Эта сложившаяся система отношений между бизнесом и государством в какой-то мере сегодня устраивает обе стороны: ничего не меняя, государство всего-то хочет больше налогов, а бизнес, на тех же условиях, – меньше контроля и шантажа.

эКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

 

 

Виктор Алексеевич Щукин, президент АКПП, генеральный директор ЗАО «ГАЛЛА Консалтинг Групп»

                 

Статья в целом интересная и полезная, поскольку обозначает остроту проблемы, но в каких-то случаях вызывает и несогласие. Особенно качество цифр и их изобилие.

 

Например, механический перенос «прототипа» – Московской области, не самой, кстати, показательной в этом плане, на всю Россию. Если бы за основу были взяты менее благополучные регионы, то и общий результат был бы совершенно иным. Цифры, представленные в статье как итог, просто «убивают». И очень далеки от реальности.

 

Почему этим цифрам сложно верить? «ГАЛЛА Консалтинг Групп» в числе специализаций по консалтингу имеет реформирование систем оплаты труда как коммерческих, так и промышленных предприятий. Среди них – машиностроительные, судостроительные и судоремонтные предприятия, легкая и текстильная промышленность, оборонные предприятия и т. д. Так вот, ни на одном из консультируемых нами промышленных предприятий – с численностью от 300 до 12 000 человек – мы даже близко не видели того «беспредела», который описывается в статье.

 

Заявляю об этом ответственно, поскольку мы занимается не теоретизированием по поводу «черных» зарплат, а практическим бизнес-моделированием, оптимизацией фондов оплаты труда реальных людей и предприятий, а также внедрением обновленных систем оплаты труда. Вот выдержка из моей беседы с собственником одного из градообразующих предприятий, как раз на тему «черных» зарплат: «Я что, похож на самоубийцу, чтобы выстраивать такую схему в многотысячном коллективе? Да меня регулярно проверяют по этому поводу налоговые органы. Как это в принципе возможно? Ведь как только на такой шаг пойдешь, шила в мешке не утаишь. Это можно делать в маленьких компаниях и коллективах. Но не в промышленности».

 

 

 

Финансовые взаимоотношения и проблемы доверия в России

(Свободные ассоциации по поводу статьи о «черных» зарплатах)

 

Евгений Моргунов

 

Финансовые взаимоотношения между государством и обществом не перестают быть острой проблемой все двадцать лет коренных изменений в жизни России, т. е. с того времени, как возник новый класс предпринимателей, обладающих определенной свободой выбора и собственными возможностями в выборе финансовой стратегии и тактики. Можно как угодно вычислять потери государства и работника от злоупотреблений в этой сфере, получать в результате более или менее пугающие рядового гражданина цифры. Можно предлагать правовые и структурно-функциональные реформы в сфере государственного управления. Можно пропагандировать и заставлять, взывать к сознательности или сажать в долговую тюрьму. Можно изменять Гражданский и Трудовой кодексы. Можно способствовать формированию действительно независимых и активно работающих профессиональных союзов. Проблема финансовых взаимоотношений все равно останется на достаточно продолжительное время. На мой взгляд, не претендующий на единственность, она подпитывается объективной разницей в установках основных субъектов, участвующих в экономических, в том числе финансовых, взаимоотношениях.

 

В связи с этим актуальны взаимоотношения между представителями двух социально-профессиональных групп, являющихся носителями разных корпоративных (профессиональных) культур: государственных служащих и предпринимателей. Две эти социальные группы примерно равны по размеру: чиновников, по данным журнала Die Welt, – 1300 тыс., мелких и средних предпринимателей – 951 тыс. Различаются динамические аспекты этих групп: число государственных служащих неуклонно растет, а число предпринимателей остается неизменным в течение ряда лет. Принадлежность к разным корпоративным культурам представителей указанных групп потенциально может привести к коллизиям разного рода: к сложностям в коммуникации, недостаточному взаимопониманию и взаимодействию, психологической напряженности, обострению конфликтных ситуаций.

 

Немаловажным также представляется отношение к указанному сотрудничеству общественного мнения, носителями которого могут быть группы, членов которых нельзя отнести ни к служащим, ни к предпринимателям, т. е. наемных работников. Мнение наемных работников, которых не в пример больше, чем госслужащих и предпринимателей, вместе взятых, в той или иной степени влияет на реальные отношения между предпринимателями и государственными служащими, поскольку именно из общества и те и другие черпают правовые основания для своего существования и человеческий потенциал для своего развития. Так, что бы ни говорили о потере властью обратной связи с населением, некоторые ее ветви остаются выборными, и по крайней мере раз в четыре года представители властных структур начинают усиленно ориентироваться на общественное мнение.

 

Одним из ведущих психологических понятий, описывающих индивидуальные, социальные и профессиональные различия в социальном восприятии и поведении, является понятие социально-психологической установки. Три указанные выше общественные группы формируют по отношению друг к другу шесть направлений социально-психологических установок, модальность которых во многом определяет успех их взаимодействия между собой. Введем некоторые понятия, связанные с механизмами проявления установок и попытками управления ими.

  

Продолжение читайте в новом номере журнала