Сравнительный анализ и практика применения методических подходов в рамках системы оценки квалификации и деловых качеств управленцев
М. Бражник

кандидат экономических наук, доцент
Уральская ГСХА, докторант, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Количественная оценка квалификации и деловых качеств руководителей и специалистов является важным элементом системы управления персоналом. В литературе описано множество способов ее определения.
Наибольший интерес представляет оценка, даваемая на основании анализа стандартизированных качеств (параметров) работников управленческой сферы с определением экспертным путем весомости указанных параметров.
В основу разработанной нами в развитие существующих предложенной и апробированной методики оценки квалификации и деловых качеств управленцев положен анализ деятельности руководителей и специалистов по данным изучения общественного мнения.
Для оценки квалификации и деловых качеств руководителей и специалистов территориальных управлений сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области была разработана следующая анкета, состоящая из 14 стандартизированных качеств (параметров) управленца:

Уважаемый участник опроса!
Просим Вас принять участие в оценке квалификации и деловых качеств сотрудников районного управления сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области на основе анализа четырнадцати стандартизированных качеств управленца.
Просим у каждого качества (признака) обвести кружочком номер степени выраженности, наиболее точно, на Ваш взгляд, характеризующий оцениваемого сотрудника.
Заранее благодарим за участие в опросе!

АНКЕТА
по оценке квалификации и деловых качеств сотрудника
________________________________________________
районного управления сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области
Фамилия, имя, отчество ______________________________________
Должность _________________________________________________
Стаж работы ________________________________________________

