В лидерах люди ищут отца М. Мелия (интервью)

Автор: М. Мелия (интервью)

журнал управление персоналомВы выпустили книгу«Бизнес - это психология», которая претерпела уже несколько переизданий. Если бы вы еще раз переиздавали ее сейчас, что бы вы добавили или заменили?
— Да, действительно, моя книга «Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного человека» переиздавалась уже 7 раз. То, что мне еще хотелось сказать своему читателю, вылилось в новую полноценную книгу, которая называется «Как усилить свою силу? Коучинг». Это книга для лидеров, первых лиц, для консультантов, работающих с первыми лицами, и для тех, кто хотел бы добиться успеха и развить свой потенциал. После издания первой книги я два с половиной года работала над второй, сейчас она полностью готова к изданию и выйдет в начале 2008 г.

Джон Максвелл автор книги «21 неоспоримый закон лидерства». Как вы считаете, существуют ли законы лидерства?
— Можно говорить о 21 законе лидерства, 7 привычках эффективного человека, 10 принципах эффективного коучинга. Это очень удобно для читателя — лучше запоминается, легче усваивается, но не более того. Если рассуждать о закономерностях лидерства, то, наверное, нам надо понимать, что лидер ведет других людей, он не может существовать без последователей. Следующее: лидер должен соответствовать потребностям своих последователей, их особенностям. И конечно, важно, каких целей хочет достичь группа. В соответствии с этим и выдвигается лидер, т. е. эти три составляющие и есть основа, все остальное «накручивается» на эти ключевые моменты.

Многие владельцы крупных бизнесов начали свой путь к успеху в возрасте 30 лет. Существует ли какой-то рецепт успеха и какой процент в нем занимают лидерские качества?
— Рецепт успеха, безусловно, существует. Я могу его сформулировать исходя из своего опыта: 15 лет работала с лидерами советского спорта, т. е. с чемпионами и тренерами, руководила психологической службой спорта в СССР и последние 20 лет работаю с первыми лицами российского бизнеса, с лидерами компаний, многие из которых входят в список Forbes. Рецепт успеха заключается в том, что человек должен найти свои сильные стороны и использовать именно их. Но для того, чтобы это сделать, надо очень внимательно, пристально присмотреться к себе, понять, в чем твой талант, и, найдя его в себе, развивать. Причем под талантом мы чаще всего подразумеваем умение петь, сочинять стихи, но талант — это еще и умение общаться с другими людьми, умение ставить цели и их достигать, способность «заводиться» от большого количества людей и в этой ситуации реализовывать свои лучшие качества. У каждого человека свой талант, и этот конкретный талант надо использовать в своем бизнесе — вот, на мой взгляд, самый главный секрет успеха. Совершенно бесполезно вычитать в книгах по лидерству общий список качеств и именно эти качества развивать в себе, думая, что, если у тебя их не будет, ты не лидер. Может, у тебя совсем другие сильные стороны. Дело в том, что
широкое распространение получили мифы «гармоничного развития»: чтобы достичь успеха, нужно понять, что нам мешает, что развитие возможно лишь через искоренение своих недостатков. В своей книге «Как усилить свою силу? Коучинг» я доказываю, что
это не так, а достичь успеха можно, лишь опираясь на свою силу и усиливая ее.

А как же лидерские качества, которые помогают достичь успеха?
— Для начала необходимо понять, что такое лидерские качества. Существовала знаменитая теория черт, которая пыталась
ответить на вопрос, какими качествами обязательно обладает лидер, — она себя не оправдала. Позднее Г. Оллпорт заявил, что из
существующих в английском языке 17 тыс. определений качеств человека каждое подходит лидеру. Например, мягкий человек, который может менять свои решения в зависимости от мнения других людей. В какой группе такой человек станет лидером? Это
может быть некое сообщество творческих личностей, где необходимо очень внимательно прислушиваться к другим людям, уметь быть конформным, свобод,но менять свое решение. Для того же, кто создает бизнес с нуля, строит заводы в «чистом поле», нужны качества «жесткого характера».


То есть существуют различные типы лидеров?
— Конечно, например, можно условно выделить две группы: Пользователи и Творцы. В первую входят те, кто завладели тем, чем
руководили, на чем «сидели» в советское время, или те, кто, воспользовавшись изменениями политической и экономической ситуации в стране, применив свои мощные личностные качества, захватили определенные ресурсы.

