ГЭРИ С. БЕККЕР

Гэри Беккер родился в 1930 году в Потсвиле, штат Пенсильвания. Он окончил Принстонский университет, аспирантуру Чикагского университета. Получил степень доктора в Чикаго в 1955 году. Работал в Принстонском, Колумбийском университетах, с 1960 года — в качестве профессора.

После 1969 года Г. Беккер стал профессором Чикагского университета и сотрудником Гуверовского института революции, войны и мира при Станфордском университете. В 1990-х годах он являлся ведущим экономической колонки в журнале «Бизнес уик» («Business Week»).

Г. Беккер считается основоположником направления, получившего название «экономического империализма», то есть, трактовки различных явлений социальной жизни средствами экономической науки, в том числе демографических и социологических, и «новой теории потребления».

Его работы посвящены «человеческому капиталу», расовой дискриминации и ее влиянию на рынок труда, преступности и наказанию, а также семье.
Г. Беккер написал такие работы:
- «Экономика дискриминации» («The economics of discrimination», 1957);
- «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ»
(«Human capital: A theoretical and empirical analysis», 1964);
- «Человеческий капитал и личное распределение дохода: аналитический подход»
(«Human capital and the personal distribution of income: An analytical approach», 1967);
- «Очерки по экономике преступности и наказания»
(«Essays in the economics of crime and punishment», 1974);
- «Распределение времени и товаров на протяжении жизненного цикла»
(«The allocation of time and goods over the life cycle», 1975, совместно с Г. Гезом);
- «Трактат о семье» («A Treatise on the family», 1981) и др.
Г. Беккер был награждён медалью Дж. Б. Кларка, 1967; также он лауреат премий Ф. Сейдмана
(1985), Джона Коммонса (1987) и А. Смита (1991).


Гэри Беккер считается одним из наиболее оригинальных умов в современной экономической науке. Его работы открыли новые горизонты экономического анализа, установив связь широко известных и, казалось, не связанных друг с другом явлений с действием какого-то одного общего принципа.
Основная идея, заложенная в большинстве его исследований, состоит в том, что человек в своем общественном поведении и в особенности при принятии жизненно важных решений руководствуется прежде всего экономическими соображениями, порой даже бессознательно.

Г. Беккер говорит о том, что рынок идей и побуждений подчиняется в целом тем же закономерностям, что и рынок товаров: спрос и предложение, конкуренция и прочее;

это также касается и таких внерыночных форм деятельности, как образование, вступление в брак, планирование семьи, обзаведение детьми и выбор профессии.

Экономической оценке и измерению, по его мнению, поддаются и многие психологические явления, как например, удовлетворенность или, наоборот, неудовлетворенность материальным благосостоянием, проявления зависти, альтруизма или эгоизма.

Сам Г. Беккер определил суть своего научного поиска как «экономический подход к социальным вопросам». Коллеги, ученики и последователи Г. Беккера распространили этот подход на еще более, казалось бы, далекие от традиционной экономической науки явления: от идеологических процессов и религиозной деятельности до суицидов и сексуальной активности. В своих выводах Г. Беккер руководствовался представлением о принципиальной рациональности человеческого поведения. Предпосылка рациональности подразумевает, что оно целесообразно, то есть, ориентировано на получение будущих результатов, и согласовано во времени.
Отталкиваясь от нее, Г. Беккер широко раздвинул рамки неоклассической экономической теории, осознанной им как универсальный язык описания человеческого поведения, где бы и кем бы оно ни осуществлялось. Ее ключевые понятия, такие как редкость, цена, альтернативные издержки, стали более активно прилагаться к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые изначально, традиционно находились в ведении других социальных дисциплин.