ТЕРЯТЬ НАШИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ — НЕДОПУСТИМО

Лялин Алексей Михайлович, ректор Государственного университета управления

«ТЕРЯТЬ НАШИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ — НЕДОПУСТИМО»

По мудрому замечанию классика, образование — это то, что остается с человеком после того, как он забыл, чему его учили. А значит, цель образования в том, чтобы по уровню своего развития человек поднялся на качественно новую ступень и его представления, ощущения, мировоззрение должны измениться кардинальным образом. Но, как признает большинство аналитиков рынка, слишком многое зависит от того, куда вы отправились учиться и вашей мотивации к учению.
Итак, первое — это задачи, которые вы перед собой ставите, — от того, насколько они точно сформулированы, зависит эффективность обучения; второе — ваша готовность принять эти знания, и третье — это выбор вуза, реализующего ваши возможности. Ошибка в любой части этого «треугольника» приведет к тому, что полученное образование не принесет ожидаемого эффекта. А вот конкретика в каждом случае своя.

Государственный университет управления сегодня — крупнейший экономический вуз страны, где обучаются более 15 тыс. студентов по 22 специальностям и 52 специализациям; около 1000 аспирантов и докторантов по 24 научным специальностям; ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию около 1,5 тыс. специалистов и руководителей предприятий и организаций.

За годы своего существования вуз подготовил около 100 тыс. специалистов для различных отраслей экономики.

О традициях и перспективах управленческого образования в России в интервью — Алексей Михайлович Лялин, ректор Государственного университета управления, доктор экономических наук, профессор.


За последние десять лет ваш вуз разросся до невероятных размеров. Трудно ли управлять таким большим хозяйством?
— Управлять любым коллективом, будь он небольшой или огромный, очень сложно. Это всегда нервы и переживания для тех, кто хочет, чтобы его вуз представлял собой достаточно прочный университет, позволяющий выпускать достойных специалистов. А учитывая, что у нас это более 10,5 тысяч студентов дневного отделения, с которыми приходится решать массу не только учебных, но и воспитательных проблем, связанных с личностными особенностями молодежи — от наркотиков до дня Святого Валентина, то, бесспорно, приходится учитывать максимум факторов. Возможно, не всегда все получается. Но пока рейтинги говорят о том, что система управления нашего вуза справляется со своим предназначением. А встречи выпускников, ставшие доброй традицией, вливают силы в руководителей, чтобы продолжать эту работу.

Какие новые специальности были открыты в университете в последние годы?
— На протяжении всех лет нашего существования мы старались быть первым вузом университетского типа, который специализируется на управлении.

Начиная с 1974 г., когда еще никто и не думал о менеджменте в России, наш ректор — Олимпиада Васильевна Козлова, 100-летие со дня рождения которой мы отметили недавно, пробила все административные барьеры и организовала подготовку управленческих кадров для народного хозяйства страны.
Многие профессора нашего университета помнят те годы. Это они были авторами первых учебников по управлению, именно эти традиции и преемственность мы стараемся сохранить.

Кредо университета — неразрывная связь между поколениями. А так как мы всегда стремились к возможно большему охвату областей, связанных с менеджментом, то сегодня у нас развивается целый ряд специальностей, охватывающих как функциональные, так и отраслевые особенности управления.
К примеру, мы готовим юристов, делая основной акцент в образовательном процессе на хозяйственном, транспортном праве, то есть нас интересуют те виды права, которые применимы в системах управления. С одной стороны, для ребят это может быть не совсем привлекательно, но с другой — наша цель подготовить к выпуску профессионала, способного работать в единой управленческой команде. Причем неважно, идет речь о бизнесе или государственной службе.
Два года на базе университета мы выпускаем специалистов в области управления игровыми видами спорта, открыты специальности в сфере менеджмента шоу-бизнеса.

Год назад создана кафедра управления знаниями. И сегодня мы вплотную подошли к вопросам управления человеческим капиталом.
Замечу, что по всем направлениям мы стараемся обеспечить нашим студентам очень высокий уровень преподавания, в том числе и за счет приглашения практиков.

