царицы амазонок.
• Модель поведения женщины-руководителя в женском коллективе.
5. Модель «К», «королева», или бренд, знамя, символ.
• Эта модель поведения предполагает наличие у женщины места руководителя, но отсутствие у нее реальных функций управления. «Королева» – это номинальный руководитель, хотя и являющийся брендом той или иной организации. Здесь возможны различные вариации – от образа внешнего вида в глянцевом журнале, представляющего компанию, до символа Великобритании в образе королевы или образа вдохновительницы – как Жанна Д’Арк.
6. И особая, наиболее проблемная модель – «В», от имени «Властелина», весьма нашумевшее имя так называемого инвестиционного фонда и имя женщины, его возглавлявшей.
• Здесь присутствует главная поведенческая черта – соответствовать ожиданиям вышестоящего руководства или окружению людей «своего круга». А отсюда – стремление искать и примерять различные поведенческие черты, мужские, женские, угодные вышестоящему руководству или людей, от которых зависит успешность существования «В». При этом скрывать или трансформировать те черты, которые могут быть восприняты как неугодные. Именно поэтому поведение такой женщины-руководителя становится непредсказуемым для подчиненных. А это в конечном итоге ведет к разрушению коллектива или трансформации поведения его членов в поведение, адаптивное к поведению руководительницы. Из наиболее наглядных образов – роль Екатерины Ивановны (актриса Э. Бледанс) в сериале «Потерянный рай», идущем на телеэкранах в настоящее время. Наиболее драматичные образы – Салтычиха (русская помещица, годы жизни 1730–1801), Анна Иоанновна (императрица России с 1730 по 1740 г.).
Среди выявленных нами моделей поведения женщины-руководителя есть такие, которые в большей или меньшей мере соответствуют ожиданиям окружающих. И такие, в которых превалируют либо женские, либо мужские поведенческие черты. Определенно можно утверждать: если женщине-руководителю свойственна такая модель поведения, при которой она сохраняет свою женственность, то она не тяготится ролью руководителя и не испытывает личностного напряжения (модели «Л», «И», «К»). А также если поведение женщины-руководителя соответствует ожиданиям окружающих, у нее не возникает конфликтного напряжения с окружающими (все пять моделей, кроме «В»).
Проблема внутреннего или внешнего конфликта личности – область психологии. Деловая сфера, сфера управления оперирует другими индикаторами. Вполне естественно, когда мы рассматриваем роль руководителя, неважно, какого он пола и возраста, его оценивают по одному главному критерию – результативности (эффективности) его деятельности.

Продолжение статьи читайте в слдедующем номере журнала