Адаптация к тренингу..? Так и ходите с проблемами, если не верите или не очень болит. М. Чуркина, Н. Жадько

Живое и неживое

 

Адаптация программы тренинга – самое распространенное обещание в обучении персонала. Адаптируют все и под все: «под специфику деятельности» и «уровень компетентности», «к реальной специфике» и «под задачи заказчика». Упоминание адаптации предполагает гарантии того, что отраслевая и организационная специфика заказчика, характер и уровень подготовки участников будут учтены. Складывается впечатление, что именно возможность адаптации программы является показателем качества тренинга, индикатором интереса и заботы о клиенте, готовности к сотрудничеству.

Технически адаптация видится как добавление или удаление элементов. Например: «включить в программу именно те методики, игры и упражнения, которые наилучшим образом будут соответствовать запросам участников тренинга» или «собрать из разных тренингов уникальный сборный тренинг». Поначалу кажется, что вопрос касается лишь пропорций. Мы и сами готовы поверить. Но так ли это на самом деле?

Обратимся за помощью к словарям. По определению БСЭ, «адаптация (позднелат. adaptatio – «прилаживание», «приспособление», от лат. adapto – «приспособляю») – процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды». Действительно, адаптация – всегда подстройка, изменение. Но подстройка живых субъектов к более сложным, масштабным, доминирующим и, что самое главное, объективным условиям внешней среды.

В рамках этой концепции адаптируются трудящиеся к условиям работы, младшие школьники – к условиям обучения, военнослужащие – к условиям мирной жизни, советский народ – к условиям рынка. А вот динозавры к похолоданию климата на планете адаптироваться не смогли. Что произошло после – всем известно.

 

 

Знание и незнание

 

Скажем несколько слов о программе.

Первое: программа предметна и конечна. Программа в содержательной своей части представляет набор знаний, установок, методов, которые позволяют эффективно решить ту или иную задачу.

 

Второе: само по себе содержание программы беспристрастно. Для того чтобы писать по-русски, нужно знать алфавит. Если вы изучили только половину алфавита, вы, конечно, тоже сможете писать, но это уже будет не русский язык.

 

Третье: в программу «зашиты» методология обучения, алгоритм действий, регламент работы. Программа обучения технологична. Именно это свойство программы обучения позволяет быть уверенным, что абсолютно все первоклашки по окончании первого года обучения научатся писать и считать.

 

Четвертое и последнее: многовековой опыт, традиции и ценности обучения базируются на том, что знание преодолевает незнание. Со времен Песталоцци ученики подстраиваются под обучение, а не наоборот.

 

Следовательно, чтобы научить, программа по умолчанию должна быть шире представлений, знаний и подготовки аудитории.

 

Продолжение читайте в новом номере журнала