Прижился ли социальный пакет в России?

Автор: Е. Горбунова

Е. Горбунова

В нашей стране произошел переход от государственной регулируемой плановой модели экономики к экономике, в которой управленческие решения принимаются преимущественно собственниками средств производства при весьма ограниченном (по крайней мере, формально) вмешательстве государства. Конечная цель преобразований в том, чтобы эти решения принимались собственниками производства с учетом требований рынка и в интересах национальной экономики. В настоящее время ситуацию с формированием в стране рыночных отношений вряд ли можно признать удовлетворительной. Что касается рынка труда, то его практически нет. Криминальный оттенок сложившейся в России модели экономики и коррупция госаппарата почти ни у кого не вызывают сомнений.


Доходы населения — основная интегральная характеристика уровня и качества граждан. Их динамика весьма чувствительна к масштабным социально-экономическим реформам, переживаемым страной. В настоящее время любой уважающий себя работодатель, размещая в печатных изданиях объявления об имеющихся вакансиях, старается сделать пометку о том, что выплачивается «социальный пакет».

Например: «Зам. директора магазина (продукты). Ж., 30-50 л. З/п 15 000 руб. + соцпакет». А для потенциального сотрудника этот аргумент выступает зачастую решающим в выборе места работы. Считается, что организации, которые предлагают своим сотрудникам различные льготы, более надежны и стабильны.

Социальный пакет — один из элементов корпоративного престижа, стандартная составляющая системы мотивации персонала практически всех крупных организаций. Материальные выплаты по нему могут составлять от трети до половины величины заработка. Работодатели предлагают своим сотрудникам бесплатные обеды, медицинские страховки, обучение на тренингах, оплату транспортных расходов, выдачу и оплату сотовых телефонов, обслуживание личного автомобиля, используемого в служебных целях, и т. п. Однако не следует воспринимать предоставление соцпакета как бескорыстную заботу руководителей о своих сотрудниках. Если организация предоставляет им компенсацию в виде определенных льгот, значит, ей это выгодно, так как предоставление соцпакета — способ оптимизации налогообложения (табл. 1).

Налогообложение услуг, предоставляемых в рамках социального пакета (табл. 1).

«Социальный пакет» как понятие законодательно не закреплен.
Под ним зачастую понимаются любые выплаты сотрудникам дополнительно к заработной плате, что совершенно неправильно. Трудовой кодекс РФ достаточно четко регламентирует, какие социальные блага работодатель обязан предоставлять своим сотрудникам. Например, организация должна осуществлять обязательное страхование сотрудника (статья 22, глава 2 Трудового кодекса РФ), тогда оплачиваемый больничный лист нельзя считать привилегией; ежегодный оплачиваемый отпуск (статьи 114, 115, глава 19 Трудового кодекса РФ) также нельзя считать привилегией; отчисления в Пенсионный фонд являются обязательными для руководителей всех организаций независимо от форм собственности. Поэтому все, что полагается сотруднику по законам
РФ, нельзя расценивать как особую заботу работодателя о нем.
Социальным пакетом правильнее называть блага, предоставляемые сотрудникам сверх того, что установлено законами РФ.
Как показывают проведенные исследования, социальный пакет включает три основных блока:
1 — забота о здоровье сотрудников;
2 — развитие корпоративной культуры (куда можно отнести также обучение, повышение квалификации);
3 — отдых и развлечения.
Они могут иметь разное наполнение. Например, в первый блок включают дополнительный медицинский полис (ДМС) не только для сотрудников, но и для членов их семей, или проведение раз в год диспансеризации за счет организации. Во второй блок, например, включают предоставление беспроцентного кредита на обучение, частичной оплаты обучения, оплаты семинаров, курсов и др. Разрабатывается система льгот для различных категорий сотрудников: выплачиваются «подъемные» молодым специалистам и лицам, возвратившимся в организацию из рядов ВС РФ. Предусматриваются меры морального и материального стимулирования опытных сотрудников, занимающихся наставничеством. В третьем блоке предусматриваются дополнительные льготы молодым родителям: 1 сентября предоставляется дополнительный выходной день с сохранением заработной платы; предоставление возможности использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в летний период или по желанию родителей. При рождении ребенка организация выплачивает дополнительное единовременное пособие или ежемесячное пособие до достижения ребенком трехлетнего возраста; частичная компенсация стоимости содержания ребенка в дошкольном учреждении. Часто социальные гарантии оказываются более весомым стимулом для сотрудника, нежели денежные поощрения. Сотрудник оценивает заботу работодателя. Со своей стороны работодатель заинтересован в доброжелательном отношении сотрудников, что особенно важно при дефиците в квалифицированных и профессиональных кадрах.
Однако встречаются организации, где информации о выплате социального пакета является своего рода «капканом» для будущих сотрудников. Это проявляется в том, что при оформлении трудового договора сотруднику сразу же ставят условия, на основании которых запрещают пользоваться больничным
листом, в течение 3-5 лет не собираться в декретный отпуск и т. п. Аргументами чаще всего выступают обещания о дополнительных днях к отпуску, дополни тельном материальном вознаграждении по итогам работы года и т. п. Нельзя не отметить и того, что среди сотрудников появляется большое количество людей, которые не хотят работать, они просто не готовы к новым условиям и требованиям. Принцип «день прошел, и ладно» не может применяться к негосударственным организациям, так как в них заработная плата не просто выплачивается. Она отрабатывается, зарабатывается, доказывается своим профессионализмом, умением и желанием осваивать новые технологии, а к ней непременным дополнением прилагаются социальные льготы и дополнительные социальные гарантии, принятые коллективом организации и закрепленные «Коллективным договором» или «Философией организации». Практика перечисленных организаций свидетельствует о том, что, соблюдая Трудовой кодекс РФ, международные трудовые нормы, можно устанавливать более высокие социальные ориентиры с учетом потребностей и интересов сотрудников. Эти ориентиры и будут составляющими социального пакета.
При этом льготы часто не направлены на стимулирование производственных показателей. Задача, которую решает организация, вводя для своих сотрудников те или иные льготы, становится важной, так как с ее помощью организация повышает приверженность организации, улучшает ее имидж в глазах персонала, партнеров и клиентов, привлекает все новых сотрудников. Хватило бы только упорства, настойчивости и политической воли работодателя, а результат в виде повышения эффективности труда и благоприятного психологического климата в коллективе не заставит себя ждать.