Так, по игровым видам спорта у нас читает Вячеслав Александрович Фетисов, руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту, Вячеслав Иванович Колосков, президент Российского футбольного союза, то есть люди, которые на практике знают все особенности менеджмента в этой сфере.
Весь многочисленный профессорско-преподавательский коллектив университета, а это около 1,5 тысяч человек, стремится внедрять в учебный процесс все новшества, следуя нашей цели — профессиональной подготовке достойных выпускников.

Не секрет, что существуют вузы, входящие в топ, и вузы «однодневки». Сколько в столичном регионе институтов управления?
— В Москве государственных только два. Остальные — частные.
В целом в столичном регионе 108 государственных и около 200 негосударственных вузов. Но если мы гордимся тем, что у нас 2,5 тысячи студентов дневного отделения и наш конкурс составляет 8 человек на место, то в тех вузах численность студентов не превышает 500 человек на пяти курсах.
Начиная с 1974 г. в нашем университете создавалась методическая, научная, кадровая основа для качественной подготовки специалистов. И с каждым годом она наращивается. Если же какое-то учебное заведение открылось лет пять назад, то, как правило, учебный процесс представляет собой набор публичных лекций, а значит, бессистемный подход в подготовке специалиста. Мы знаем, что если у нас есть кафедра, то она дает конкретную часть знаний, которая нужна выпускнику и будет пониматься работодателем.
В ГУУ из 1500 преподавателей около 250 — выпускники нашего вуза, прошедшие через аспирантуру, защитившие кандидатские и докторские диссертации. Я сам выпускник этого вуза.

Несложно удержать выпускников в стенах университета?
— Если говорить о первых годах после выпуска, то сложно. За время обучения они устали от нотаций, требований. А когда проходит лет 8-10 после окончания вуза, многие из них возвращаются обратно, но уже в новом качестве.

Много споров вокруг реформы системы образования. Как изменится образование в высшей школе, какие формы станут преобладать?
— На повестке дня сегодня подписание Болонского протокола. Комментарии этого процесса со стороны многих моих коллег неоднозначны, и на то есть основания. Однако мы государственный вуз, по одной из наших специальностей — «Государственное
и муниципальное управление» — мы готовим будущих госслужащих и как бы нам не казалось возможным обсуждать эти проблемы, мы будем стараться выполнить закон, подписанный нашим президентом. Не скрою, что лично я ярый сторонник замечательных традиций советской высшей школы, фундаментального образования, которые мы частично теряем. Наверное, потеря именно этих традиций вызывает у меня противоречивые чувства. Ведь вуз всегда считался организацией, которая готовит не только специалиста. Он готовит гражданина, интеллигента. Если отечественное образование потеряет возможность вести гуманитарную составляющую подготовки этого специалиста, патриотическую, воспитательную, вплоть до духовной, то это будет потеря для всей высшей школы. Поэтому уже сейчас необходимо думать о том, чтобы эта человеческая составляющая (а, согласитесь, для управленцев она является одной из важнейших) не ушла на второй план.
Влияние во многом агрессивной окружающей среды на молодежь требует серьезной воспитательной работы в любом вузе. И ее отсутствие сегодня вызывает у меня как ректора все больше беспокойства. Я убежден, что несмотря на этот переход, нельзя
исключать воспитательный аспект нашей работы со студентами. У молодых людей важно формировать идеалы, просто разговаривать с ними о жизни. И это не пустые слова. Сегодня мы готовим будущее нашей страны, и от того, насколько зрелыми и цельными людьми станут к выпуску наши студенты, и зависит это будущее.
В последние несколько лет уровень подготовки выпускников средней школы не отвечает вступительным требованиям высшей школы. И за укороченный период подготовки бакалавров исправить эти пробелы будет труднее. Не могу не отметить и расхожее мнение о том, что такой переход необходим, так как он позволяет сделать конвертируемым дипломы российских вузов. Но если до сего дня наш диплом не признают на Западе, то почему же столько специалистов работает в той же «Силиконовой долине», в офисах западных фирм — и не на последних ролях? Нет ли здесь своеобразной конкурентной борьбы, где мы проигрываем Западу, пытаясь подстроиться под их систему образования? Думаю, что элемент борьбы за лучшие умы присутствует, и терять наши образовательные традиции, воспитавшие целые плеяды талантливых ученых, я считаю недопустимым.

