Хотелось бы, чтобы профессионалы работали по обе стороны барьера:

Автор: А. Балакина (интервью)

Конкурентоспособность страны сегодня в значительной степени определяется человеческим фактором, способным создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Это возможно только при наличии высокого интеллектуального уровня общества, а также при условии результативной государственной политики в области образования. По признанию экспертов рынка, важнейшим вопросом для высшей школы сегодня является качество преподавания и соответствие учебных программ запросам современной экономики. А для вузов это означает внедрение новых программ, расширение спектра исследовательских работ и консультационной деятельности для отечественных и международных компаний, развитие сотрудничества с зарубежными университетами и бизнес&школами. Восприимчивость учебных заведений к переменам становится важным фактором успеха.
Об опыте одного из таких успешных вузов, с точки зрения как качественных преобразований учебного процесса, так и популярности среди абитуриентов, — Алла Петровна Балакина, ректор Всероссийской государственной налоговой академии.

Ваш вуз отличает высокий качественный уровень подготовки студентов, а учитывая его специфику и стабильно очень высокий вступительный конкурс. Какие шаги вы предпринимаете, чтобы соответствовать современным реалиям экономики?

Вся наша деятельность по совершенствованию учебного процесса отвечает названию Академии — налоговая. Под любую специальность, а у нас их девять, идет четкая специализация для работы в налоговых органах. В скором времени по запросу Минфина мы открываем еще одну специальность — комплексная защита объектов информации. Сегодня это очень актуальное направление не только для финансовых органов, но и для налоговой службы в целом. Надеемся, что уже летом 2008 г. проведем первый набор тудентов. Для экономики любой страны очень важно, чтобы профессионалы работали в предпринимательской среде и в государственных структурах. Поэтому задача нашей Академии — подготовить профессионала, вне зависимости от траектории карьеры выпускника. Всероссийская государственная налоговая академия — ведомственное учреждение, созданное для подготовки кадров государственных структур. Поэтому каждый год у нас колоссальный целевой набор, проводимый также на конкурсной основе. Вектор подготовки наших студентов объединяет очень много направлений. Основное из них — это собственно учеба, которая ориентирована на подготовку грамотного специалиста. Она включает значительное количество специальных дисциплин, во многом уникальных, специально разрабатываемых под запрос Академии и читаемых как авторские курсы. К учебному процессу привлечено очень много практиков,
так как каждая наша дисциплина состоит из двух частей: базовой — теоретической — и практической. Начиная со второго курса наши студенты проходят полноценную практику в налоговой инспекции. Так что, получая диплом об окончании Академии, большинство выпускников уже знает место своей будущей работы, да и к ним не предъявляются какие то завышенные требования, так как этих ребят уже видели и знают. Замечу, что многие наши студенты уже на четвертом курсе начинают работать. Несколько лет назад у нас был очень интересный случай. В преддверии подготовки ко дню рождения Академии мы провели опрос среди первокурсников. Вопрос звучал так: почему вы выбрали именно эту профессию и нашу Академию? И одна девушка восторженно сказала, что это же такая романтическая профессия! Сейчас она на третьем курсе, и поверьте, ее иллюзии во многом рассеялись. Несколько лет практики в налоговой инспекции — и осознание большого кропотливого труда.

Ожидаемый в 2009 г. переход на двухуровневую систему образования, по признанию некоторых ректоров, повлечет снижение качества подготовки студентов. Какие меры вы предпринимаете, чтобы сделать этот переход более плавным и безболезненным?

Действительно, мы готовим ся к вступлению в силу Закона о введении двухуровневой образовательной системы и предприняли целый ряд шагов в этом направлении. Так, на последний курс мы принимаем студентов, имеющих диплом бакалавра, и доучиваем их еще 1,5 года — до уровня профессионального специалиста. Поэтому сегодня мы реально видим уровень подготовки, соответствующий степени бакалавра, и знаем, что необходимо для пополнения имеющейся базы знаний.

