Профессия менеджера: человеческий потенциал и его роль в возрастании человеческого капитала
Р. Аколупина

соискатель на степень к. э. н., ст. преподаватель НГПУ


Профессия менеджера: человеческий потенциал и его роль в возрастании человеческого капитала В настоящее время такие понятия, как “человеческий потенциал” и “человеческий капитал”, являются востребованными деловым миром, и это очевидно. Все имеющиеся в мировом хозяйстве естественные и экономические блага были и есть достижения человечества, ведь именно человек является творцом шедевров, произведений искусства и одновременно – конструктором, строителем, создателем космического аппарата. Так благодаря его уму и таланту постигается и развивается мир, и управлять этим миром должны менеджеры нового поколения, обладающие мощным человеческим потенциалом.
Вопросами исследования человеческого капитала, его потенциальных возможностей успешно занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: Г. Беккер, И. Фишер, О. Тоффлер, Дж. Кендрик, В. Иноземцев, С. Дятлов, М. Критский, Б. Генкин и др.
Человеческий потенциал становится главным показателем в социально-экономическом развитии как отдельных стран, компаний, так и населения в целом. Традиционные факторы экономического роста: накопление капитала, естественный прирост, научно-технический прогресс, повышение производительности труда, вероятнее всего, стоит рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим потенциалом.
Ключевыми фигурами в рыночной экономике становятся деловые люди, осуществляющие важные управленческие функции. Особое место среди представителей делового мира занимают менеджеры.
Чтобы выполнять качественно свои функции, менеджерам, требуется постоянная, тщательная подготовка и обучение, т. е. постоянное инвестирование в человеческий капитал.
Авторы теории человеческого капитала считают, что, инвестиции в него превосходят вложения в вещественный капитал. По их расчетам, если в 1950 г. на долю вещественного капитала приходилось 52–53 % совокупного капитала, то к 1998 г. – только 31–33 %. Удельный вес человеческого капитала за этот же период поднялся с 47–48 до 67–69 % (а в США – даже до 74–76 %). Инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обеспечение уже в 1970 г. вдвое превышали частные и государственные вложения в основные фонды. К 1980 г. это превышение стало трехкратным, а к 2000 г. – почти четырехкратным [19].
Организация рыночного пространства подразумевает обеспечение нормального функционирования компании или фирмы, включающего многие аспекты, в том числе снабжение, производство, реализацию произведенных товаров и услуг. Именно на менеджеров ложится основная ответственность по достижению целей деятельности предприятия, направленной на получение прибыли.
В современных условиях бизнеса менеджеры осуществляют не только текущее управление предприятием – они занимаются тем, что ранее входило в обязанности министерств и ведомств, а именно – стратегическим планированием, подразумевающим определение целей развития предприятия на долгосрочную перспективу, анализ путей их достижения, а также поиск рыночной ниши для сбыта своей продукции.
Менеджер – это тип руководителя, профессионала, управленца, но не просто экономически компетентного, а прошедшего обучение рыночной экономике и по своим личностным качествам профессионально подготовленного для должности руководителя именно в рыночных, хозяйственных отношениях [4].Для личности профессия – это ее качественная, социальная определенность, область личностного проявления, самореализации. Профессия предполагает определенный набор требований к способностям и возможностям человека, т. е. обучение профессии имеет смысл только в случае, если у индивида есть показания к профессиональной пригодности, – тогда и только тогда он может считаться профессионалом.
Профессиональная квалификация характеризует действия, осуществляемые человеком на рабочем месте [3].
Менеджер по роду своей деятельности стремится быть профессионалом, решающим управленческие, стратегические и тактические задачи, а также определяющим направление развития организации. В его компетенции – вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресурсов по подразделениям компании и многие другие функции.
Особое место менеджеры отводят сбору и систематизации информации – условиям принятия обоснованных управленческих решений.
Работа с информацией занимает значительное место в содержании работы менеджера – это обстоятельство заставило многих исследователей представить информацию как предмет деятельности менеджера.
Так, например, менеджеры процветающих западных компаний тратят в среднем до 30 % рабочего времени на поиск информации. В настоящее время в их распоряжении на 60 % больше специальной информации, чем 10 лет назад. Однако время принятия решений уменьшилось в три раза. Целесообразность информации во многом определяется назначением и содержанием труда [4].
Сегодня все больше от менеджера требуется совокупность разного рода качеств: экономическая активность и предприимчивость; гибкость мышления и наличие аналитических способностей; максимум творчества и ответственность за принятые решения; восприимчивость перемен и коммуникабельность; свободная адаптация к профессии и т. д.
Профессиональная адаптация – приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения конкретных, заданных профессией трудовых функций [9].
