Специфика управления телеработниками
В.Лозенко, Д.Морозов

   В последние годы в России растет интерес руководителей предприятий малого и среднего бизнеса к организации работ, выполняемых на дому. Это явление получило основное название телеработа. Главная суть его состоит в том, что работники могут выполнять свои трудовые обязанности на расстоянии от офиса, в удобное для них время, используя при этом передовые компьютерные и телекоммуникационные технологии, а затем осуществлять электронную передачу результатов своей работы в офис. Телеработа представляет собой очередной шаг, предпринимаемый организациями для достижения гибкости, необходимой для того, чтобы соответствовать быстро меняющемуся деловому окружению и правилам управления человеческими ресурсами. Растущая потребность в гибких методах труда – следствие технологического, экономического и социального развития. Когда работодатели реорганизуют свой бизнес, стремясь к повышению производительности и снижению издержек, они также стараются решить вопросы, встающие перед современным работником и связанные с выполнением трудовых и семейных обязанностей, продвижением по службе, многочисленными стрессами. В последнее десятилетие происходит стремительное развитие телекоммуникаций, влекущее многочисленные и далеко идущие последствия. Это дало работодателям возможность нанимать работников, трудящихся за пределами офиса, в окружении, которое в большей степени способствует выполнению задач, требующих непрерывной и длительной концентрации.
   Такие организации, как Hewlett Packard, National Aeronautics and Space Administration (NASA), John Brown Engineers & Construction, уже имеют команды мирового класса для быстрого реагирования на потребности клиентов, разработки новых продуктов и услуг, которые нередко работают виртуально – без ограничения расстояния, времени и рамок организации. В работе они используют электронные средства взаимодействия и другие средства для снижения затрат на передвижение, уменьшения срока реализации проекта и повышения скорости принятия решений и совещаний [5].
   Согласно различным исследованиям в настоящее время в мире насчитывается более 75 млн телеработников, причем в США количество телеработников составляет свыше 50 млн человек, в Европе – более 20 млн человек, в России – более 3 млн человек [8].
Имевший место до середины 90-х гг. XX в. вялый характер роста числа телеработников в мире в последние десятилетие сменился интенсивным ростом. По различным оценкам, количество телеработников с каждым годом увеличивается приблизительно на 25 %. Рассмотрим ретроспективную зависимость изменения количества телеработников за последнее десятилетие на примере США (рис. 1), поскольку в настоящее время подавляющее большинство удаленных сотрудников работают именно в этом государстве, а также именно там зародилась сама концепция телеработы.

Продолжение читайте в печатной версии журнала