В целом же к переходу на двухуровневую систему я отношусь нормально. Если мы говорим о том, что наши специалисты должны получать образование, соответствующее международным стандартам, то надо понимать, что отечественная и западная образовательные системы должны быть сходными. Принятие этого Закона — принципиальный, но первый шаг. Советское образование было фундаментальным, но оно существенно отличалось от опыта ведущих западных вузов. Переход на новую систему неизбежно повлечет необходимость изменений сложившихся традиций, парадигмы знаний. Именно поэтому данный вопрос требует очень аккуратного и серьезного подхода. Нельзя разрушить созданное и накопленное. Важно взять все самое лучшее, что есть в отечественных традициях, соединить с современными образовательными технологиями. Другой вопрос, что этим должны заниматься заинтересованные специалисты, имеющие опыт работы «на земле», — тогда получится результат. Уверена, что каждый ректор приложит максимум усилий к тому, чтобы сгладить этот переход, как для студента, так и для преподавателя. На переходном этапе
очень важно опираться на традиции, существующие в вузе. К примеру, у нас в образовательный процесс включена внеучебная деятельность. С моей точки зрения, по своей важности воспитательный компонент впору ставить вровень с образовательным. Так
как я абсолютно уверена, что если эти прекрасные пять студенческих лет существуют только в режиме «пришел — послушал лекцию —
ушел», то исчезает значительная составляющая духовного взросления, преемственность между поколениями. В нашей Академии есть прекрасный студенческий театр, очень сильный студсовет, студенческая прессслужба, выпускающая на каждом факультете свои
газеты и журналы, при каждой кафедре есть научная студенческая секция. Мы регулярно издаем сборники научных трудов наших
студентов. Как минимум один раз в месяц кто-то выезжает на конференцию, готовит доклад. В этом направлении мы специально работаем с пансионатами, чтобы позаботиться об организации серьезной студенческой конференции, совсем как для взрослых.
В Академии при аспирантуре работает «Школа молодого преподавателя». Мы даже получили лицензию на выдачу диплома «Преподавателя высшей школы». И студенты, которые видят свое будущее в науке, в преподавательской сфере, после окончания
Академии проучившись в аспирантуре и закончив нашу школу, становятся профессионально подготовленными преподавателями, а наша Академия получает новые молодые кадры.

А вообще кадровая проблема остро стоит?

Да, и замечу, очень. Сегодня в Академии работает около 60 молодых специалистов, которых мы вырастили в стенах нашего вуза. Поверьте, для преемственности знаний и сохранения наших образовательных традиций и качественных стандартов это очень важно. Как только каждый из них
пошел в аспирантуру — фактически начинает работать институт наставничества, и все лучшее, что есть в традициях Академии, вкладывается в будущего преподавателя.

Как с годами меняется процент людей, выбирающих академическое поприще для своей реализации?

Меняется. Сейчас процент студентов, выбирающих науку, намного меньше.

Это призвание?
Вернее сказать — желание, которое перерастает в профессию. И если именно это привлекает и есть предрасположенность к научной деятельности, надо приложить достаточно много усилий, чтобы стать профессиональным преподавателем. Но их очень мало. А причины всем известны: небольшая зарплата, потеря престижа профессии преподавателя, научного сотрудника. Судите сами: состоявшийся преподаватель —
это кандидат наук, доцент, имеющий 15 лет стажа. У него хороший возраст, есть энергия и желание реализовывать свой потенциал. Но для того, чтобы обеспечить себя и семью, он вынужден работать в пяти-шести вузах. И к сожалению, некогда думать о том, что ему нужно взять академический день, чтобы подготовить очередной новый материал. Каждый ректор по-своему решает эту проблему. К сожалению, в этом вопросе государство нам пока не помощник.

