Психологическая подготовка
Б. Попов

Автор: Б. Попов,доцент, кандидат психологических наук

Психологическая подготовка – это «обучение» для тех, кому мало того, чему их учат, и в особенности мало того, что их учат. Для тех, кто хочет получать результаты выше среднего уровня.
В большинстве бизнес-школ, образно говоря, учат тому, как добывать еду (в широком смысле этого слова). Или, другими словами, добывать то, чем можно обладать. И у обучающихся есть цель, которой они стремятся достигнуть: получить умения, знания и навыки. Чтобы еды стало больше. И в бизнес-школах обучают, тренируют, как надо ставить цели, как их эффективно добиваться, как быть успешными. Даже – как стать харизматичными. И действительно, таким образом можно научить, как добывать больше еды, и научиться добывать больше еды, и лучшего качества. И здесь неосознанно присутствует представление о том, что успех – это наличие большого количества хорошей еды (образно говоря).
В процессе психологической подготовки слушатели ничему не учатся. В процессе психологической подготовки их приглашают, образно говоря, полетать. Просто так, «ни зачем». И это глупо: глупо учиться летать, когда надо ставить цели и их добиваться, когда надо наиболее эффективно добывать свой хлеб и вообще приносить пользу. И еще можно как-то понять, что учиться летать надо затем, чтобы хлеба стало больше. Но это уже совсем глупо – учиться летать «ни зачем». Действительно, где же польза? Тогда возникают даже такие вопросы: зачем летать «ни зачем», что нам это даст? На этот вопрос в процессе психологической подготовки, например, может быть предложено рассмотрение представления о том, что когда вы хотите что-то получить, то вы можете это и не получить. И есть другой подход к тому, чтобы что-то получить. Это когда вы что-то делаете и не хотите что-то из этого получать. Тогда оказывается так, что вы все равно что-то получаете. Потому что не получить можно только тогда, когда вы хотите что-то получить. Что нельзя ничего не получить, если вы и не хотите что-то получать. И тогда то, что вы получите, будет выглядеть не как «что-то», а, скорее, как «ничто». Но тем не менее вы узнаете об этом как-то изнутри. В своих ощущениях. И это будут такие ощущения, которые бывают у людей, обретших внутреннюю свободу. И это обретение поможет вам добиваться в жизни больших результатов, больше, чем на основе знаний, умений и навыков. Потому, что в аспекте психологической подготовки знания, умения и навыки – это то, что происходит из прошлого, из старого, что ограничивает широкое движение вперед. Для неограниченного прошлым движения вперед нужна внутренняя свобода.
В процессе психологической подготовки, если необходимо, используются различные упражнения, дискуссии, практики, медитации из различных направлений психологической науки (психоанализ, психодрама, НЛП, психокоррекция, телесно ориентированная терапия и т. п.), создаются совместно со слушателями собственные практики, упражнения и дискуссии в ходе самого процесса, из самого процесса. Хотя какие именно практики, дискуссии, медитации используются – не имеет большого значения для психологической подготовки. Потому, что воспитание, скажем, ребенка может быть «правильным» независимо от того, какие, например, фильмы он смотрит, с кем общается. Важно, что он увидит, что поймет. Поэтому «обучение» в процессе психологической подготовки может быть построено с опорой практически на любой материал. Более эффективным является тот материал, который рождается в самом процессе (в самой жизни, «здесь и сейчас»). Потому что важнее учиться на самой жизни, чем на моделях жизни, важнее жить, чем моделировать жизнь, чем играть жизненные роли по правилам, которым обучили.
И здесь можно сказать, что психологическая подготовка приводит к тому, что человек перестает играть роли в жизни и начинает жить. И для того, чтобы начать жить, надо перестать играть роли. Для этого и существуют упражнения, дискуссии, медитации, практики, использование которых приводит слушателей не к тому, что они становятся более компетентными и лучше выполняют правильные действия, а приводит их в процессе выполнения действий «неправильных», «глупых» (например, солидному мужчине – «стать» маленькой, глупенькой девочкой), в процессе обсуждения тем «странных» (например, что такое «Я») к устранению многих противопоставлений (например, «правильно» – «неправильно», «жизнь» – «смерть», «реальность» – «нереальность», «ум» – «безумие»). Приводит к тому, что Мир перед ними начинает представать как нечто Единое. И с окончательным осознанием этого Единства они обретают внутреннюю свободу, свободу от игры в жизнь. И вместе с этим – возможность творить, мощно и свободно. Только это делает человека лидером, харизматиком (и тогда его это уже перестает волновать, ему это становится не таким важным).
