Ограничить использование договоров о найме на определенный срок случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы, условия ее выполнения или интересы трудящегося, эти трудовые отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок.

Е. Ершова

«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (курсив мой – Е.Е.) и в соответствии с настоящей Конституцией» (часть 1 статьи 17 Конституции РФ). Необходимость прямого применения различных источников международного права подчеркнута и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

В этой связи в трудовом праве особое значение имеют Конвенции и Рекомендации МОТ. Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 Рекомендации МОТ № 166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», принятой от 22 июня 1982 года:

«1) Необходимо предусмотреть соответствующие гарантии против использования договоров о найме на определенный срок, цель которых уклониться (курсив мой – Е.Е.) от предоставления защиты, предусмотренной Конвенцией 1982 года «О прекращении трудовых отношений» и настоящей Рекомендацией.

2) С этой целью можно, например, предусмотреть одну или ряд следующих мер:

а) ограничить использование договоров о найме на определенный срок случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы, условия ее выполнения или интересы трудящегося (курсив мой – Е.Е.), эти трудовые отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок;

б) считать договоры о найме на определенный срок, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 «а» настоящего пункта, договорами о найме на неопределенный срок;

в) считать договоры о найме на определенный срок и продлевающиеся один или несколько раз, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 «а» настоящего пункта, договорами о найме на неопределенный срок».2 

На практике длительное время достаточно часто работник и работодатель заключали срочные трудовые договоры де-юре «по соглашению сторон», а де-факто – под давлением последнего. Трудовые договоры практически превращались в сделки «присоединения» (ст.428 ГК РФ) или «кабальные сделки» (ст.179 ГК РФ). «Собственное желание» работника на заключение срочного трудового договора, как правило, отсутствовало. Работники вынуждены были «присоединяться» к условиям срочного трудового договора, выработанным работодателем. В этой связи важно подчеркнуть: с целью приведения КЗоТ РФ в соответствие с требованиями международного трудового права Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. в статью 17 были внесены важнейшие изменения и дополнения, вступившие в силу 6 октября 1992 года. Согласно части 2 статьи 17 КЗоТ РФ (в редакции закона РФ от 25.09.92) «срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могу быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом».

На практике «интерес» работника к заключению срочного трудового договора обычно понимался работодателями искаженно, например как интерес к более высокой заработной плате, иным мерам поощрения и т.д., а не собственно к срочному трудовому договору. Более того, на мой взгляд, вряд ли можно привести конкретный пример подлинного интереса работника к заключению срочного трудового договора. Думаю, именно в этой связи уже в ТК РФ «интерес» работника как основание заключения срочного трудового договора отсутствует. Статья 58 ТК РФ гарантирует: «срочный договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Продолжая данную тенденцию, соответствующую требованиям международного трудового права, аналогичное правовое ограничение установлено и в ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Для замещения должности гражданской службы работодатель может заключать с гражданским служащим:
«1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт» (часть 1 статьи 25 ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Необходимо подчеркнуть: как правило, заключается служебный контракт на неопределенный срок. Срочный же служебный контракт заключается лишь в случаях, «когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок (курсив мой – Е.Е.) с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами» (часть 3 статьи 25 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Аналогичную практику применяет и Верховный Суд РФ. Так, в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» значится: «решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок (курсив мой – Е.Е.) с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (статья 58 ТК РФ)… При этом в силу статьи 56 ГПК РФ обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя (курсив мой – Е.Е.). Если работодатель не доказывает данные обстоятельства, следует исходить из того, что трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок».3

Думается, что правовую позицию, выработанную Пленумом Верховного Суда РФ к трудовым договорам в целом, можно отнести и к служебным контрактам в частности.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 25 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». Необходимо подчеркнуть: в анализируемом законе имеются существенные пробелы и противоречия по вопросам, связанным с заключением срочного служебного контракта с данными работниками. Так, с одной стороны, пунктом 1 частью 4 статьи 25 Закона установлена необходимость заключения срочного служебного контракта для замещения лишь отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». К сожалению, Закон не только не определяет точного перечня руководителей и помощников (советников), с которыми должен быть заключен срочный служебный контракт, но даже и не называет каких-либо правовых условий, характеристик и т.п. для их дифференциации. С другой стороны, пункты 1 и 2 части 2 статьи 9 Закона не только не «снимают» данную проблему, но и порождают еще больше вопросов:

«1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или (курсив мой – Е.Е.) без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц и руководителей» (курсив мой – Е.Е.).

Вместе с тем с позиции языкового толкования правовых норм разделительный союз «или» в пункте 1 части 2 статьи 9 Закона дает основание предполагать (в противоречии с пунктом 1 части 4 статьи 25 Закона), что не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен как срочный служебный контракт, так и служебный контракт на неопределенный срок. Следовательно, остается неразрешенным вопрос и с помощниками (советниками). Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Закона с ними заключается служебный контракт на определенный срок, «ограниченный сроком полномочий» руководителей. Однако в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и служебный контракт «без ограничения полномочий». Предлагаю непосредственно в федеральном законе, а не в подзаконных актах, установить исчерпывающий перечень должностей руководителей (соответственно, и помощников (советников)), с которыми можно заключать срочный служебный контракт. Такое правовое решение будет соответствовать части 3 статьи 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом» (курсив мой – Е.Е.). В качестве возможного аналога можно назвать статью 59 ТК РФ: «срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника …с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Закона срочный служебный контракт заключается в случае «замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы». Вместе с тем в Законе, к сожалению, не конкретизируются различные виды замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего. Хотелось бы проанализировать три наиболее типичных варианта: 1) временный перевод на другую работу; 2) исполнение обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего; 3) совместительство. В анализируемом законе названные возможные виды замещения временно отсутствующего гражданского служащего не нашли своего необходимого правового регулирования.

Продолжение читайте в новом номере журнала