Профессиональная подготовка представляет целевое, конкретно направленное обучение, рассчитанное на приобретение работником базовых знаний по выбранной профессии, позволяющих ему быть конкурентоспособным на рынке труда [2].
Профессиональная пригодность представляет собой совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения приемлемой эффективности в профессии [9].
Одним словом, современный менеджер должен владеть запасом профессиональных и личностных качеств, которые формируются и накапливаются в процессе его образовательной и трудовой деятельности. Что в переводе на современный деловой язык менеджера определяется термином “человеческий капитал”.
Под человеческим капиталом, с одной стороны, мы понимаем запас экономических благ, находящихся в собственности человека и неразрывно связанных с носителем рабочей силы, имеющих стоимостную оценку и способных приносить доход как самому человеку, так и субъекту, финансирующему создание подобных благ. Такими экономическими благами, прежде всего, являются знания, духовные и социальные продукты. С другой стороны, под капиталом мы понимаем отношения между людьми по поводу присвоения и, отчуждения экономических благ – продуктов капитала [2].
Человек – создатель и творец экономических благ; он в течение всей жизни трудится над созданием своего духовного или социального продукта, поэтому можно сказать, что человек и труд неразделимы; подразумевая человеческий потенциал, мы говорим о трудовом потенциале.
Характеризуя категорию “трудовой потенциал работника”, следует отметить, что само понятие “потенциал” – это навыки персонала, средства производства и их комбинации, позволяющие превратить ресурсы, поступающие на вход производственных площадей, в готовые продукты и услуги на выход. Это прежде всего персонал и производственные мощности предприятия, целевая структура персонала, соответствующая организационной структуре [1].
Современные понятия “человеческий капитал” и “человеческий потенциал” имеют определенные сходства и различия.
Говоря о различиях, следует вспомнить, что:
– под человеческим капиталом мы понимаем находящийся в распоряжении у собственника экономический запас благ (квалификация, специальная подготовка), имеющий стоимостную оценку;
– человеческий потенциал – это всего лишь возможности, не реализованные (находящиеся в резерве, он их создает, накапливает, сохраняет) и, соответственно, не имеющие экономической оценки до определенного времени, но которые при желании и определенных способах мотивации можно реализовать в процессе труда.
Сходство заключается:
– во-первых, в том, что потенциал и капитал принадлежат человеку;
– во-вторых, если есть потенциал, то при наличии потребности он может стать капиталом (как при создании экономических благ, так и при получении прибыли или дохода).
Современным менеджерам предстоит превратить человеческий потенциал в востребованный фактор роста человеческого капитала. Эта одна из самых сложных задач функции менеджмента, и от ее решения зависит будущее России..
Трудовой потенциал человека не является величиной постоянной – он непрерывно изменяется как под воздействием экономических отношений, в которых воспроизводится человеческий капитал, так и под воздействием приобретенного в процессе трудовой деятельности опыта. Трудоспособность человека и аккумулируемые (накапливаемые) в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда и жизнедеятельности, т. е. могут капитализироваться. Таким образом, трудовой потенциал включает все новые и новые человеческие способности, т. е. трудовой потенциал, изменяя структуру человеческих способностей, выстраивает себя в процессе труда таким образом, что преобразует его и вне его прекращает свое движение, приобретая качество рабочей силы.
Качество рабочей силы отражает совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих квалификацию и такие личностные характеристики работника, как физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), адаптивность, гибкость, мобильность, мотивируемость и ряд других [2].
Иначе говоря, потенциал человека является исходной точкой, определяющей дальнейшее трудовое поведение, а менеджер, в свою очередь, владеет тем трудовым потенциалом, который соразмерен его человеческому потенциалу.
Человеческий потенциал личности (индивида) состоит в основном из множества потенций. Термин “потенциал” происходит от латинского слова potentia, которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую скрыто [20];
Выделим, в первую очередь, такие составляющие человеческого потенциала, как трудовой потенциал и творческий потенциал.
Трудовой потенциал характеризует возможности человека осуществлять труд по заданной технологии, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, творчества. Он естественным образом ограничен физиологическими способностями человека.
Творческий потенциал характеризует возможности индивида осуществлять деятельность, направленную на создание новых духовных или материальных ценностей, а также на улучшение либо создание новых методов производства. Основная составляющая человеческого потенциала в гораздо меньшей степени ограничена природными свойствами человека, она практически не зависит от возраста, менее чувствительна к здоровью и может развиваться без ведомых ограничений [2].
В рыночных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новые знания в виде передовых технологий, услуг, продуктов.
Д. А. Войнов в работе “Интеллектуальный потенциал коммерческой организации как фактор повышения конкурентоспособности” подчеркивает: “Интеллектуальный потенциал организации, коммерческой фирмы становится доминирующим средством достижения высоких социально-экономических результатов ее деятельности. Традиционные факторы роста в современной экономике действуют только при условии эффективного использования интеллектуального потенциала. Развитие интеллектуального потенциала становится основным фактором вновь создаваемой стоимости, сохранения и повышения конкурентоспособности товаров и услуг”.