Полноценный переход на двухуровневую образовательную систему состоится в 2009 г., но уже сейчас некоторые вузы перешли на подготовку бакалавров и магистров. Какие шаги вы предпринимаете для более плавного перехода?
— Да, некоторые вузы уже готовят этих специалистов. И наш университет в соответствии с законом перейдет на эту систему.
Но в этом вопросе важен и аспект готовности всего общества к таким изменениям в отечественной образовательной системе. Замечу, что пока не только работодатели, но и те же папы и мамы не готовы к такому переходу. Не говоря уже о ребятах, которые
приходят к нам. И это та часть значительной разъяснительной работы, которую должны вести не только вузы и школы, но и средства массовой информации.
В нашем университете представлены все уровни образования — от довузовского до бизнес-программ. Со своей стороны мы уже начали подготовку, работая с будущими студентами и их родителями. Активную позицию в этом вопросе занимает и наш клуб выпускников, представляя сторону работодателей.

На ваш взгляд, должен ли быть в нашей стране элемент бесплатного образования, допустим, в каких-то отдельных областях?
— Бесплатное образование для конкретного гражданина существует во многих западных странах, и это при их уровне жизни. Ряд государств берет на себя расходы, связанные с образованием, как, например, до недавнего времени в Германии.
В России, где переходные экономические процессы отрицательно отразились на благосостоянии большинства людей, бесспорно, такое образование должно присутствовать. Другое дело — как при существующих минимальных ресурсах выпустить качественного специалиста, хотя и это возможно. Отрадно то, что постепенно появляется понимание и в высших эшелонах власти.
Примером тому может служить национальный проект в сфере образования — около 40 млрд. рублей ежегодно вкладывается в образовательную систему страны, от средней до высшей школы.
Бесспорно, в государстве должен быть элемент социальных программ подготовки талантливых ребят, хотя сегодня часть тех, кто не блещет знаниями, но обладает достаточным материальным состоянием, получает платное образование и в то же время этими средствами поддерживает высшее образование.
На недавнем ученом совете мы рассмотрели вопрос, связанный с нашей сметой. Поверьте, что при уровне государственной ставке профессора чуть более 5 тысяч рублей удержать кадры практически невозможно. Поэтому внебюджетные источники позволяют вузам поддерживать своих преподавателей, с одной стороны, а с другой за счет этих фондов поддерживать и всех студентов, неважно, договорник он или бюджетник. Как мы их разделим, когда проводим День студента?! Мы же не будем говорить: договорники — налево, бюджетники — направо, если положена медовуха, то наливается всем.

Какие традиции заложены в университете в плане воспитательной работы?
— Мы активно работаем с нашими выпускниками. Они встречаются со студентами, делятся своим опытом, помогают в трудоустройстве. Я люблю приводить пример фирмы «Эконика». Когда на 4-м курсе мы с Андреем Иллиопуло в райкоме комсомола организовали это предприятие, он был молодым, неоперившимся бизнесменом. А сейчас в его корпорации работает более 300 наших выпускников. Вот вам прямая связь между высшей школой и работодателем. Саша Андреев («Евразруда»), у него тоже принцип: если к нему придут два человека, он выберет нашего выпускника.
В феврале 2005 г. был создан Студенческий Совет — общественная организация студенческого самоуправления, призванная решать многочисленные вопросы, стоящие перед студенчеством. Одной из основных задач совета является организация и проведение мероприятий по функциональным направлениям студенческой жизни (учебное, научное, социально-бытовое, спортивное, культурно-массовое).
В нашем университете активно работает профсоюз студентов ГУУ, защищающий права и интересы своих членов. Постоянно действующим руководящим органом профсоюза является профком студентов. Его заседания проходят еженедельно. Профком
принимает решения по таким важнейшим вопросам, как оказание и распределение материальной помощи, организация отдыха и лечения и многое другое. В профсоюзе существует комитет по межвузовским связям, который активно взаимодействует со студенческими организациями Москвы и России.
Наш центр учебно-воспитательных программ был создан в июле 2006 г. Среди основных его задач — разработка и реализация учебно-воспитательных программ в системе учебного процесса. В нашем вузе работает бизнес-парк «УНИКУМ», учебно-научно-инновационный комплекс успешного менеджмента, созданный для обучения и трудоустройства студентов, проведения мастер-классов и тренингов, проектирования собственного дела и предоставления студентам консультационной поддержки; клуб молодых менеджеров и предпринимателей, центр психологической культуры «Интеллект».
Традицией университета стало проведение внутривузовских студенческих олимпиад и конкурсов. Вот уже несколько лет в вузе существует внутренняя лига КВН ГУУ. Студенты создают свои команды, заявляют о своем существовании руководству лиги — и…
дорога открыта.

