Белый дом: смена правительственного караула
Р. Долгилевич

Периодическая смена правительств – это нормальное явление, характерное для политической жизни демократического государства.

   О грядущей отставке правительства М. Е. Фрадкова говорили давно. Ее ожидали еще весной нынешнего года. Эти ожидания базировались на мнении, что президентские выборы 2008 г. пройдут по сценарию избрания В. В. Путина Президентом РФ в 2000 г. Следовательно, незадолго до выборов, например, за 6–8 месяцев, преемник будет назначен главой правительства, развернет интенсивную деятельность, которая вызовет одобрение большинства общества, и зарекомендует себя с наилучшей стороны. Плюс мощная поддержка проправительственных средств массовой информации. Плюс пресловутый «административный ресурс». И, наконец, поддержка предыдущего президента. В данном случае она особенно важна, потому что наш президент – вовсе не «хромая утка», как в США, а самый популярный в стране политик, каждое слово которого стоит очень дорого. Если бы Конституция РФ предусматривала возможность участия В. В. Путина в президентских выборах 2008 г., он, вероятнее всего, победил бы уже в первом туре. Так что появление нового главы правительства рассматривается значительной частью нашего общества как выбор преемника. Хотя ни В. В. Путин, ни другие официальные лица никогда об этом прямо не говорили. Президент лишь отметил, что В. А. Зубков, как и любой гражданин РФ, имеет право участвовать в предстоящих выборах.
   Еще одной причиной ожиданий отставки правительства было то, что общественность не понимала, как партия власти («Единая Россия») может идти на выборы в Государственную Думу, имея в составе правительства, особенно в его социальном блоке, некоторых министров, которые вызывают неприязнь у большинства россиян. Смена правительства освободила бы его ряды от этих непопулярных и отвергаемых большинством общества политиков.
   И тем не менее «добровольная» отставка «технического премьера» М. Е. Фрадкова стала неожиданной – и для него самого, и для многих россиян. Утром 12 сентября бывший премьер явно не собирался в Кремль – он приехал в Тушино, где должно было пройти совещание по вопросам сбора НДС. Здесь его и настиг телефонный звонок, извещающий о необходимости приехать в Кремль. Мероприятие все-таки было доведено до конца, но вступительное слово М. Е. Фрадкова было необычно коротким и не содержало привычных «фрадкизмов» – специфических выражений, вызывающих обычно смех и присущих только бывшему премьеру. Он ответил также, правда, весьма обтекаемо, на три вопроса о налоговом администрировании, а попытки журналистов добиться комментария слухов о возможной отставке правительства были решительно пресечены правительственной пресс-службой.
   А через два часа М. Е. Фрадков уже говорил В. В. Путину слова, которые слышала вся Россия: «Страна находится накануне важных политических событий, впереди выборы в Госдуму, выборы президента России. Правительство встроено в этот процесс, работает, мне кажется, достаточно слаженно, старается, но, понимая политические процессы, я бы хотел, чтобы у вас была полная свобода в выборе решений, включая кадровые».
Это было заявление об отставке. В. В. Путин, произнеся слова о высокой эффективности правительства, принял прошение об отставке кабинета. За свою работу М. Е. Фрадков получил высшую государственную награду – орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.
   Почему же правительство было отправлено в отставку в начале второй декады сентября, а не после выборов в Госдуму или президентских выборов? По мнению В. В. Путина, сценарий, при котором правительство ушло бы в отставку после выборов 2008 г., был вполне возможен. «И мне бы хотелось, – продолжал президент, – чтобы события развивались именно по этому сценарию. Но, к сожалению, члены правительства – это прежде всего люди, они сбавили обороты в своей работе и начали подумывать о том, как будет складываться их личная судьба после выборов».
   В понимании же Путина, кабинет министров – это швейцарские часы, которые должны «молотить» до выборов и после них. Нужно, чтобы правительство представляло собой «хорошо отлаженный механизм без всяких сбоев и ожиданий и без всяких передышек на отдых». Поэтому Путин посчитал правильным отправить правительство в отставку именно сейчас, «с тем, чтобы расставить все административные акценты».