Но «обучающиеся» изначально больше готовы к тому, чтобы получать знания, умения и навыки (учиться играть роли), чем стать свободными. И в процессе психологической подготовки у некоторых из них могут возникнуть переживания различного рода негативных эмоций. Образно говоря, происходит то, что девушку, которая считает, что секс – это грех, лишают невинности. Она сначала чувствует себя несчастной, злится, отбивается, так держится за свои трусы, что готова умереть. Но когда она постепенно сдается и все же лишается своей невинности, то вдруг с радостью обнаруживает в себе способность получать удовольствие от секса. И в процессе психологической подготовки (которая по своей сути является «разобучением») обучающиеся сначала держатся за свой ум так, как та девушка держалась за свои трусы. Но когда они постепенно сдаются, можно сказать – «глупеют» (а это происходит непременно), они обретают свою внутреннюю свободу и попадают в Мир творчества, самодостаточности, энергичности, устремленности в будущее (они это ощущают, как та девушка радость от секса), куда нет доступа людям, ограниченным своим умом.
И еще раз скажу, что научить этому (быть свободным, не играть роли) нельзя. Потому что обучение приводит именно к игре ролей (к противопоставлению, закрепощению). Главным образом, к умению манипулировать другими людьми (ну, чтобы еды было побольше). И есть лучшее или худшее обучение руководителя, менеджера, лидера, харизматичного лидера, которое научает лучше или хуже играть роли, лучше или хуже «обставлять» других людей. Но это всегда будут люди, играющие роль лидера, но они не будут лидерами. Они будут действующими по правилам лидерства и смогут получать существенные результаты, но не станут лидерами. Потому что, чтобы стать лидером, надо отказаться действовать по правилам, которым тебя научили, отказаться от манипуляций. И рискнуть действовать самостоятельно, иногда вопреки правильным действиям (как «дурак»: а я сделаю вот так!), не пряча самого себя от страха жизни за правильные действия, за манипуляции. И такая возможность предоставляется в процессе психологической подготовки. Но подумайте: «С ума схожу иль восхожу к высокой степени безумства?», как сказала Бела Ахмадулина. И подумайте еще: что все люди на земле «дураки», но между ними есть разница… некоторые думают, что они «умные». И еще: что «дурак», который знает, что он «дурак», не такой уж «дурак», а «дурак», который думает, что он «умный», – это страшно. Подумайте не как умные, чтобы понять, а чтобы у вас появились новые вопросы. Потому, что для жизни важнее вопросы, чем ответы. Потому, что ответы «закрывают» мир, а вопросы «открывают» его. И что в этом смысле психологическая подготовка выглядит как свобода задавать жизни новые вопросы (не быть только довольными уже готовыми ответами), что позволяет создавать возможности новых действий, которых не было раньше.
В заключение предлагаю вспомнить произведение Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Там вся стая занималась тем, что добывала свой хлеб, свое пропитание. И, наверное, старшие, опытные чайки занимались обучением молодых тому, как лучше добыть больше пищи. И только одна Чайка занималась изучением того, что такое полет. Свободный полет, полет ни зачем, ни для чего, без цели. Этой Чайке было скучно заниматься только заботой о пропитании, хотелось свободного полета: полета не по правилам и без цели. Для нее лучше было умереть, чем провести всю жизнь за добыванием пищи. И хотя Чайка занималась чем-то, что не имело отношения к успеху в жизни (не делала себе карьеру в стае), не имело отношения к еде (даже оставалась голодной), занималась какими-то глупостями, оказалось так, что добыть себе еду для нее вообще не стало представлять никакого труда. И за это ее выгнали из стаи. Но для нее стало возможным открывать новые Миры.
Лидеры, харизматики – это люди, обладающие внутренней свободой и желающие полета. При этом они легко добиваются такого успеха, который другим дается тяжким трудом. Когда другие берутся, например, увеличить срок службы двигателя на 20 %, они берутся за создание вечного двигателя (ну не «дураки»?). У них есть смелость задавать себе «дурацкие» вопросы, ответы на которые уже всем известны. Например: а что такое движение? откуда оно происходит? (Ну не «дураки»?) И они, возможно, имеют в виду движение не чего-то конкретного – самолета или телеги. А движение само по себе, без какого-то движущегося средства (точно – «дураки»!). И, вероятно, утонув в этих вопросах, они не создадут вечного двигателя, но создать двигатель со сроком службы в 5 раз большим, возможно, для них уже не будет проблемой. И, может быть, откроется возможность перемещения без транспортного средства. Такая возможность есть. Но, чтобы ее открыть, нужны «дурацкие» вопросы. А они там, где есть внутренняя свобода.
Ну, что?.. Готовы полетать?.. Просто так, «ни зачем»?.. Так, чтобы оказаться в невесомости, без привычной опоры (на свои знания, умения и навыки, здесь они бесполезны)?.. Чтобы пережить этот страх и ощутить радость свободного полета (и обнаружить в себе силу, стремящуюся и способную осваивать ранее неизвестные пространства)?.. Или будем учиться добывать еду известными, надежными способами, манипулируя другими людьми?.. Но ведь этого может быть вполне достаточно только для стаи.