Самообучающиеся организации – миф или реальность? А. Марченко

Можно ли организацию научить учиться? Это не просто вопрос дня или года в жизни компании – это, скорее, вопрос о рыбе и удочке. В современной России бизнес явно «заболел» идеей перманентного обучения, по крайней мере, именно умением организовать обучение собственного персонала, не говоря уже о его подборе, который в общем и целом уже освоен российским бизнесом. Обучение представляется успешными топ-менеджерами и владельцами бизнеса той волшебной силой, которая привела их к успеху. Но речь, как правило, идет об обучении персонала современным технологиям продаж, брендингу товаров и услуг, формированию имиджа собственного предприятия и т. д.

 

А вот вопрос, который хотелось бы поставить ребром: как построить самообучающуюся организацию? Можно ли купить чертежи, материалы, технологии возведения и эксплуатации? Вопрос действительно не праздный и актуален не только для крупного бизнеса, который с первых своих шагов в когорте себе подобных задумывается об этом, но и для большинства из сообщества предпринимателей. Актуальность вопроса очевидна: первая волна собственников уже физически устала руководить бизнесом и без западной статистики видит, что очень сложно, почти как иголку в стоге сена, даже с помощью хедханторов, находить таких топ-менеджеров, которые понесли бы дальше флаг компании. Даже если отбросить первые фобии – разворуют без меня все без остатка, то все равно встает вопрос: А СМОГУТ ЛИ ОНИ БЕЗ МЕНЯ ОТВЕТИТЬ НА НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ? Именно так, поскольку вызовы конкурентов в таком случае, как правило, в прошлом: либо конкуренты повержены, либо рынок поделен.

О западном опыте можно вспомнить в том плане, что срок жизни 99,9 % компаний – не более 40 лет.

 

И здесь мы подходим к первой и главной части ответа на вопрос: а можно ли создать самообучающуюся организацию?

 

Начнем с причин успеха бизнеса. Как правило, источником его успешности была энергия основателя или капитал акционеров. Естественно, без маркетинговой идеи успех был бы невозможен, как и рождение цыпленка из яйца без зародыша. А далее, возможно, основатель создал систему развития бизнеса, и, разумеется, в нее логично вписывались система обучения персонала, стратегия, тактика поиска новых рыночных ниш, социальная и политическая интеграция.

 

Итак, при попытке найти ответ на вопрос о том, как создать самообучающиеся организации, предпринимателю предстоит ответить на другой вопрос: а какого типа организация у вас получилась?

 

Из множества концепций, которые нам предлагают теоретики и практики менеджмента, нам подойдет только одна – теория Баррела и Моргана, предлагающая рассматривать организации в одном из трех вариантов: унитарная, плюралистическая или радикальная модель.

 

Продолжение читайте в новом номере журнала