НАУЧИТЬ УЧЕНОГО: ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕТОДОМ ИНТЕГРИРУЮЩЕГО ТРЕНИНГА

Автор: С. Горностаев

С. Горностаев

Каждый, кому приходилось решать задачи по развитию или переподготовке сотрудников, имеющих хотя бы небольшой опыт деятельности, мог сталкиваться при организации и проведении этих мероприятий с рядом проблем. Затруднения, которые возникают в процессе профессионального развития действующих специалистов, во многом отличаются от тех, которые встают при первоначальной профессиональной подготовке новичков.

Фактором, который в наибольшей степени влияет на процесс и результаты профессионального развития той и другой категории, очевидно, является наличие или, соответственно, отсутствие собственного профессионального опыта. Анализируемый в статье парадоксальный факт заключается в том, что профессиональный опыт обучаемого, вопреки распространенному даже среди специалистов мнению, может не только способствовать, но и препятствовать эффективному профессиональному развитию Вполне понятно, почему отсутствие опыта может негативно отразиться на результатах обучения.

Без соотнесения получаемой новой информации с собственным опытом молодому специалисту трудно получить полное наглядное представление об изучаемых предметах, явлениях и действиях. Новая информация, невступая в четкие ассоциативные связи с имеющимися элементами опыта, хуже воспринимается, закрепляется и систематизируется. В результате начинающему сотруднику трудно конкретизировать полученные знания в необходимых действиях, особенно если ситуация профессиональной деятельности выходит за пределы сценария, отработанного в ходе обучения.

Кроме того, мотивация к обучению у начинающих специалистов без опыта в процессе их профессиональной подготовки определяется исключительно уровнем их общего интереса к профессиональной деятельности, часто зависит от мастерства обучающего поддерживать эту мотивацию и характера материала, точнее, его субъективной привлекательности для обучаемого.

У начинающих нет познавательных потребностей, определяемых проблемами деятельности.

В силу отсутствия четких представлений о деятельности у них нет установок, что тот или иной материал не будет им нужен и они обращают внимание на все, что не дает им возможности регулировать свое внимание и сосредотачиваться на наиболее важных блоках информации, выделяя их в общем потоке.