И все же есть мнение, что выпускник вуза годится только на позицию стажера в компании, где год-два его придется «доводить до ума». Ваш комментарий?
— К сожалению средства массовой информации, провозгласив лозунг «Забудьте все, чему вас учили в школе, когда пришли в вуз» или «все, чему учили пять лет в вузе, когда вы пришли на работу», не понимают, что это всего лишь популистские лозунги. А как вы отнесетесь к тому, что 74% наших ребят-четверокурсников уже работают? Что выпускник нашего университета получает в 10 раз больше профессора? Наверное, фирма просто так ему не будет платить. Значит, у него уже есть конкретные навыки. И зарплата 1500-2000 долларов для наших лучших выпускников — это нормально.
Соглашусь, что есть группа, которая еле сводит концы с концами. Но у этих ребят проблемы были во время учебы и будут на работе. Ежегодно университет выпускает около 2000 студентов дневного отделения. Из них человек 100-150 — это чистые троечники, которые привыкли отсиживаться за спинами своих родителей. И у них, признаю, есть проблема с трудоустройством.
Причем даже если их устроит в фирму папа или мама, они все равно оттуда вылетят, так как не привыкли и не хотят работать. А учеба — это такой же труд. Но в целом молодежь сегодня понимает, что каштаны из огня для них никто таскать не будет.
А наши ребята замечательные, чудесные! Я вас приглашаю, приходите на наш выпускной — это настоящий праздник успешных людей! На первый выпуск по статистике пришел заместитель руководителя статуправления России. Он дал очень лестную характеристику уровню подготовки ребят, и из 18 выпускников шестерых взял к себе на работу.

Чему бы вам хотелось научиться у молодых людей?
— Жизнерадостности.

Какую роль вы отводите IT-технологиям, новым формам обучения? Используете ли вы возможности дистанционного обучения?
— Интернет-технологии, дистанционные формы обучения мы используем в различных формах и вариациях. Но они не могут быть отделены от человеческого фактора. В противном случае продукт такого образования — это ущербный выпускник. Я верю в духовную сущность человека, его ауру, все это какими-то крупицами передается другим людям. Поэтому в образовательном процессе живое общение незаменимо. Представьте себе — как бы наши студенты не были увлечены играми, Интернетом — самое привлекательное место для них — это вечерний клуб, где нет компьютеров. Ребята тянутся к прямому общению не только друг с другом, но и с преподавателем. То же самое касается литературы в ее традиционном формате. Чтение — это основа основ человеческого развития. Живое общение с преподавателем — важнейший элемент и воспитания, и подготовки специалиста.