Руководитель, управленец, менеджер и есть интеллектуальный капитал организации, ее мозговой центр. Что, как и для кого производить? Когда, как и какие решения принимать? Это вопросы, связанные не только с умением быть ответственным, – это вопросы, связанные с умением быть разумным.
Выводы и предложения. Для соответствия статусу “менеджера XXI века”, ориентированного на высокий доход и успех фирмы, пожалуй, следует учесть, что базовая подготовка специалиста должна содержать концепцию человеческого капитала в виде отдельного курса дисциплин.
При подготовке специалистов все же стоит внести некоторые изменения. Чтобы, как в старые добрые времена, не услышать в очередной раз: “Забудьте, чему вас учили в вузе, – на производстве нужно учиться всему заново”.
Итак, предлагая вернуться к производственной практике, учтем, что условия прохождения производственных заданий должны быть более адаптированными и приспособленными к решению производственных и управленческих задач на местах – не виртуально-вымышленных, а реально действующих предприятиях.
В настоящее время практикуется система тренингов, которая занимается воплощением производственных задач в теорию и практику обучения, но заменить саму производственную деятельность, которая пропитана духом организации производства, не представляется возможным. Система оценки и аттестации результатов прохождения производственной практики должна быть продумана до мелочей – из таких практических оценок и формируется будущий специалист. Говорить о чем-то новом, применяемом зарубежными практиками, не обращаясь к отечественному, уже накопленному опыту подготовки специалистов, не очень корректно.
Хотя не все и не всегда было гладко. Например, политика управления персоналом чаще всего ограничивалась принятием на работу и увольнением, выплатой зарплаты, контролем безопасности и охраной труда. Мотивационные, ценностные, смысловые факторы находились на последнем месте.
Япония – первая страна в мире, где стали учитываться личностные, деловые и профессиональные качества персонала. Так появилось качественно иное понимание, каким должен быть менеджмент. Именно люди, а не природные ресурсы определили социально-экономический успех этой страны. Постепенно вошел в стройную систему и практичный американский менеджмент (США, Канада). В связи с этим пришло понимание необходимости включения человеческого капитала, его потенциальных возможностей в общую систему управления компанией. А так же обеспечение доступности для сотрудников информации о стратегических планах компании, потребности в развитии предпринимательских и творческих способностей их самореализации, важности участия рядовых сотрудников в принятии решений и формировании политики компании.
Автор данной статьи выделяет такие понятия, как:
• современное понимание профессии “менеджер”;
• “качество рабочей силы”;
• “профессиональная подготовка”, “профессиональная адаптация”, “профессиональная пригодность”;
• “человеческий потенциал” и его виды и др.
Из таких понятий может складываться деловой язык менеджера и современное понимание человеческого капитала.
Менеджеру необходимы знания в области оценки потенциальных и резервных возможностей человека, так как одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в налаживании коммуникаций, координировании работы подчиненных, но и в умении делегировать им необходимые полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать свое мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80 % вопросов, возникающих у менеджеров, связаны с людьми. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания.
Репутации настоящего менеджера заслуживает тот, кто не боится окружить себя способными людьми, кто постоянно ищет такие кадры, проявляет заботу о молодых сотрудниках, помогая раскрыть им трудовой и творческий потенциал. Таких менеджеров сегодня принято называть “золотыми воротничками”, “золотым фондом” организации, они всегда убеждены в том, что каждый человек – личность, имеющая право на раскрытие своей индивидуальности и талантов.
Таким образом, определение важных качеств менеджера имеет большое значение для тех, кто хочет стать талантливым руководителем. Недостаточная компетентность будущих специалистов – одна из причин потерь рабочей силы, объемы которой трудно оценить. Так, по данным Госкомстата России (по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости), доля безработной молодежи в общей численности незанятых граждан составляет около 32 %. Причем в меньшей степени это относится к выпускникам системы (начального) профессионального образования, из которых нетрудоустроенными остаются 7–8 %, а прежде всего это касается выпускников вузов и колледжей.
С этой точки зрения заслуживает внимания оценка адекватности образования профессиональной деятельности, сделанная на основе опроса, проведенного Центром исследований и статистики науки. Дипломированные специалисты должны были ответить на вопрос, считают ли они полученное высшее образование необходимым для выполнения своих профессиональных обязанностей. Максимальная оценка адекватности образования профессиональной деятельности отмечается у врачей, фармацевтов и представителей других медицинских специальностей – 97 % – и у учителей и воспитателей – 83 %. Минимальная оценка адекватности образования наблюдается по всем инженерным специальностям – 50 %; более 40 % инженеров считают, что с их работой можно справиться и не имея высшего образования. Экономисты, юристы, менеджеры дают средние оценки адекватности полученного образования – на уровне 62–67 %. Средний уровень адекватности образования по всей опрошенной совокупности составляет 64 %. Несомненно, данные показатели являются оценкой не качества полученного образования, но качества занимаемых дипломированными специалистами рабочих мест, которые, возможно, не всегда соответствуют полученной специальности [6; 10].