Какие еще вопросы актуальны сегодня для вас как ректора?
Достаточно много внимания я уделяю аспирантуре и нашей «Школе молодого преподавателя». Мне хочется развить это направление, тем более что сделаны определенные шаги, вложена работа, и уже можно на что-то опереться и идти дальше. Мне очень хочется усилить научную работу
кафедры со студентами — дать им немного больше знаний, опыта, чтобы, придя на работу, они чувствовали себя очень уверенно.

Какова востребованность молодых специалистов, выходящих из-под крыла Академии?
Наши выпускники имеют возможность выбора: предложений всегда больше, чем самих выпускников. Другое дело, что ориентированность на госслужбу есть не у всех. И в этом вопросе мы опять возвращаемся к тому, что хотелось бы, чтобы профессионалы работали по обе стороны: государственной службы и бизнеса.
Какие традиции сложились в Академии за эти годы, что вы бережно сохраняете?
У нас есть две очень интересные социальные программы. Одна из них — «Молодая студенческая семья». Условие участия в ней — учеба законных супругов в нашей Академии. В рамках программы мы помогаем молодым парам. Стараемся, чтобы летом они имели возможность вместе отдохнуть, на практику пошли в одно место, и многое другое. Один раз в год — весной — в рамках этой программы у нас проводится очень красивый конкурс «Лучшая пара Академии». С участием профессиональных артистов проходят конкурсы среди молодых пар. Мы приглашаем спонсоров, и всегда победителей ждут серьезные призы. Например, первое место — это машина или поездка на неделю в Париж. Все
ребята стремятся участвовать в этом конкурсе. А в прошлом году одна пара произнесла заветные слова признания прямо на сцене под финальные аккорды конкурса. Вторая наша социальная программа рассчитана на детей, трагически потерявших своих родителей при исполнении служебного
долга. Это дети Беслана, молодые жены моряков подлодки «Курск». К сожалению, в налоговой службе, так же как в МВД, родители иногда погибают при исполнении. Наша цель — помочь этим детям, поддержать как в финансовом, так и в моральном плане. Мы помогаем им и с последующим трудоустройством. Эти две программы реализуются в стенах Академии много лет, и в наших планах — их поддержка и развитие.
Какие новые формы и методы нашли свое отражение в учебном процессе?
Мы используем всю вариацию учебно-методических форм, включая интернет-технологии. Большой популярностью среди студентов пользуются деловые игры. На юрфаке они проводятся в форме настоящего представления, искусных сценок, срежиссированных под конкретную тему.
У нас очень сильная кафедра психологии, курирующая все многообразие форм учебной работы. На мой взгляд, интересно и такое начинание студентов на третьем курсе, как написание коллективной курсовой работы. Так, от каждой специальности мы приглашаем по одному человеку для
совместного написания курсовой на заданную тему. Далее следует ее публичная защита. В любом начинании важно живое заинтересованное участие со стороны преподавателя. Наряду с использованием всевозможных информационных технологий на первый план все равно должно
выходить общение, обмен опытом. Колоссальный объем информации нужно структурировать, разложить по полочкам и объяснить, как этим всем пользоваться. А сделать это может только преподаватель. Знания для студента всего лишь инструмент. И в 17-18 лет ребятам нужна помощь преподавателя для того, чтобы использовать его во благо.