Успеху может учить только успешный человек?
— Иногда с участием говорят, что если у человека на лбу много шишек, он тоже учится. Самое главное — привить выпускнику способность анализировать ситуацию. И если наступил какой-то критический момент — чтобы он мог бы найти несколько вариантов выхода из него. Нельзя сказать, что все наши преподаватели успешны. У кого-то не получается с диссертацией, кто-то не может найти общий язык с аудиторией, но это рабочие моменты. Самое главное, что ребята буквально вбирают в себя атмосферу нашего университета, пропитанную любовью к знаниям, нашей историей. Вообще задача педагогов сегодня — чтобы молодые люди как можно меньше впитывали темного. Посмотрите, как у них появился праздник Святого Валентина. Он каких-то несколько лет назад вошел в их жизнь, хотя большинство из них христиане. Но при этом они почему-то неохотно отзываются на другие мероприятия, носящие обязательный характер. Система образования, работа с людьми — всеобъемлющая сфера, в которой надо учитывать все. А качество обучения, конечно, напрямую связано с наличием профессиональных преподавателей-практиков и солидной научной базы в вузе.

Какие приоритеты в жизни у студентов?
— Главное, чтобы они не ориентировались только на деньги. Будет профессия, будет человек — будут и деньги. А если он видит только деньги, не будет ни профессии, ни человека. Молодые люди могут стараться быть похожим на какую-то историческую персону, родителей, на профессора, который понравился, на старшего друга и т. д. Но вектор восприятия добра и зла задается только через воспитание, общение, положительный опыт.

На вашем сайте можно увидеть даже новые поступления в библиотеку. По каким критериям вы отбираете учебную литературу, а также деловую периодику?
— Не думаю, что скажу что-то новое. Ежегодно каждая кафедра делает заявку исходя из содержания читаемых курсов. При нашем объеме библиотеки (а это порядка 1 млн. 200 тыс. томов) около 150 тыс. мы обновляем ежегодно. Это требует многих усилий и колоссальных затрат — около 13-14 млн. рублей ежегодно. Основной библиотечный фонд университета формировался на протяжении всех лет существования вуза. И сегодня авторство многих учебных материалов принадлежит нашим преподавателям. Многие издания выпускаются совместно с различными компаниями, управленческий опыт которых ложится в основу учебных пособий. С гордостью покажу вам совсем свежий, пока еще не подписанный учебник — наше совместное детище с Газпромом. Его дополняет СD-Rom — компьютеризированный учебник «Основы менеджмента». Если вы посмотрите на состав авторов, то в основном это преподаватели нашего вуза. Работа над учебниками при всей ее кропотливости в университете ведется постоянно. В 2007 г. два наших учебника получили государственную премию Российской Федерации, в 2006-м — один учебник. Наша кафедра по управлению персоналом под руководством Кебанова получила государственную премию за комплекс учебно-методических материалов для специалистов по управлению персоналом.

В чем специфика получения бизнес-образования в вашем университете?
— Сегодня пришло время, когда надо говорить о выходе на принципиально иной качественный рост программ МВА. И тем важнее всем объединиться, создав всевозможные препятствия для потока массовых и некачественных программ МВА в Россию.
Бизнес-образование в университете представлено программами Executive MBA и МBA с различными специализациями: гостиничный и туристический бизнес, стратегический и инновационный менеджмент, логистика, стратегия международного бизнеса, управление человеческими ресурсами; маркетинг (маркетинг в виртуальной среде; маркетинговые технологии управления; стратегический маркетинг; технология брендинга), корпоративное управление и корпоративные финансы.
Бизнес-образование в стенах нашего университета получают около 750 слушателей. Во многом это уже достаточно серьезные, состоявшиеся менеджеры, которые понимают необходимость получения дополнительного образования.
Главным конкурентным преимуществом нашего вуза является преподавательский состав. У нас работают преподаватели-«звезды» — 30-40 человек, которые воспитывались в нашем университете и прошли длительные стажировки в ведущих западных школах бизнеса. Они имеют реальный практический опыт, молоды, энергичны и являются великолепными методистами.