1. Профессиональный уровень (квалифицированность, образованность).
1.1. Отлично знает теоретическую (регулярно, систематически проявляет интерес) и практическую стороны своей специальности, активно применяет знания и опыт в работе.
1.2. Хорошо знает теоретическую сторону своей специальности (достаточно часто проявляет интерес), отлично знает все аспекты многоплановой практической работы, при выполнении которой применяет имеющиеся знания и опыт.
1.3. Проявляет интерес к теоретической стороне своей специальности только в случае необходимости, хорошо представляет все аспекты многоплановой практической работы, при выполнении которой способен применять имеющиеся знания и опыт.
1.4. Не проявляет интереса к теоретическим основам своей специальности, удовлетворительно представляет основные аспекты многоплановой практической работы.
1.5. Не интересуется своей профессией, в связи с чем довольно слабо ориентируется в основных аспектах практической работы.
2. Профессионально-должностные качества (функциональное отношение к производственному процессу, к работе).
2.1. В работе любой сложности проявляет глубокие профессиональные знания и большой опыт, которые активно передает другим.
2.2. В работе повышенной сложности проявляет глубокие профессиональные знания и опыт, которые способен передавать другим.
2.3. В обычной для себя работе проявляет достаточные профессиональные знания и опыт.
2.4. Проявляет недостаточные в обычной для себя работе профессиональные знания и опыт.
2.5. Проявляет весьма недостаточные в обычной для себя работе знания и опыт, что сказывается на снижении качества работы.
3. Участие в разработке и внедрении прогрессивных технологий, передового опыта.
3.1. Систематически интересуется, изучает, внедряет передовой опыт, новые технологии, сорта и т. п. в производство.
3.2. Достаточно часто интересуется, изучает, внедряет передовой опыт, новые технологии, сорта и т. п. в производство.
3.3. Занимается изучением и внедрением передового опыта, новых технологий, сортов и т. п. в производство по указанию руководителя.
3.4. Время от времени по необходимости просматривает материалы по внедрению передового опыта, новых технологий, сортов и т. п. в производство.
3.5. Не интересуется передовым опытом, не изучает новые технологии, сорта и т. п., не занимается их внедрением в производство.
4. Работа по экономии материально-технических, топливно-энергетических ресурсов и снижению себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
4.1. При проведении любого вида работ ведет строгий учет и систематически осуществляет исчерпывающие мероприятия по внедрению рациональных технологий, направленных на экономию материально-технических, топливно-энергетических ресурсов и максимально возможное снижение себестоимости продукции (работ, услуг).
4.2. При проведении многих видов работ ведет необходимый учет и в большинстве случаев осуществляет достаточные мероприятия по внедрению различных технологий, направленных на экономию материально-технических, топливно-энергетических ресурсов и значительное снижение себестоимости продукции (работ, услуг).
4.3. При проведении текущих работ ведет основной учет и в случае острой необходимости осуществляет мероприятия по внедрению технологий, направленных на снижение себестоимости продукции (работ, услуг) исключительно за счет жесткой экономии материально-технических, топливно-энергетических ресурсов.
4.4. При осуществлении наиболее ответственных работ ведет формальный учет и осуществляет явно недостаточный объем мероприятий, направленных на экономию материально-технических, топливно-энергетических ресурсов.
4.5. Не ведет учет потенциальных резервов и не осуществляет необходимых мероприятий по внедрению рациональных технологий, направленных на экономию материально-технических, топливно-энергетических ресурсов и возможное снижение себестоимости продукции (работ, услуг).
5. Ориентация в проблемах отраслевого хозяйства.
5.1. Очень хорошо ориентируется в проблемах хозяйства (экономики, управления, технологии), разбирается в его особенностях.
5.2. Хорошо ориентируется в проблемах хозяйства (экономики, управления, технологии) и его особенностях.
5.3. Удовлетворительно для текущей работы разбирается в проблемах хозяйства (экономики, управления, технологии) и его особенностях.
5.4. Весьма посредственно (даже для текущей работы) разбирается в проблемах хозяйства (экономики, управления, технологии) и его особенностях.
5.5. Не разбирается в проблемах хозяйства (экономики, управления, технологии) и его особенностях.
6. Способность к сотрудничеству.
6.1. В работе проявляет полную готовность к деловому сотрудничеству, обладает для этого всеми необходимыми качествами и навыками.
6.2. В работе проявляет готовность к деловому сотрудничеству, обладает хорошими навыками его реализации.
6.3. В работе проявляет определенную готовность к деловому сотрудничеству, обладает удовлетворительными навыками его реализации.
6.4. В работе склонен уклоняться от необходимого делового сотрудничества.
6.5. В работе отказывается от делового сотрудничества, не обладает необходимыми навыками его реализации.
7. Интенсивность использования рабочего времени (самоорганизация).
7.1. Всегда укладывается в рамки рабочего времени благодаря высокому профессионализму и рациональной организации труда.
7.2. В силу большой нагрузки не всегда успевает выполнить дневной объем работ.
7.3. В силу небольшого объема возложенных работ свободно укладывается в рамки рабочего времени.