Вторая группа — это те люди, которые создали свой бизнес с нуля. Бизнесменам этих двух групп присущи разные базовые ценности. Первыми в большей степени движет желание обладания, сохранения, использования имеющихся ресурсов. Вторых увлекает созидание новой реальности. Первые успешно извлекают выгоду из того, что уже было создано до них, вторые творят сами. Выдающийся американский психолог и философ Эрих Фромм считал важным ценностным критерием оценки личности ответ на
вопрос: «Быть или иметь?». В нашей классификации ответ «иметь» — это ценностный ориентир Пользователей, «быть» — скорее, то, чем руководствуются Творцы. Реальные ценности человека во многом проистекают из того, какой базовой цели посвящена
его жизнь, как она идет, что человек делает ежечасно, ежесекундно. Пользователи серьезно зависят от различных групп и группи$
ровок — административных, силовых и прочих, что требует актуализации определенных психологических качеств. Они должны
соответствовать требованиям системы, следовать соображениям лояльности, группового конформизма, иметь способность орга$
нично включаться в различные группы, быть их надежными членами, подлаживаться под них, вступать в различные связи с людьми в соответствии с законами этих групп и т. д. Творцы — нонконформисты, стремящиеся к индивидуализации, независимости. Их ценности
— ценности самореализации, творчества, проявляющиеся в жизненной стратегии, а не в том, как и какую дверь открыть в соответствующей организации. Эти люди и обеспечивают экономический прорыв страны. Основываясь на своем двадцатилетнем опыте работы с бизнесменами, я могу сделать вывод, что деление на Пользователей и Творцов — это базовая платформа их
классификации, все дальнейшее вторично.

Руководствуясь своим опытом, вы все-таки могли бы, посмотрев на человека, сказать: «Он лидер»?
— Суть в том, что не бывает лидера вообще. Существует человек, который управляет определенной группой в определенной ситуации с определенной целью. В зависимости от этого можно говорить о качествах лидера. А их перечисление вообще — бесплодно, такая «теория качеств» потерпела фиаско и остается разве что на страницах популярной литературы или в виде тестов в
глянцевых журналах, и вот читатель ставит галочки и думает: «Лидер ли я?». Конечно, существуют какие-то закономерности. Например, мысль о том, что в лидерах люди ищут отца. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое. Если народ какой либо страны больше похож на детей, то ему нужно поклонение фигуре «отца», ожидание от него указаний, приписывание ему необыкновенных черт, даже страх и ожидание наказания от него. Чем более взрослая нация, тем больше люди стремятся к братским, паритетным отношениям.

Но ведь большинство привлекает позиция лидера, и они к ней стремятся...
— Всеобщее стремление быть лидером напоминает мне 90-е годы, когда все спрашивали: «Ваш сын занимается бизнесом?». И
когда отвечала, что он занимается наукой, в ответ только смотрели с горечью, качали головой и думали, что он неудачник. Но необходимо понимание, что все лидерами быть не могут. Представьте себе, что все Наполеоны. Что из этого получится? Это же
будет неуправляемая группа. Не бывает, чтобы все были лидерами, и это хорошо. Даже если в семье два человека будут лидерами,
семьи не будет, потому что каждый будет стремиться верховодить. Поэтому все рецептурные справочники достаточно наивны.

Немногие задумываются о том, что лидер не только тот, кто приводит в движение массы людей, но и человек, который несет большой груз ответственности…
— Да, лидерство — это, действительно, еще и большая ответственность за каждое принимаемое решение. Но каждый ли человек
готов отвечать за свои решения или вообще принимать их? Большинство даже платье не могут выбрать самостоятельно. Поэтому
сейчас так расцветают гадалки, маги и пр. Люди идут к ним, чтобы снять с себя ответственность, зная, что там им скажут: «Сделай
так-то, так-то, так-то». То есть многие не могут сделать шаг даже в личной жизни. Что уж тогда говорить о принятии решения за других! Поэтому совет: приглядеться к себе и понять, чего же ты хочешь на самом деле, готов ли ради того, к чему стремишься, жертвовать
многим, прилагать невероятное количество усилий. Есть ли интерес и желание пройти через все эти испытания? Ведь это еще не
только не всем нужно, но и не всем под силу. Может быть, жизнь удастся, и ты будешь счастлив, не управляя сотнями, тысячами людей. А для кого-то, возможно, только с этим и связан жизненный успех.


