Использование социальных технологий в реализации стратегий устойчивого развития машиностроительных предприятий
Т. Грувман

Аннотация. В статье говорится о необходимости применения социальных технологий нового типа в формировании корпоративной культуры, являющейся ценностным инструментом в реализации стратегии устойчивого развития машиностроительных предприятий – акционерных обществ. При этом источником движения выступает энергия самореализации интересов всех собственников.
The article deals with
The author is taking a look at the necessity for applying new type methods to develop the corporate culture, an instrument to use social values in pursuing the sustainable development strategy at joint-stock companies in the machine-building industry. A further development in the process is ensured by the self-realization energy of all interested groups.

В отечественной и зарубежной литературе широко изучены и рассмотрены отдельно методы определения экономической устойчивости [8; 5; 4; 2], в которых большинство специалистов оценивает экономическую устойчивость как меру развития предприятия. Однако экономическая устойчивость предприятия сама по себе не отражает его уровня развития, поскольку управление может руководствоваться ценностями индустриальной корпорации. Поэтому также важно, на наш взгляд, оценивать уровень развития, проявляющийся в формировании новой корпоративной и организационной культуры, а также культуры менеджмента на базе ценностей постиндустриального общества. Исходя из новой концепции коэволюции и социокультурного менеджмента, мы считаем, что определить меру [6; 3] устойчивого роста для отечественных предприятий возможно, если при рассмотрении согласования индивидуальных интересов человека, интересов групп, сообществ и государств не отделять их от требований глобальной безопасности, вопросов сохранения окружающей среды и целесообразного развития. Другими словами, следует учесть базовую систему ценностей, принятых на предприятии, а именно – систему взглядов на человека, на его место и роль в производственных и экономических процессах, выражаемую в менеджменте.
На наш взгляд, определить уровень развития и поддержать стратегию устойчивого развития наиболее точно и полно можно, используя социальные технологии [1, 7]. Так, в проведенном нами исследовании корпоративной, организационной и культуры менеджмента ОАО «КТЗ» для достижения целей развития было установлено, что группы собственников и управленческих работников предприятия имеют разнонаправленные интересы, цели и ценности. Мажоритарные акционеры учитывают в качестве основной ценности корпоративной культуры лишь удовлетворение запросов потребителей. Остальные ценности современной корпорации ими не принимаются или принимаются декларативно. Интересы миноритарных акционеров (которыми чаще являются работники предприятия) не учитываются, т. е. отсутствует (не работает) механизм корпоративного управления, позволяющий миноритариям быть услышанными на деле своим руководством.
Таблица 1
Характеристика культуры предприятия ОАО «КТЗ»
Тип культуры Характеристика Сильные стороны Слабые стороны
Корпоративная культура Средней «толщины» Главная ценность – удовлетворение запросов потребителей Недооценка партнерских отношений с предприятиями-партнерами. Нет учета интересов остальных «стэйкхолдеров»
Организационная культура Сильная культура или средней «толщины» Прочность взаимоотношений и системы критериев оценки Основана на ценностях традиционной корпорации
Культура менеджмента Слабая Принятие принципов системы менеджмента качества (СМК) Невысокое значение предприятий-партнеров

Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, являясь одним из основных собственников и владея блокирующим пакетом акций предприятия, не реализует механизмы эффективного управления собственностью, не выстраивает этичный и социально ответственный бизнес. Декларированные цели компании по выпуску конкурентоспособной продукции и повышению жизненного уровня работников выполняются по полученным оценкам на 4,3 и 2,8 балла (из 5) соответственно. И руководство предприятия указанные цели поддерживает слабо.
Разработанная нами по результатам исследования методика организации управления устойчивым развитием ОАО «КТЗ» является социальной технологией нового типа, так как предусматривает изучение ценностей менеджмента и работников, включение механизма самоорганизации собственников. Она позволяет, на наш взгляд, решить проблему перехода предприятия на качественно новый уровень за счет формирования инновационной организационной культуры, прогрессивной корпоративной культуры и культуры менеджмента.

Список литературы

1. Албастова Л. Н. Технологии эффективного менеджмента: Учебно-практ. пособие. М., 1998.
2. Алексеев М. А. Устойчивое развитие: моделирование эколого-экономического взаимодействия. Дисс. к. э. н. Новосибирск, 2000.
3. Алексеевский В. С. Менеджмент и синергетика устойчивого развития. М., 2003.
4. Валеева Н. М. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленного предприятия. Дисс. к. э. н. Владимир, 2003.
5. Каспиров А. В. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий. Дисс. к. э. н. Саратов, 2001.
6. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. №. 1. С. 23–24.
7. Социальное управление: Словарь. М., 1997.
8. Экономика предприятия: Учебник // Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. М., 2002.