По словам президента, все люди, «которые имеют шанс остаться в правительстве, министерствах и ведомствах и после выборов», должны осознавать свою ответственность и трудиться с полной отдачей. Тем же, кто уже готов сменить свою работу или род занятий, «лучше это сделать сегодня» с тем, чтобы дать возможность создать дееспособную команду, которая будет работать в период выборов и после них.
   Эти высказывания В. В. Путина объясняют, почему он отправил правительство в отставку именно в середине сентября. Что касается лично М. Е. Фрадкова, то прямых претензий к его работе у президента не было. В коррупционных скандалах Фрадков замешан не был, неосторожных высказываний не допускал.
Однако, по мнению некоторых российских обозревателей, Фрадков вел «свою игру» в правительстве, причем последовательно. Он выступал за то, чтобы потратить Стабилизационный фонд, что неоднократно вызывало его стычки с А. Кудриным. Фрадков настаивал на снижении НДС вопреки позиции министров и даже Администрации Президента. Наконец, он стал в последнее время настоящим публичным политиком. Фрадков сменил имидж, похудел, стал активно ездить по стране и общаться с местными элитами. Он окончательно вышел из рамок «технического премьера» и дал понять, что не намерен оставаться на вторых ролях. Возможно, что именно это обстоятельство и предопределило его отставку в самом начале предвыборной кампании.
   Между прочим, по продолжительности пребывания на посту главы правительства Фрадков занимает третье место. Он возглавлял кабинет министров 1281 день: с 5 марта 2004 г. по 12 сентября 2007 г. Впереди него только В. Черномырдин – 1925 дней и М. Касьянов – 1378 дней. Остальные главы российских правительств премьерствовали: В. Путин – 265 дней; Е. Примаков – 243 дня; Б. Ельцин – 222 дня; Е. Гайдар – 183 дня; С. Кириенко – 121 день; С. Степашин – всего 82 дня.
   Некоторые обозреватели строили различные предположения относительно того, кому президент поручит формирование нового правительства. Удачнее всех по этому вопросу высказался Г. Павловский. За час до того, как фамилия В. А. Зубкова появилась на лентах информационных агентств (12 сентября), он заявил «Известиям»: «Все, кто знает Путина, давно привыкли, что ожидаемые решения оказываются несостоявшимися. Путин любит удивлять, очень не любит быть предсказуемым, считает это слабостью во внутренней политике, во всяком случае, в принятии кадровых решений. Он сохраняет за собой свободу рук до последнего момента, следит за дискуссией и, как мы уже заметили хотя бы за последний год, корректирует эту дискуссию своими собственными решениями».
   Уже в середине дня 12 сентября председатель Госдумы Б. Грызлов сообщил: на пост премьера внесена кандидатура руководителя Росфинмониторинга В. А. Зубкова. Политологи были удивлены: большинство из них ожидало услышать фамилию первого вице-премьера С. Иванова. Через 2 дня Госдума подавляющим большинством голосов (381 против 47) поддержала кандидатуру Зубкова, а через час после голосования президент подписал указ о его назначении на пост главы кабинета министров.
   Отзывы депутатов Госдумы о новом премьер-министре были весьма лестными.
– Мы сегодня утверждаем самое лучшее правительство современной России, – заявил В. Жириновский.
Зубков ему чем-то напомнил А. Н. Косыгина, которого считают лучшим премьером-реформатором в новейшей истории нашей страны.
   А один из лидеров фракции «Единая Россия», О. Морозов, подчеркнул, что у нового премьера безупречная репутация.
– У него ни одного пятнышка на мундире, – сказал он. – Если вы радеете за Россию, поддержите эту кандидатуру, не ошибетесь.
   Некоторый позитив в отношении Зубкова был даже в высказываниях лидера КПРФ Г. Зюганова:
– Лишь два премьера в современной России имели солидную производственную практику – Черномырдин и вы, но Черномырдин оседлал газовую трубу и забросил все другое.
   Затем, однако, Зюганов изменил тон и резюмировал:
– Вы не готовы к изменению курса, и команду вам будут формировать другие, поэтому мы против…
Это заявление Зюганова в ходе думских прений по кандидатуре Зубкова вызвало молниеносную реакцию Жириновского:
– Вы саботажники! Евгений Примаков не менял курс, а вы его утвердили. Вы портите всем хорошее настроение.