Как с каждым годом меняется количество желающих поступить в Академию?
У меня всегда конкурс, и всегда большой, наряду с целевыми наборами. Это радует, но и постоянно подстегивает нас совершенствовать свою работу. К сожалению, нам пока не помощник в ней ЕГЭ. Как одна из форм он имеет право на существование, но лишь как одна из... Мы ведем
целевой отбор, а подобрать ребят необходимо с прицелом на их дальнейшую работу на госслужбе. Потенциал тех, кто все вызубрил или купил «ключ» и поставил правильно галочки, сложно объективно оценить заочно на входе. Для нас вообще лучше проведение устного вступительного экзамена. Кстати, есть и такой нюанс: налоговику совсем не обязательно знать, когда умер Лермонтов, но логически выстраивать цепочку,
даже если не знаешь ответ, необходимо.
Много ли сил приходится тратить вузу на выравнивание первокурсников?
Да, и очень много. Весь первый курс кроме того, чтобы дать необходимые знания высшей школы, мы тратим время на восполнение пробелов средней школы. В противном случае нам не на что будет опереться в дальнейшем.
Как меняются предпочтения абитуриентов в части выбора специальности?
Что сейчас наиболее престижно?
Юристы лидируют у нас всегда. Дело в том, что в Академии немного иной аспект подготовки юристов — с экономической точки зрения более прикладной и практикоориентированный. Кто такой налоговик? Это юрист, владеющий определенным кругом финансово-экономических знаний. На Западе налоговик — это всегда юрист. Нашей специальности мы даем налоговую специализацию, включающую огромный блок финансово-экономических дисциплин. На выходе у нас полу чаются юрист, владеющий экономическим блоком, и экономист, владеющий юридическим блоком. В этом плане есть великолепная специальность «Налоги и налогообложение», разработанная в стенах Академии. Она синтетическая и объединяет все сферы. Наш специалист — это юрист, экономист и управленец, «три в одном». С самого начала я попыталась
собрать команду людей заинтересованных, способных что-то вложить и подготовить грамотных специалистов. Поэтому сегодня в Академии сложилась очень хорошая профессиональная команда — а в ней уже под 1000 человек, — и каждый старается на своем участке вложить весь свой опыт и знание в нашего студента.
В Академии есть ассоциация выпускников?
Да, и она объединяет выпускников не одного поколения. Ребята встречаются, помогают друг другу в трудоустройстве, приглашают наших студентов на практику. Со временем наша ассоциация превратилась в профессиональную тусовку грамотных неравнодушных людей. Они нашли свое призвание в нашей профессии, и мы гордимся ими.

Включают ли ваши программы краткосрочное обучение, семинары, тренинги?
Всероссийская государственная налоговая академия реализует на практике концепцию непрерывного образования, обеспечивающую эффективность профессионального развития кадрового ресурса отрасли. Наш академический образовательный процесс охватывает все этапы
профессионального развития специалиста: профильные классы в средней школе, подготовку, профессиональную переподготовку и
повышение квалификации, второе высшее образование, аспирантуру и докторантуру. Учитывая, что любой госслужащий обязан один раз в три года проходить повышение квалификации, то на нашем факультете ежегодно проходят повышение квалификации десятки тысяч людей. Академия проводит курсы для бухгалтеров и налоговых консультантов в объеме 72 часов, переподготовку — в объеме 500 часов и 300 часов. По окончании
мы выдаем государственное удостоверение о повышении квалификации или диплом о переподготовке. Все наши краткосрочные программы насыщены самым актуальным и свежим материалом. Поэтому, адаптируя их для коммерческих структур, мы помогаем получить их сотрудникам массу новой интересной и полезной информации. Кстати, на свои курсы мы всегда приглашаем несколько практиков.
Плеяда таких практиков уже выросла в России?
Да, и это большой круг специалистов, имеющих значительный опыт работы как в госструктурах, так и в бизнесе, умеющих работать в аудитории. Обычно это служащие, у них хороший опыт на практике, они профессионалы в этой сфере.

Вопрос к вам как к специалисту в налоговой сфере. Возможны ли в ближайшее время какие то изменения в схеме налогообложения, особенно
в части НДС?

Сразу скажу, что ваш вопрос обращен к практику налоговой сферы, а я все же практик в образовании. Но, если говорить субъективно, налоговая система, существующая сегодня в нашей стране, нуждается в существенных доработках. Она должна быть сориентирована и на предпринимателя, и на развитие бизнеса. Налогообложение — это инструмент не только контроля, но и помощи, потому что для государства гораздо выгоднее «в белую» работающий предприниматель, чем масса фирм, которые показывают нулевые балансы.
Спасибо за беседу.