7.4. В силу низкого профессионального уровня и нерациональной организации труда не всегда успевает выполнить дневной объем работ.
7.5. На рабочем месте личным делам уделяет больше внимания, чем служебным.
8. Поддержание физического здоровья (интерес к физической культуре и спорту).
8.1. Совмещает собственные занятия спортом, физической культурой с их активной пропагандой и организацией.
8.2. Увлекается спортивными занятиями, физической культурой, активный участник спортивно-общественных мероприятий.
8.3. Интересуется спортом, занимается физической культурой, участник спортивно-общественных мероприятий.
8.4. Поддерживает мнение о полезности для здоровья занятий физической культурой.
8.5. Безразличен к физической культуре, уклоняется от участия в общественно-спортивных мероприятиях.
9. Способность осуществления контрольных функций (умение контролировать).
9.1. Сочетает отличные знания методики и техники контрольных функций с успешным опытом их практического осуществления.
9.2. Сочетает хорошие знания методики и техники контрольных функций с успешным опытом их практического осуществления.
9.3. Имеет в текущей работе успешный опыт практического осуществления контрольных функций.
9.4. Имеет не всегда успешный опыт практического осуществления контрольных функций.
9.5. Не имеет опыта осуществления контрольных функций.
10. Способность принимать решения.
10.1. Сочетает в работе коллегиальное обсуждение проектов решений с отличными способностями их принять в широком диапазоне выполняемых задач (стратегических, оперативных, технических).
10.2. Обладает хорошими способностями принимать решения в широком диапазоне выполняемых задач (стратегических, оперативных, технических), может проявлять коллегиальность в обсуждении проектов принимаемых решений.
10.3. Обнаруживает удовлетворительные способности принимать решения по вопросам текущей работы, может затрудняться в принятии правильных решений стратегического содержания.
10.4. Проявляет весьма посредственные способности принимать решения по личным вопросам текущей работы; может уклоняться от принятия решений стратегического (масштабного и перспективного) содержания.
10.5. Характеризуется очень слабыми способностями принимать решения по большинству вопросов своей работы (стратегических, оперативных, технических).
11. Склонность к риску.
11.1. При принятии всех решений, требующих элементов риска, всегда может правильно и своевременно его рассчитать и даже уменьшить.
11.2. При принятии большинства решений, требующих элементов риска, чаще всего может правильно и своевременно его рассчитать.
11.3. При принятии решений текущей работы, требующих элементов риска, способен правильно и своевременно его рассчитывать.
11.4. При принятии большинства решений с элементами риска затрудняется в его правильном и своевременном расчете.
11.5. При принятии всех решений с элементами риска не способен его правильно и своевременно рассчитать.
12. Знание кадровой работы (подбор, расстановка, ввод в работу, адаптация сотрудников, закрепление на рабочем месте; подготовка, переподготовка, обучение, повышение квалификации кадров; оценка деятельности сотрудников, проведение аттестации).
12.1. К работе с кадрами подходит с отличным знанием дела и перспектив: активно способствует повышению их квалификации, углублению знаний, должностному росту.
12.2. К работе с кадрами подходит с хорошим знанием дела и перспектив: способствует повышению их квалификации, углублению знаний, должностному росту.
12.3. В текущей работе с кадрами руководствуется планом, обладает необходимыми знаниями и навыками.
12.4. В текущей работе с кадрами (в повышении их квалификации, должностном росте) может допускать ошибки, которые старается исправить.
12.5. В планировании и выполнении текущей работы с кадрами допускает нередкие ошибки.
13. Ответственность (соблюдение трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности).
13.1. В любой работе проявляет высокую ответственность как гражданин, работник, человек; безупречен в выполнении требований дисциплины (трудовой, технологической, техники безопасности), активно способствует ее укреплению в коллективе.
13.2. В большинстве работ проявляет достаточно высокую ответственность как гражданин, работник, человек; следует требованиям дисциплины (трудовой, технологической, техники безопасности).
13.3. В текущей работе проявляет необходимые ответственность и дисциплину (трудовую, технологическую, техники безопасности).
13.4. Может допускать недостаточную ответственность, нарушения дисциплины (трудовой, технологической, техники безопасности).
13.5. Весьма безответственный человек, часто нарушает дисциплину (трудовую, технологическую, техники безопасности).
14. Способность к самооценке.
14.1. В отношении содержания и особенностей всех своих качеств (человеческих, профессиональных, гражданских) имеет представление, соответствующее действительности; активно и успешно работает над собой.
14.2. В отношении содержания и особенностей большинства своих качеств (человеческих, профессиональных, гражданских) имеет представление, соответствующее действительности.
14.3. В отношении содержания и особенностей своих профессиональных качеств имеет представление, в основном соответствующее действительности.
14.4. В отношении содержания и особенностей своих профессиональных качеств имеет неполное представление.
14.5. В отношении содержания и особенностей своих профессиональных качеств имеет весьма искаженное представление, затрудняющее работу в коллективе.

Поиск на сайте www.top-personal.ru

Продолжение читайте в печатной версии журнала