Обеспечение квалифицированными кадрами крупных технологических проектов в масштабе России
В. Козлов

Дефицит кадров: В чем суть проблемы?
В последнее время правительство объявило о начале сразу нескольких масштабных технологических проектов. Они касаются развития энергетики, авиации, судостроения, военно-промышленного комплекса, атомной промышленности и ряда других отраслей. РАО «ЕЭС России» планирует до 2011 г. ввести более 40 ГВт энергетических мощностей, Росатом – до 2030 г. построить в России и за рубежом 60 энергоблоков-миллионников, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) – в ближайшие 20 лет выпустить не менее 1,5 тыс. пассажирских реактивных региональных самолетов. И это только самые громкие примеры. Кто же все это будет делать?
Так, например, по информации замдиректора Института проблем естественных монополий Б. Нигматулина, над обеспечением ввода 4 мВт в год трудились около 100 тыс. инженеров и квалифицированных рабочих (не считая военных строителей и заключенных по линии МВД, которые составляли до 20% линейной численности). В то время в Минатоме была очень серьезная система подготовки кадров. В отрасли функционировало 57 учебных комбинатов, 57 филиалов и 25 учебных пунктов. Периодичность повышения квалификации инженеров, техников и рабочих составляла примерно 1 раз в три года. Специально для строительства АЭС была создана учебная база для повышения квалификации не менее 60 тыс. человек в год.
Реальность в том, что мощность строительно-монтажных организаций сегодня составляет лишь 10–15% от уровня 1990 г. Утрачена отраслевая специализация из-за отсутствия в течение 20 лет серьезных заказов.
Строительно-монтажный комплекс в электроэнергетике у нас один, поэтому на пути выполнения намеченных программ преградой будут не деньги, а трудовые ресурсы. Сегодня около 2 млн. россиян работают в охране, получая около 500 долларов в месяц. Чтобы привлечь их к строительству, нужно обеспечить их жильем и гарантировать зарплату не менее 1000 долларов в месяц.
Чтобы выполнить планы развития, намеченные государством и корпорациями, в ближайшие пять лет в высокотехнологичные отрасли промышленности и отраслевую науку ежегодно должно приходить ориентировочно от 150 тыс. до 200 тыс. ИТР и научных работников. Только атомная программа может потребовать несколько десятков тысяч специалистов для работы в атомной и смежных отраслях промышленности. Проект же государственного плана подготовки специалистов только для оборонно-промышленного комплекса, разработанный правительством еще в 2004 г., но так и не утвержденный, предусматривал обучение ориентировочно 10 тыс. специалистов ежегодно.
Такая ситуация с кадрами возникла не случайно. В организации, выполняющие исследования и разработки, поступают на работу от 1 до 2% выпускников вузов. Это продолжается уже несколько лет. А всего устраивается на работу по специальности от 10 до 20% (в зависимости от специальности и института) выпускников технических вузов.
Молодые специалисты выбирают работу не по специальности из соображений престижа и из-за оплаты труда. Российская система образования готовит не меньше специалистов в области техники и естественных наук, чем в советское время. Проблема в мотивации к научной и технической деятельности.
Зато выпускников естественнонаучных факультетов МГУ, МФТИ и других ведущих университетов и инженерных вузов готовы брать в любую торговую или страховую компанию или банк, зачастую предпочитая их выпускникам профильных вузов.
Такое сочетание «естественной убыли» специалистов и отсутствия притока молодежи подводит нашу науку и высокотехнологичную промышленность к опасной черте, за которой просто-напросто может произойти катастрофа. По оценкам руководителей целого ряда НИИ и вузов, речь может идти о нескольких годах. «Патриарх» отечественной энергетики академик Александр Шейндлин утверждает, что дееспособных кадров (имеются в виду и инженеры, и ученые, и рабочие) в его отрасли осталось на три-пять лет.

Зарубежный опыт: пути восполнения дефицита кадров
Пока что в нашу жизнь не вошло понятие «корпоративный университет», но предпосылки к этому существуют. За рубежом при крупных государственных и коммерческих холдингах создаются корпоративные школы и университеты, консалтинговые фирмы включают в портфель своих услуг помощь по созданию корпоративных университетов.

Продолжение статьи читайте в печатной версии журнала