ПРАВДА И ЛОЖЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРАВДА И ЛОЖЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Игорь Геннадиевич Залюбовский, доктор психологических наук, профессор, член Общества Зигмунда Фрейда (Вена, Австрия), генеральный директор НПО «ЭТАЛОН», эксперт Палаты по информационной политике при Правительстве Москвы.
Автор уникальных компьютерных алгоритмов по комплексной оценке работников, управлению персоналом и оптимизации структуры предприятий. Создатель практических «ноу-хау» повышения эффективности предприятия, позволяющих руководителю увидеть в реальном времени последствия управленческих решений и выявить скрытые тенденции развития. Консультант крупнейших компаний России и СНГ. Решения, предложенные И.Г.Залюбовским, используются ведущими организациями, в числе которых Газпром, КАМАЗ, Адмиралтейские верфи, РЖД, Рособоронэкспорт, ЛУКОЙЛ, и т.д.
Разработки НПО «ЭТАЛОН» во главе с И.Г.Залюбовским — прецедентные экспертные системы «Служба персонала» и «Консалтинг персонала» — получили также широкое международное признание:
- Звание лауреата Всемирного конкурса к 50-летию ООН в Лозанне, Швейцария.
- Гран-при IV Международного конгресса по управлению персоналом в Мехико, Мексика.
- Победа на крупнейшем Международном Форуме «Миллениум персонал» в Париже, Франция (номинация «The Best Innovation»).
- Первое место в проекте ООН «Деловой потенциал России — XXI век» как «Оптимальная система для управления кадрами в России и СНГ».

Игорь Геннадиевич, почему для сегодняшнего разговора выбрана именно такая тема?
– Казалось бы, в этом многое естественно — фирма-производитель выпускает, например, компьютерную программу для HR или проводит ассесменты — и хочет, чтобы организация-потребитель этим воспользовалась. Но, в погоне за количеством потребителей, на потенциального покупателя льются ушаты лжи и скрывается важнейшая информация. Это сегодня, что называется, «наболело», об этом мне постоянно говорят руководители предприятий, специалисты.
Причем все сказанное усугубляется крайне малым количеством нужной информации даже в специализированных изданиях.

Я имею в виду вот что: если Вы хотите купить пылесос, можно воспользоваться сравнительными тестами, напр., в журнале «Потребитель». Конечно, подобные издания в последние годы тоже «отлакировались» и обзоры в них составлены зачастую так, что все изделия в тесте ну прямо замечательные, практически без изъянов. Но они все-таки есть, такие тесты.
А теперь представьте современного руководителя, который искренне захотел сделать работу с персоналом на своем предприятии действенной. Где ему взять информацию? У консультанта — он нередко «стимулирован» про изводителем. В интернете? Но, во-первых, для этого нужно иметь навыки длительного «сидения» в сети, а, во-вторых, больше половины сообщений там — те же производители, но под другими именами.
Я предлагаю сегодня откровенный разговор, поэтому постараюсь иллюстрировать спорные моменты примерами.
В подтверждение сказанному об интернете — пример из туристической отрасли — специально для любителей форумов как мерила объективности. Некто на отдыхе попал в отвратительный отель — хамство, несвежие номера и т.п. Приехав домой, он заходит в интернет — и, о удивление, видит множество совершенно иных отзывов. Какой замечательный этот отель и прочий обман. Человек пишет правду — о хамстве, о воровстве — и отсылает на сайт. Вот тут начинаются «чудеса». Критический материал, в особенности доказательный, могут просто снять с сайта без объяснения причин. Сейчас появился новый вид «борьбы с правдой» — на сайте немедленно появится свежий хвалебный отзыв на этот отель. Говорите, бассейн не работал? А у нас работал, даже подогревался. Деньги пропали? У нас тоже одна дамочка скандал устраивала о пропаже, оказалось — сама засунула в сумку и забыла. И т.д., и т.п. Т.е. на каждый негативный факт будет позитив. Чтобы у вновь зашедшего человека сложилось от негативного отзыва впечатление: «Ну, не повезло, с кем не бывает… А вот рядом пишут, как там же отлично отдохнули». Не верите — попробуйте и убедитесь сами! Заодно увидите одни и те же отзывы, кочующие с сайта на сайт. В основном, взахлеб позитивные.
И не нужно думать, что в области Human Resource дела обстоят иначе — все развивается по одним и тем же законам. Как правильно сориентироваться руководителю и специалисту в этом море «информации»? На что обращать внимание в первую очередь при приобретении тех или иных информационных технологий, чтобы не быть обманутым — вот об этом наш сегодняшний разговор. Первый из нескольких разговоров про то, что нельзя устранить давление и обман, но можно сформировать себе такой подход для анализа, который позволит руководителю и специалисту сохранять «трезвую голову» при оценке информационных технологий. Ибо сложившаяся в нашей стране ситуация в данном вопросе вызывает большую озабоченность. И мне важно, что редакция журнала «Управление персоналом» — издания, с которым я давно сотрудничаю, эту озабоченность не только разделяет, но и стремится найти оптимальные решения.
Каждая область HR — софт, тренинги, консультирование и пр. — не свободны в наши дни от, скажем так, «рекламной нечестности». Чтобы не «растекаться мыслью по древу» давайте сегодня сосредоточимся, главным образом, на умении выбирать и оценивать кадровые компьютерные программы.
Вы говорили, что в области работы с персоналом есть своя специфика «одурманивания» потенциального покупателя.
– Тому есть несколько причин, начну с самого важного. В наше время каждый человек, в т.ч., естественно, и руководитель предприятия, находится под колоссальным рекламным и имиджевым прессом. День и ночь со всех сторон, в газетах и с телеэкрана, ему долбят: покупай, покупай, покупай, наше самое лучшее и т.п. При этом активно задействуются подсознательные механизмы психики. Не является исключением и сфера работы с персоналом. Конечно, это не подгузники и не шампунь, здесь несколько иные методы воздействия, но суть для большинства производителей остается, к сожалению, той же — любой ценой навязать продажу. Конечно. Начнем с информационных технологий в целом. Такое красивое словосочетание «информационные технологии» и оно активно используется. Посмотрите, какая разница — «я купил кадровую программу» или «я внедрил информационные технологии». Но это так, мелочи, жонглирование «богатыми» словами, привет от Эллочки Людоедки. Хотя на некоторых действует до сих пор! Но давайте о более глобальном — в виде тезисов с последующим разоблачением.