Какие лидерские качества должны быть у руководителя компании?

— Это зависит от ситуации, целей компании, индивидуальных особенностей людей. Вот сколько факторов должно сойтись. Например, компания ищет директора. Зная особенности предприятия, этапы его развития, особенности владельца и коллектива, нужно смотреть и анализировать, насколько каждый кандидат соответствует всем этим фактором и сможет ли быть здесь полезным. Руководитель отдела продаж умело общается с людьми, понимает мотивы и потребности других людей, может учить этому других менеджеров по продажам. Он идеален в своей среде, но будет абсолютно бесполезен, если его посадят с IT-шниками, где надо будет составлять программы, работать с компьютером и думать о некоей системе. Тут уже нужен совершенно другой человек. Так, в период становления компании необходим лидер-предприниматель, который как магнит притягивал бы людей. Предприниматели — люди действия, риска, достижения цели, устремленные и работоспособные, решительные до дерзости, у них нет времени на лишние раздумья, они увлечены своим делом настолько, что не могут думать ни о чем другом. А в плановой ситуации стабильно работающей компании необходим ответственный исполнитель. Он структурируeт, организовывает и контролирует все, что происходит в компании. На некоторые позиции не нужны вихретворящие лидеры, нужны просто спокойные организованные руководители. К сожалению, при поиске кандидата прописываются общие компетенции, а нужно, чтобы каждый человек подумал, где он будет адекватен и что у него для этого есть. Если человек и место совпадут, цены не будет ни человеку, ни месту. А может быть наоборот: кандидат будет формально подходить по всем прописанным компетенциям, но в действительности будет неэффективен, и бизнес рассыплется. У тех руководителей, которые это понимают и правильно подбирают людей, блестяще работают компании, принося высокую прибыль даже
при небольшой численности персонала. А у тех, кто проводит типовые тренинги, развивает у всех лидерские качества, ресурсы зачастую расходуются впустую.

Кто из современных бизнесменов является лидером?
— Среди западных, безусловно, привлекает Билл Гейтс. В России — Кирилл Миновалов, владелец и президент банка «Авангард», сейчас он также лидер и в солодовенной промышленности. Причем пришел он в этот бизнес буквально 5 лет назад и достиг успехов за счет своих лидерских и предпринимательских качеств. В своей книге «Бизнес — это психология», где я описываю образ «очень успешного» бизнесмена, эти качества обозначены так: могущество желаний, мощный созидетельный импульс, ясность мышления, ответственность и моральные границы, харизма, склонность к риску, высокая энергетика, опора на позитив, демократичность и др.
Руководитель и основатель компании «Евросеть» Евгений Чичваркин — очень харизматичный человек. Предприниматель, начавший бизнес с нуля. Он может сплотить вокруг себя людей, заразить их одной целью. Может позвать за собой последователей, которые пойдут за ним, несмотря на то, что рядом могут заплатить больше. Он может заряжать людей своей энергией.

Какие свои ошибки вы не хотели бы повторить и посоветовали бы другим не совершать их?
— Не могу сказать, что какие-то поступки я считаю своей ошибкой. Если бы я сразу поступила на психологический, а не в медицинский, и затем в физкультурный, наверное, не набрала бы нужного опыта. В данном случае суть не в том, чтобы не совершать ошибок, а в том, как их анализировать, как извлекать из них уроки. Когда добиваешься успеха, понимаешь, что все пришлось тебе впору и все
тебе пригодилось. Может быть, даже последовательность, с которой я училась, — медицинский, институт физкультуры и лишь потом психология, оказалась для меня полезной, несмотря на затраченные усилия. «Опыт — сын ошибок трудных». Если говорить о бизнесменах, я видела, как люди теряли сотни миллионов и говорили: «Да. Это меня многому научило. Теперь я никогда так не сделаю!». И они быстро поднимались вновь, зарабатывая новый капитал, в отличие от тех, кто причитал: «Ой, что ж я натворил!». Даже если с тобой произошло что-то плохое, ты вырабатываешь иммунитет. Если все идет ровно и гладко, оно чаще идет на среднем уровне. Надо радоваться своим ошибкам и использовать их как трамплин. Чтобы далеко прыгнуть, нужно порой немного отступить назад.