Мотивация персонала в условиях наличия «потенциальной ямы» в обществе. А. В. Гусев, С. А. Сурков, Ю. П. Бойко, М. Е. Путин, А. М. Лукашев, А. А. Хрупалов

Некоторые особенности поведения людей являются препятствиями на пути улучшения деятельности социума. Преодоление проблемных областей и ситуаций принято осуществлять за счет мотивации персонала компаний, однако этому мешают внешние условия, которые противодействуют позитивному влиянию мотивации. Одним из наиболее важных внешних условий является состояние экономики. Экономика, как своеобразная квинтэссенция совместной деятельности миллионов людей по развитию социума, подвержена влиянию подобных социальных факторов. Опосредованно, через экономику, но и прямо, непосредственно, с этим влиянием сталкиваются такие гуманитарные области, как образование и медицина.
Коэффициент корреляции для прямой равен 0,664 и является существенным для всех уровней значимости, превышающих 0,05, однако явно видно, что кривая подходит больше, но и она демонстрирует наличие устойчивого роста. Таким образом, количество общих проблем в экономике, если судить по приведенным данным, нарастает, и немаловажную долю от этих проблем составляют проблемы мотивации персонала.
Социальных факторов, влияющих на экономику, достаточно много, и это обуславливает появление различных дисциплин, реализующих соответствующие подходы. Здесь можно назвать такие появившиеся в последнее время науки, как нейроэкономика [1], антропоэкономика [2], нейромаркетинг [3], психодинамика [4], социомеханика [5] и многие другие.
Одним из частных вопросов такого рода является вопрос о роли «потенциальной ямы» в жизни социума и, соответственно, влияние этой проблемы на уровень мотивации людей, сказывающийся далее и на экономике. Последствия данного явления практически каждый ощущал на себе самом. Внезапно или постепенно в жизни практически каждого члена социума возникает ситуация, когда от него перестает что-либо зависеть. Он все так же работает или учится, воспитывает детей или играет в гольф, но, несмотря на все усилия, «топчется на месте». Довольно скоро он начинает понимать, что окружен гладкими, высокими, прочными стенками, которые он не может ни преодолеть, ни сломать и на которые не в силах взобраться. Вот это и есть «потенциальная яма», положение с минимумом потенциала, отделенное от остального социума потенциальным же барьером.

Целью данной работы является анализ влияния ситуации «потенциальной ямы» на различные стороны человеческой деятельности, реализуемого через мотивационные аспекты экономических изменений. Такой подход позволяет учесть данное явление на уровне конкретного индивида и распространить его закономерности на изменения в социуме в целом.

В целом отмеченное выше положение индивида в «потенциальной яме» реализуется в виде снижения эффективности деятельности организации, к какой бы области экономики она не относилась, и, соответственно, стагнации экономики. Одной из наиболее сложных проблем в работе специалистов по человеческим ресурсам, которая редко обсуждается по причине недостаточности знаний о путях ее решения, является проблема «потенциальной ямы» для определенной категории работников. В некоторых организациях доля таких работников может быть достаточно заметной. Сущность проблемы «потенциальной ямы» в работе с человеческими ресурсами аналогична таковой в физике, где частица находится в потенциальной яме, если ее энергия ниже, чем энергия, необходимая для того, чтобы пребывать за пределами потенциальной ямы [6]. Но человек в отличие от частицы обладает личностными характеристиками, вследствие чего его потенциал для преодоления «потенциального барьера» может быть представлен как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) [7], к которому, однако, необходимо сделать определенные добавки. Прежде всего к таким добавкам должна быть отнесена личная энергия, старания самого индивида, прилагаемые им для того, чтобы выбраться из «потенциальной ямы». Собственно, человеческий потенциал является суммой таких величин, как индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, далее прибавляется также сумма индекса грамотности взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся в численности населения, а также индекс реального ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности. Тогда индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) определяется как третья часть суммы перечисленных показателей.

Результаты анализа различных аспектов деятельности по материалам отмеченных выше опросов позволяют увидеть описываемое явление в реальности, найдя адекватное отражение на соответствующих графиках. В частности, обработка результатов этих опросов показала наличие «двугорбого» распределения вероятности попадания в «потенциальную яму», как видно из рис. 3. Собственно, само распределение частости может быть интерпретировано как распределение вероятности нахождения в «потенциальной яме». Высокие значения вероятности у «краев ямы» соответствуют интенсивным попыткам индивидов из нее выбраться, пониженное значение вероятности в самой «яме» характеризует тех, кто смирился и выбраться уже и не пытается. Естественно, что таких индивидов оказалось меньшинство, потому и вероятность получилась более низкой.