Работодатель имеет обширные возможности для такого снижения, в том числе штат квалифицированных юристов и бухгалтеров, финансовые возможности и способность в конечном счете определять окончательное содержание трудового договора. А. Казаков

В настоящее время единый социальный налог платят с фонда заработной платы работодатели, что приводит к стремлению уменьшить всеми способами этот самый фонд со стороны работодателей, снизив тем самым легальную зарплату работников.

 

Работодатель имеет обширные возможности для такого снижения, в том числе штат квалифицированных юристов и бухгалтеров, финансовые возможности и способность в конечном счете определять окончательное содержание трудового договора, а следовательно, и указываемую в нем заработную плату.

 

Это породило в коммерческой сфере массовый переход к «конвертным» схемам выплаты заработной платы, без уплаты ЕСН и НДФЛ.

 

Заниженные сборы ЕСН порождают, в свою очередь, недофинансирование социальных функций государства, с одной стороны, и лишают возможности работника отстаивать свои права и строить равноправные отношения с работодателем, с другой стороны.

В настоящее время государственные внебюджетные фонды (ФФОМС, ТФОМС и ПФ) испытывают острую нехватку денежных средств, и, соответственно, свернуты многие программы, обеспечивающие финансирование социальных функций государства.

 

На сегодняшний момент бюджет РФ вынужден покрывать дефицит Пенсионного фонда. Объем средств, направляемых из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» составляет 223 117 500 000 рублей.

 

А сколько вообще денег теряет бюджет РФ от использования конвертных схем?

 

Сделать такие расчеты возможно только путем принятия определенного допущения, гипотезы, так как официальных данных о том, насколько распространена неуплата налогов, нет и, собственно, быть не может, так как субъекты такой неуплаты всемерно такую информацию скрывают.

 

Тем не менее нам необходимо получить хотя бы предположительные цифры потерь бюджета от неуплаты ЕСН и НДФЛ.

 

Представим себе модель четырехуровневой организации, состоящей из 114 человек, где-нибудь в Подмосковье.

 

Распределение по уровням зарплаты, например в сентябре, предположительно составит:

    100 сотрудников на низших должностях зарабатывают от 14,5 тыс. рублей до 20,3 тыс. рублей каждый, что дает итоговую зарплату в месяц на 1-м уровне от 1450 тыс. рублей до 2030 тыс. рублей.

 

Из этой зарплаты работодатель официально выплачивает каждому работнику в месяц от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей, что дает итоговую официальную зарплату в месяц на 1-м уровне от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.

 

Для руководства таким количеством работников необходимо около 10 низовых начальников, каждый из которых получает от 29 тыс. рублей до 43,5 тыс. рублей, что дает итоговую зарплату на 2-м уровне от 290 тыс. рублей до 435 тыс. рублей.

 

Из этой зарплаты работодатель официально выплачивает каждому начальнику в месяц от 2,9 тыс. рублей до 4,35 тыс. рублей, что дает итоговую официальную зарплату в месяц на 2-м уровне от 29 тыс. рублей до 43,5 тыс. рублей.

 

Для руководства направлениями требуется не меньше 3 человек – руководителей направлений, каждый из которых получает зарплату от 58 тыс. рублей до 87 тыс. рублей, что дает итоговую зарплату на 3-м уровне от 174 тыс. рублей до 261 тыс. рублей.

 

Из этой зарплаты работодатель официально выплачивает каждому начальнику в месяц от 5,8 тыс. рублей до 8,7 тыс. рублей, что дает итоговую официальную зарплату в месяц на 3-м уровне от 17,4 тыс. рублей до 26,1 тыс. рублей.

 

Генеральный директор такой организации получает от 232 тыс. рублей до 348 тыс. рублей. Причем официально из них он получит только от 8 тыс. рублей до 12 тыс. рублей.

 

В итоге получается, что для организации из 114 человек из всей зарплаты за месяц, составляющей в целом от 2146 тыс. рублей до 3074 тыс., официально выплачивается от 154,4 тыс. рублей до 381,6 тыс. рублей, что составляет от 7,19% до 12,41%.

 

А «в черную» выплачивается за месяц от 1991,6 тыс. рублей до 2692,4 тыс. рублей, или от 87,59% до 92,81%.

 

За год организация из 114 человек выплатит в обход бюджета соответственно от 23 899,2 тыс. рублей до 32 308,8 тыс. рублей.

 

Экстраполируем эту тенденцию на Московскую область.

 

По данным Московской областной службы занятости на май 2005 г., численность постоянного населения Московской области составила 6,622 млн человек. Численность экономически активного населения – 3,682 млн человек. Среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий в мае 2005 г. достигла 1984,3 тыс. человек. На крупных и средних предприятиях было занято 75,6% работающих.

Предположим, что четверть из них все-таки получают «белую» зарплату. Соответственно, останется 1125,1 тыс. человек, предположительно получающих зарплату «в конверте».

 

Применим эту пропорцию ко всей Московской области.

 

Получается, что 1125,1 тыс. человек получают в обход бюджета в течение 2005 г. от 235 868 332 631 рублей до 318 865 239 840 рублей.

 

А что в творится в масштабах России?

 

По заявлению 4 ноября 2003 г. министра труда и социального развития РФ Александра Починка, в 2003 г. количество работающих в России составило 67 млн человек, но к 2020 г. это количество сократится до 50 млн человек, то есть количество работающих в России уменьшается на 1 млн человек в год.

 

Исходя из этих данных количество работающих в России в 2005 г. составило 65 млн человек.

 

Используя ту же пропорцию, что и в Московской области (75,6%), получим приблизительное количество работающих в коммерческой сфере в России – 49,14 млн человек. Предположим, что 25% из них получают полностью «белую» зарплату. Тогда останется 36,855 млн человек, получающих часть зарплаты «в конверте». Какова же величина получаемых в обход бюджета денежных средств? Таких данных не имеет на сегодня ни одно из министерств и ведомств России. Но приблизительно предположить величину таких средств мы можем. Если 1125,1 тыс. человек в Московской области предположительно получают в обход бюджета в течение 2005 г. от 235 868 332 631 рублей до 318 865 239 840 рублей, соответственно, в масштабах России 35,855 млн получили в 2005 г. в обход бюджета от 7 516 717 684 170 рублей до 10 161 686 227 300 рублей.

 

Посчитаем теперь потери бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов от выплат зарплат «в конвертах».

 

Федеральный бюджет теряет от неуплаты ЕСН, при распределении 20% от поступающих средств в пользу федерального бюджета, от 1 503 343 536 830 рублей до 2 032 337 245 460 рублей.

 

Предлагаю сравнить эти потери с объемом средств, направляемых из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» в сумме до 223 117 500 000 рублей.

 

Потери бюджета РФ в 2005 г. только от неуплаты ЕСН в бюджет в 9,10 (девять) раз больше, чем объем средств, направляемых из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в том же году. В целом на пенсионное обеспечение в Российской Федерации в соответствии с РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2005 ГОД ПО РАЗДЕЛАМ И ПОДРАЗДЕЛАМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ выделено 127 903 460 100 рублей, что в 15,89 раза меньше, чем потери бюджета РФ в 2005 г. только от неуплаты ЕСН.

 

Продолжение читайте в новом номере журнала