Новый социальный феномен - блоги

Автор: С. Плетнева

С. Плетнева

Весной 2007 года исполнилось 10 лет блогам — уникальному феномену Интернета, вошедшему в жизнь миллионов людей. 1 апреля 1997 года появилась первая лента заметок — Scripting News Дэйва Вайнера, по своему функционалу представлявшая интернет-дневник. Сам термин weblog («веб-журнал») в декабре 1997 года впервые употребил Йорн Барджер. В 2004 году, сократившись до «блога», стало словом года в словаре Merriam Webster. Авторство одного из популярных отечественных Интернет блогов принадлежит Евгению Чичваркину — председателю совета директоров и совладельцу компании «Евросеть».

Заметки и суждения, затрагивающие все многообразие темы бизнеса в России, особенностях философии крупных компаний, интересные наблюдения и просто неравнодушный взгляд на окружающее — вызывают несомненный читательский отклик. Это тем более понятно, ведь возможность обратной связи остается для каждого сообщения.

КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ — ПРИЗНАК НЕДОРАЗВИТОСТИ

«Читаю красивую книжку про тверские усадьбы. Приблизительно такая фраза: «Закат былого величия тверских усадеб связан не с революцией, а с отменой крепостного права 1861 году, так как крестьяне, получившие волю, перестали возделывать землю и отправились поближе к югу», то есть тогда, хоть и с опозданием, дошло до мозгов, что не нужно воспитывать землю Тверской губернии в зоне рискованного земледелия».

Наша роль в мировом разделении труда — явно не сельское хозяйство, — уверен Михаил Чичваркин — а мы пытаемся воспитывать климат и закалять кукурузу. Но и в то же время, «нам никто не мешает идти по стопам Петра Первого и пылесосить по миру талантливых людей, чтобы поднимать интеллектуалоемкие отрасли».

По мнению читателей блога, успех российской экономики во многом определен опытом людей, управляющих страной. В свете этих идей одно из предложений к
представителям госаппарата прозвучало так: «Для чиновников (разных уровней), занимающихся регулированием экономической деятельности ввести обязательную строку в резюме — опыт создания и ведения бизнеса не менее 5 лет обязателен, чтоб знали хоть примерно, что именно регулируют своими законодательными инициативами и как это все может аукнуться».

В СТРАТЕГИЧЕСКОМ БУДУЩЕМ — АМБИЦИЙ ЧЕРЕЗ КРАЙ

Любой блог, это не только воспоминания автора, заметки на полях об увиденном и прочитанном, но и глубоко личное наполнение каждой записи. Пример тому основные тенденции рынка мобильной связи, навеянные посещением выставки Mobile World Congress 2008 от автора блога. «В тактическом будущем ничего принципиально нового не предвидится.
В стратегическом будущем — амбиций через край. Телефоны разве только не будут читать твои мысли и передавать их неземным цивилизациям. Каждый производитель делает телефон, похожий на iPhone. Ни у кого толком не получается. Красота спасет мир. Освоение надрыночного пространства (кобрендинг с часовыми компаниями). Серьезная работа над дизайном, тактильными ощущениями, графикой меню…»

Россия — страна удивительных покупателей

Несколько историй про удивительных и потрясающих покупателей, стали настоящим хитом блога не только по количеству откликов, но и остроте суждений. Заметим, что речь не только о чудаковатых запросах отдельных экстравагантных личностей. Правильнее говорить о меткой оценке современного общества на примере все тех же самых отдельных покупателей.
Случай первый.
«В конце 1996 года в нашем магазине на Маросейке. Я уже тогда приучал всех продавцов сразу подходить к покупателю. А так как в то время сотовый телефон стоил очень дорого, и было много зевак, то наши сотрудники не хотели рассказывать о телефонах впустую. И вот однажды к нам заходит реальный бомж, вернее человек, выглядящий как бомж. Чудовищный ацетонный перегар, путанные, немытые две недели волосы, весь измазанный в краске, причем всех цветов и оттенков, которые есть в природе. Человек, пошатываясь, подошел к телефонной витрине. Так как я с рынка ушел недавно, чувство брезгливости было атрофировано, плюс я не из тех, кто отступает перед трудностями, подхожу и говорю: «Здравствуйте, чем я могу вам помочь?». Человек достает из кармана грязную руку, она вся в краске, и тыкает пальцем в Sony 1000, и спрашивает:

«Можно купить это, причем так, чтобы позвонить за границу?».
«Это будет стоить в районе 3000 баксов», — спокойно отвечаю я.
«Подключите?» «Подключу. А еще у нас есть чехлы, зарядные устройства, батарейки и другие аксессуары»
«Ну давайте, что считаете нужным», — говорит он, и грязной рукой достает из заднего кармана много грязных смятых долларов, вываливает их на стол…. В итоге, он оказался заслуженным деятелем искусств, талантливым человеком, продающим свои работы за границу. А в 3-4 салона связи его даже не пустили. И я понял, что покупатели могут быть абсолютно любыми».

