ИССЛЕДОВАНИЯ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

ИССЛЕДОВАНИЯ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

И. П. Смирнова, Старший преподаватель, ГУ-ВШЭ

В отличие от Российского Британское ТВ достаточно консервативно. Поэтому нововведение там возникает не тогда, когда оно становится возможным, а потому что оно стало необходимым. Любой центральный канал типа BBC или ITN обеспечивает высокое качество всех своих программ, к которому наше ТВ ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения формы даже не приблизилось. Хотя у российского ТВ тоже есть удачи. Воспользуюсь метафорой. На британском ТВ вы получаете толстый ровный слой шоколада, а на российском — редкие островки шоколада на бескрайних просторах чего-то несъедобного. Британский телеканал идет на эксперимент, если у него есть гениальная идея, средства для ее реализации и высокопрофессиональные кадры.

Подготовка кадров и повышение их профессионализма

В связи с той ситуацией, которая сложилась в нашей стране с подготовкой и повышением квалификации творческих кадров ТВ, необходимо иметь и развитую систему высшего специального образования, и высококачественную систему повышения квалификации. В последние годы в стране появилось немало разного рода школ, курсов, частных и муниципальных учебных заведений, каждое из которых исповедует собственное понимание качества обучения и образования. При отсутствии единых требований к творческим специалистам, при отсутствии какой-либо качественной учебной литературы и педагогических кадров, при отсутствии стандартов образования для новых профессий и старения действующих имеет место дискредитация телевизионного образования и размывание требований к профессионализму.
В профессии телевизионного ведущего большое зна чение имеет сама личность, выступающая в роли информатора или комментатора. Очень важно понять, что эта личность несет в себе — созидание или разрушение, и последствия ее профессиональной деятельности. В коллективном телевизионном творчестве очень важно, чтобы все его участники разделяли основные ценности, цели, придерживались общих принципов работы.

Телеведущий как личность

Способность перевоплощаться из создателя в организатора творческого процесса — необходимое качество тележурналиста, оно неизменно присутствует в списке обязательных профессиональных качеств во всех пособиях по тележурналистике. Принято считать, что, кроме физических данных — хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения, журналисту нужны: широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе». Авторы исследований единодушны в том, что большинство этих качеств — суть самой личности: либо они есть, либо их нет. Однако и то, что дано природой, необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.
Кроме собственного публичного образа, телеведущий транслирует и образ компании, в которой работает. Телевидение настолько мощный медиум, что его образ зависит только от него самого, а не от имиджа, создаваемого другими СМИ.
Умение чувствовать настроение общества и выступать в унисон с ним — необходимая составляющая профессионализма на телевидении.

Для телевизионного ведущего очень важно соответствовать времени.
Телевизионному ведущему должны быть присущи такие черты, как трудоспособность, самодисциплина, готовность отказаться от многих вещей и внутренняя жилка, которая сможет помочь пережить все трудности и барьеры профессии, а успех приходит тогда, когда все вышеперечисленное успешно гармонирует, и он всего лишь укрепляет в правильности выбранного пути. Зритель включает телевизор, чтобы видеть ведущего доброжелательным, бодрым, всегда с отличным настроением.
Профессионализм телевизионного ведущего проявляется в умении привлечь внимание к информации, которую он сообщает. Делать это можно многими методами, начиная от внешней привлекательности, умело подобранной аналитики и заканчивая лексикой и манерой подачи материала. Самым важным при этом останется соблюдение этических норм как в языке, так и в манере вести программу. «Соблюдение этических норм в языке — часть профессионализма современного журналиста»

Компетенции телевизионного журналиста

Приступая к составлению компетенций телевизионного журналиста, я пришла к выводу, что нет абсолютно четкого списка качеств, которые необходимы для эффективной и успешной деятельности.
Каждый журналист рано или поздно определяет для себя некие рамки профессиональных возможностей, то есть старается делать то, что лучше удается. Важно понимать, что перечень даже из 10 качеств приведет к тому, будет потерян фокус. Все хорошие качества сотруднику нужны, но не все находятся в фокусе. В этой статье важным для меня было концентрироваться на ключевых качествах, которыми обладают успешные телевизионные журналисты. Далее этим качествам необходимо было присвоить вес в баллах по 5-балльной шкале. Ведь не для всех качеств даже в фокусе, скорее всего, требуется одинаковая степень проявления. Например, блестящий мастер комментария на международные темы, где продумана каждая фраза, может оказаться беспомощным, взявшись вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседниками на поле или на стадионе репортер часто не выдерживает студийного монолога, крупный план угнетает его, за столом, в кресле, он выглядит неестественно, неорганично.
Описывая профессиональные и личностные качества, я стремилась определить, в каких поведенческих примерах эти качества проявляются. На каждое качество я находила несколько примеров из телевизионной практики. Например, описывая инициативность, я использовала такие поведенческие примеры, как: «Ставит перед собой задачи, не дожидаясь указаний руководства» и/или «Стремится участвовать в новых телевизионных проектах, рассматривая их как возможность приобретения новых знаний и навыков». В дальнейшем, проводя оценку оцениваемым журналистам, я задавалась вопросом: в какой степени проявляется утверждение о проявлении в поведении, например, Владимира Познера, Александра Невзорова, Светланы Сорокиной, «стремится участвовать в новых проектах».
Разные исследователи по-разному определяют термин «компетенция», в зависимости от того, какой подход они используют. В целом они придерживаются той точки зрения, что этот термин определяет нечто, что должен уметь делать человек, чтобы успешно справиться со своими профессиональными обязанностями. Традиционно под компетенцией понимают знания, навыки, способности. Может возникнуть вопрос: когда речь идет о коммуникации, то это навык или способность? К этому вопросу мы вернемся чуть ниже. Иными словами, вышеперечисленные термины призваны описывать положительные стороны человека, определяющие эффективность его работы, и в то же время они помогают определить должностные требования к человеку, претендующему посвятить себя телевизионной журналистике. Под компетенцией мы будем понимать совокупность факторов, включающую способности, личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые сотруднику для успешного выполнения своей работы.