 Специалист в области деловых коммуникаций Д. Карнеги по этому поводу однажды сказал: “Самая большая ошибка человека при поиске работы – не знать то, на что он способен, но именно от этого зависит его будущее благополучие”.
Освоение избранной профессии предполагает оценку собственных потенций к выполнению того дела, на которое человек себя ориентирует. Умение разбираться в себе означает одновременно умение понимать других людей. Профессионалу в области управления необходимы навыки диагностики предрасположенности и пригодности к овладению навыками специальности. Приемы профессиональной диагностики позволяют уверенно ориентироваться в мире профессий. Во всех случаях продуктивными становятся самооценка и анализ способностей к творческому решению поставленных задач.
Профессия “менеджер”, пожалуй, берет на себя функции “оценщика” при найме необходимой рабочей силы, которая в переводе на современный деловой язык подразумевает человеческий капитал индивида. Так, все умения, навыки, профессиональная подготовка, человеческие качества и другие потенциальные возможности человека вместе с рабочей силой переходят в аренду и распоряжение предприятия, фирмы, которой управляют менеджеры. Можно сказать, что почти весь человеческий потенциал арендодателя переходит в распоряжение фирмы. И от того, насколько умело и грамотно им будут управлять, будет зависеть успех любого дела.
Менеджер – это не только специалист в области управления: он разрабатывает планы, определяет направления деятельности применительно ко всем стадиям управленческого процесса, осуществляет проверку результатов рабочих процедур и производит общий контроль всех производственных циклов. Настоящий менеджер умело заботится о своих сотрудниках, раскрывая многообразие их скрытых творческих способностей, и наращивает тем самым человеческий капитал организации, который качественно необходим и актуален для процветания и длительного успеха фирмы, повышения устойчивости и конкурентоспособности на современном рынке труда.
Таким образом, по мнению автора статьи, современное понимание профессии “менеджер” заключается в следующем: менеджер – это профессионально-ориентированная гармоничная личность, способная оказывать влияние на коллектив, раскрывая его общий человеческий потенциал в процессе трудовой деятельности; это личность, обладающая высоким интеллектуальным, творческим и лидерским потенциалом, ответственная принимать в обычной ситуации нестандартные производственные решения.

Литература
1. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М..: Экономика, 1999. 662 с.
2. Биллсберри Д. Эффективный менеджер: М.: Линк, 1999. 364 с.
3. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху. СПб.: Питер, 2001. 287с.
4. Васькин А. А. Оценка менеджеров. М.: Компания Спутник +, 2000. 237 с.
5. Войнов Д. А. Интеллектуальный потенциал коммерческой организации как фактор повышения конкурентоспособности. М.: Макс Пресс, 2004. 78 с.
6. Данные Госкомстата России (по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости) // “Экономика и жизнь”.. 2000. № 35. С. 3.
7. Джон Адаир. Эффективная мотивация. М.: Эксмо, 2003. 254 с.
8. Егоров В. В. Управление интеллектуальным потенциалом: Монография. М., 2004. 200 с.
9. Калачева Л. Л. Социология и экономика труда. Ч. 2. Н.: Новосибирский ун-т, 2000. 160 с.
10. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб: ИВЭСЭП, 2002. 198 с.
11. Нуреев Р., Гребнев Л. Курс экономики. М.: Экономика, 2003.
12. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
13. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения. М.: Ин-т человека, 2002. 265 с.
14. Языки как образ мира. М: ООО “Изд-во АСТ”, СПб: Terra Fantastica, 2003. 568 с.
15. Яндекс.ру // disserov net/work/work 21223 html 26 КБ// Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравствен., 2004.
16. Яндекс.ру // fio. Novgorod/ru/project 1890/88. htm – 11 KБ. 04.03.2004.
17. Яндекс.ру // www.nurrabot. com/work/work 45073 htm.61 KB.
18. Яндекс.ру // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук// humanities. Edu. Ru/ msg/63308. 96 КБ.
19. Яндекс.ру // Саксельцев И. Г. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М, 2005.
20. Яндекс.ру // Словарь понятий. Под ред. С. И. Кравченко, И. С. Кладченко. 2004.
21. Яндекс.ру // Словарь русских синонимов и сходных по значению выражений.
22. Яндекс.ру // Толковый словарь В. Даля.