Случай второй.
«Когда мы открылись в Жуковке, к витрине подошел мальчик, младшего школьного возраста и начал расспрашивать про телефоны. Резюме его было: у вас ничего нет, вы — лохи. Оказывается, у мальчика было хобби, он коллекционировал телефоны, и, несмотря на то, что наш продавец в Жуковке был не готов адекватно и гибко реагировать на ситуацию, я попросил уточнить запросы и все, что мы можем купить в Москве, привезти и продать. Как ни странно, потом продажи пошли, и он начал заходить с мамой, как выяснилось, он был в 1 или 2 классе».

Случай третий.
«Пришли две подруги, видимо после какого-то серьезного праздника, в красивых шубах и отличном настроении. Знаете, бывает такое настроение, когда одна подначивает другую на подвиги. С призывом побаловать себя одна из них купила телефон за 124 000 евро. Они ничего не собирались покупать еще 20 мин назад, было абсолютно импульсное решение.
После того, как они ушли, на продавцах повисла благостная улыбка, их провожали чуть ли не со слезами радости, такое ощущение праздника они излучали».
Активная читательская дискуссия, развернувшаяся в части оценки современных покупателей и продавцов, при все разности взглядов пришла к старой как мир истине — в продажах правило одно — как ты к людям так и они к тебе. Они не думают о конечных потребителях. Они думают о дистрибуторах.

Создание и реализация модели современного бизнеса, гармонично сочетающего в своей деятельности интересы акционеров и гражданского общества, национальной рыночной экономики и укрепления основ демократического государства — принципы, заложенные в основу многих компаний. Но, по мнению автора блога, у компаний очень разное отношение к тому, кого они считают своим потребителем. Так на Cаммите Лидеров Управления в 2005 году, Ольга Дергунова, будучи руководителем Microsoft в России, говорила, что «ее компания активно следит за тем, чтобы на ее продуктах партнеры Мicrosoft зарабатывали не менее 70%.»

В этом ключе показателен и второй пример о воде в известной бутылке синего цвета. «Однажды была какая-то бизнес-конференция, где выступали представители разных компаний, в том числе, «Боржоми», но представителей той великой и огромной компании, которая разливает эту самую воду, не было. Я спрашиваю даму, отвечающую за продажу «Боржоми»: «Вы выступаете, а почему же на столах эта гадкая вода вместо «Боржоми»? Ответ был невнятным, мне потом даже стало стыдно, что я задал этот вопрос, потому что я знал ответ. У той воды — обалденная дистрибуция и мощнейшая менеджерская команда.
Они не думают о конечных потребителях, потому что вода реально средняя, вряд ли кто-то назовет ее любимой. Они думают о дистрибуторах, то есть о ближнем логистическом звене, которое обеспечивает попадание воды везде, где только можно.

Аналогичен и приведенный пример с компанией Apple. «На самих iPod, iPhone и прочих i-устройствах весь мир зарабатывает мало. Но она, например, дает
право делать аксессуары на свои устройства и зарабатывать на них. То есть компания получает много end-userов, которые купили устройства, на которых она заработала много, а дистрибуторы — мало. Дистрибуторы же заработали на аксессуарах, которые они сами произвели».

Есть еще много ярких примеров, когда компания остро озабочена тем, чтобы ближайшее логистическое звено (дилер, дистрибутор или розничный магазин) получало свой толстый слой шоколада и с удовольствием продавало данный товар, — заключает автор. Наряду с ними, уверенно ведут свой бизнес и представители совершенно иной философии. Самым ярким примером среди них, по мнению Е. Чичваркина, является Nokia. С оговоркой, что «все что написано дальше выражает личную позицию автора и никоим образом не является тем, что может опорочить, обесчестить и т.д», он замечает, что для Nokia существует только end-user. Весь их маркетинг сосредоточен только на конечном пользователе. Интуитивно понятное меню, очень правильная спонсорская позиция по поддержке активных видов спорта, работа с адекватными дизайнерами, «непадение» цен после выхода дорогих моделей (чтобы люди могли ценить и в течение длительного времени гордиться, что у них дорогой телефон), а также освоение «надрыночного» пространства (Sirocco Gold, Vertu),
все это является составными частями локомотива, который позволил Nokia реально покорить весь мир, в том числе Россию».

И ещё несколько наблюдений от автора.
«Я люблю Эмираты. Мне там нравится очень много вещей, не характерных для Ближнего Востока. Например, Дубай, выкачав всю нефть, перешел на инвестиционную форму развития, и сейчас нефть приносит 8% в общий объем доходов, а несколько лет назад — 90%. Мне нравится способность приглашать талантливых иностранцев и делегировать им полномочия, будь это управление авиационной компанией или отельный бизнес».

«Когда я был студентом, все знакомые после Нового года обычно обсуждали, кто сколько выпил. А сейчас все обсуждают, кто на сколько поправился».
(по материалам сайта http://chich8.livejournal.com)