Это Д. С. Львов, директор Института новой экономики ГУУ академик РАН, В. В. Годин, проректор по бизнес-образованию и информационным технологиям, успешно осуществляющий МВА по «Информационному менеджменту», Г. Л. Азоев, директор Института маркетинга, научный руководитель, активно участвующий в работе известной компании по проведению маркетинговых исследований; В. А. Морыженков, зав. кафедрой управления финансовыми рисками, который в недавнем прошлом возглавлял достаточно крупную российскую компанию и сейчас активно консультирующий по проблемам инвестиций, финансовых рисков и другие.
В университете уже несколько лет ведется активное сотрудничество с представителями компаний IBM, SAP, MCPG, Аэрофлот, «Техносерва», а также других российских и иностранных фирм. Если выделять наши сильные стороны, то университет располагает, пожалуй, лучшей в Москве учебно-материальной базой для обучения по программам МВА.
Новый корпус, введенный год назад, в котором проходят все учебные занятия, специально был спроектирован с учетом мировых стандартов и подходов к менеджмент-образованию. К каждому учебному месту есть подключение сети Интернет, учебные аудитории соответствуют уровню ведущего европейского университета или школы бизнеса.
Каждый наш слушатель полностью обеспечивается комплектом учебно-методических материалов. В процессе обучения используются эксклюзивные материалы Гарвардского университета. Слушатели получают право пользования нашей библиотекой, а также им предлагается электронное обучение с применением информационных ресурсов Emerald, это международная информационная компания, ранее известная под именем MCB University Press, мировой лидер в издании академических журналов по всем направлениям менеджмента и целому ряду технических наук, включая компьютерные науки и телекоммуникации.
Такой симбиоз хорошей теории, которая во многом выработана на Западе и хорошего подбора кадров, прежде всего педагогического состава, позволяет нам ежегодно увеличивать количество обучающихся — всего год назад количество слушателей не превышало 400 человек, сегодня — 750.

По итогам опроса выпускников отечественных программ МВА одной из проблем во время обучения для них стал разный управленческий опыт одногруппников. Состав слушателей российских школ бизнеса недопустимо разнообразен, замечают они. Как вы решаете эту проблему?
— Во многом отечественные бизнес-школы находятся в плену сиюминутной прибыли. Согласен, не стоит делать больших групп. А при комплектовании группы следует исходить из трезвого рассудка, а не из того, насколько больше будет получено денег. Если в школе во главе угла стоят деньги, то я сомневаюсь, что здесь можно сделать хорошее для выпускника.

Как изменятся цены на отечественное бизнес-образование в ближайшие годы? И вообще — из чего складывается цена?
— Формирование стоимости программ вбирает в себя множество вопросов. Любой государственный вуз — это огромный комплекс зданий, инженерных сооружений, коммуникаций и т. д.
За 15 лет все эти сооружения не только не менялись, но еще и приходили в негодность. Конечно, сейчас начинают выделяться средства на капитальный ремонт, но все равно бюджеты государственных университетов процентов на 40-60% состоят из внебюджетных средств. А это в том числе и увеличение стоимости.
Мы сравниваем качество образования, полученного в отечественной бизнес-школе, с западными стандартами. Так давайте сравним и стоимость обучения. Допустим, в ведущих мировых школах бизнеса стоимость образования давным-давно была 80 тыс. долларов. У нас в России обучение по программам МВА составляет около 15 тыс. И можно говорить, что качество образования в шесть раз хуже? Наверное, нет. В целом, говоря о стоимости обучения, следует учитывать много факторов — от имиджа вуза до содержания учебных аудиторий. Ведь тот же коммерческий вуз, арендуя небольшие площади, не несет тех затрат, которые необходимо нести государственному учебному заведению.

Сегодня Государственный университет управления находится в первой десятке по стоимости обучения, и мы не скрываем того, что ГУУ — вуз достаточно дорогой. Но, выбирая программу, стоит не только оценить предлагаемое содержание, уровень профессорско-преподавательского состава, эксклюзивность отдельных курсов, но и условия, формы обучения, пообщаться с выпускниками.

Завершая нашу встречу, Алексей Михайлович еще развернулся к теме воспитания молодого поколения. Заметив, что в студенческой среде средства массовой информации играют чрезвычайно важную роль. «Начинаешь с ними говорить, а они гораздо лучше ориентируются в истории Древней Руси, чем в истории 1917-2007 гг.

И это мы не заинтересовали их. Еще раз говорю: если в них не верить, не надо с ними работать».