Хитрость первая. Информационные технологии решат проблемы Вашего предприятия.
Разоблачение. Информационные технологии сами по себе решить ничего не могут. Если на предприятии нормальная работа с персоналом не велась, она не начнется с покупкой кадровой программы «Разруха в головах» информационными технологиями не лечится. Эти технологии могут способствовать решению вопросов — при соблюдении целого ряда условий (см. далее). Очень многое здесь зависит и от грамотного внедрения (также см. далее)

Хитрость вторая. Применение информационных технологий есть признак прогресса всегда и везде.
Разоблачение. Хитрость кроется в том, что под видом информационных технологий зачастую таким способом проводят вещи, к ним ни малейшего отношения не имеющие. Пример: если взять примитивный тест из 20 вопросов, переложить его на компьютер, то
это не будут никакие информационные технологии. Иными словами, тест от этого не станет диагностикой уровня ПЭС (прецедентных экспертных систем), просто он будет выглядеть более «наукообразно». Но за эту псевдозначимость, не сомневайтесь, Вы заплатите по максимуму. Другой характерный пример — тренинги. Вела организация плохие тренинги. Чтобы как-то выделиться, переназвала их в «Видеотренинг с разбором проблемных ситуаций». «Мы оставляем Вам учебный DVD-диск» — т.е. Ваш же заснятый тренинг Вам продают ВТОРОЙ РАЗ! Конечно, есть специалисты, в исполнении которых тренинг —
высокое искусство, и в их руках видеотренинг может дать заказчику значительно больше обычного. Но мы сегодня говорим не о тех немногих производителях и специалистах, для кого данная статья не актуальна, а о множестве тех, кого она касается. К сожалению.
Хитрость третья. Использование информационных технологий — наиболее профессиональное решение кадровых вопросов на сегодняшний день.
Разоблачение. Ту или иную информационную технологию создают конкретные люди. Если они профессионалы — такая технология будет профессиональным решением, если создатели технологии плохие специалисты — это решение может не только не помочь, но и навредить предприятию. Хорошо иллюстрируется примером из автомобильной отрасли:
если я буду использовать технология конвейера для сборки автомобилей из убогих комплектующих
— это будет решением проблемы качества автомобиля? А если к тому же сам конвейер сделан неграмотно, он будет постоянно одних сборщиков перегружать, а других — недогружать, что опять же негативно скажется на качестве.