Вряд ли придирки оппозиции могли оказать влияние на мнение большинства депутатов о Зубкове. Ведь сам Президент РФ назвал его высоким профессионалом и порядочным человеком.
О будущей политике нового главы правительства можно судить пока только по его заявлении в Госдуме 14 сентября. Он подчеркнул, что его главной задачей является «обеспечение стабильности социально-экономического развития и придание работе правительства большей динамики». Выбранную в социальной сфере стратегию Зубков назвал правильной, а исполнение – никудышным.
– Люди недовольны, – отметил новый глава правительства, – и, естественно, мы примем меры. Кадровые перемены назрели.
   Обращает на себя внимание то, что, по мнению Зубкова, на нашем телевидении «достаточно много жестокости и безнравственности». Он высказался за «эффективный надзор» за ТВ, но цензуры не обещал.
Новый премьер-министр считает, что одна из важнейших задач современной России – борьба с коррупцией. Он намерен в рамках правительства создать структуру типа Росфинмониторинга, которая бы повседневно, регулярно, а не от случая к случаю разбиралась с вопросами коррупции.
  Нельзя не упомянуть еще одно высказывание Зубкова:
– Нужно уберечься от чрезмерного изменения курса рубля. Одновременно нужно найти возможность дальнейшего снижения налогов.
   Что касается промышленности, то премьер считает, что было бы «правильным сконцентрировать усилия на развитии таких отраслей, как авиастроение и судостроение. Здесь, конечно, большую роль должны сыграть создаваемые государственные корпорации по этим направлениям». Зубков также сказал, что он «знает, что делать и как делать» с сельским хозяйством.
   По мнению аналитиков, в целом программу деятельности нового премьера можно охарактеризовать как государственный популизм. Его курс приведет к ужесточению условий в экономике, но при этом имеет все шансы быть популярным среди широких масс. Особенно если он будет сопровождаться отставками обанкротившихся политиков и арестами коррупционеров. Этот курс может стать хорошим стартом для президентской кампании.
   Биография нового премьера свидетельствует о том, что он накопил богатый опыт в решении различных жизненных проблем. В.А.Зубков родился в 1941г. в посёлке Арбат Кушвинского района Свердловской области. В 1958-1960гг. работал слесарем Мончегорского ремонтно-механического завода в Мурманской области, затем поступил в Ленинградский сельскохозяйственный институт. Почти 20 лет после окончания вуза Зубков работал в совхозах Ленинградской области. В 1985г. он “пошёл в политику”. В 1992г. с поста первого зампреда Леноблисполкома Зубков пересел в кресло зампреда комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Его непосредственным начальником был Путин. До 2001г. служил главным налоговиком Санкт-Петербурга. Затем он переехал в Москву и занял пост первого заместителя министра финансов. В дальнейшем Зубков руководил Росфинмониторингом. Его называли главным финансовым разведчиком страны. Единственная дочь Зубкова Алина замужем за А.Сердюковым, который после назначения тестя главой правительства по этическим соображениям подал заявление об отсавке с поста министра обороны РФ. Однако президент отставку министра не принял.
   Зубкова называют «проверенным и доверенным человеком Путина». На этом и строится предположение, что новый премьер – один из наиболее вероятных претендентов в преемники президента. Но коммунисты видят в этом назначении более сложную комбинацию. Суть ее депутат Госдумы от КПРФ В. Илюхин сформировал так:
– Назначением Зубкова Путин отрезал путь к президентству Медведеву и Иванову. Зубкову будет тяжело на президентском месте, а народу напомнят, как хорошо было при Путине, – и народ потребует Путина. Я не исключаю, что он вернется раньше 2012 г.
   Согласно другой версии, в связи с состоянием здоровья Зубков вскоре окажется не в состоянии исполнять обязанности президента, будут объявлены досрочные выборы, на которых, конечно, победит Путин. Каких-либо серьезных аргументов в пользу этих версий их авторы, естественно, не приводят.
   Не вызывает сомнений лишь одно: смена Правительства РФ является сильным политическим ходом, который укрепляет позиции партии власти, ведет к улучшению структуры и кадрового состава кабинета министров, совершенствованию механизма управления социальными процессами и экономикой страны.