Менеджмент знаний в технологии формирования человеческого потенциала

Автор: Т. Точеная

Т. И. Точеная

Качественные преобразования экономики создают объективную возможность социальной переориентации производства, когда господствующим способом жизнеобеспечения становится использование интеллектуальных способностей человека, которые лежат в основе инновационного потенциала экономики.

Исходя из современной теории факторов производства структуру инновационного потенциала на национальном уровне можно представить как систему, включающую следующие составляющие: трудовой, природный, технический, институциональный, организационный, информационный потенциалы.
Инновационный потенциал национального уровня является подсистемой мирового инновационного пространства и, в свою очередь, является многоярусной и поляризованной системой сетевого характера региональных, корпоративных и персональных инновационных потенциалов. Основой такой структуризации является трудовая деятельность различного характера и различный уровень исследования категорий труда. На наш взгляд, соотношение между категориями потенциала трудовой деятельности в зависимости от организационного уровня может быть представлено следующим образом (рис. 1).

Трудовая деятельность может рассматриваться с разных сторон: как процесс реализации способностей, знаний и других профессионально-квалификационных и деловых качеств, как совокупность действий при исполнении определенного круга обязанностей, «как воплощение, или материализация, деловых качеств и трудового поведения в определенных результатах». В соответствии с современными представлениями «общественный прибавочный продукт, воплощающий экономию общественного времени, образуется только в результате использования в процессе труда накопленных знаний».

Если процесс и результаты реализации знаний специалистов становятся объектом управления, речь идет о новой функции управления — менеджменте знаний, задачей которой является аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.

Взаимосвязь категорий потенциала труда по организационным уровням Рис. 1

И — интеллектуальный потенциал;
К — кадровый потенциал;
Т — трудовой потенциал;
Ч — человеческий потенциал;
О — образовательный потенциал;
Тв — творческий потенциал

Таким образом, ключевым ресурсом перехода на новый уровень качества управления является формирующаяся новая социальная группа, ценность которой заключается в умении использовать интеллект, опираться на знания, а не на мускульную силу, то есть «когнитариат».

Образовательный и творческий потенциал по мере перехода от персонального к мировому уровню трансформируются в образовательные и инновационные пространства соответствующего уровня. Если согласиться с возможностью представления капитала бизнеса состоящим из физического, финансового и интеллектуального капиталов, то исходя из современных тенденций приоритеты в системе управления сместятся в пользу работы с персоналом по поиску новых идей и наращиванию уникальных интеллектуальных преимуществ фирмы перед конкурентами.

Современный менеджмент опирается на концептуальные знания, а менеджеру необходимо владеть методологией и методическими приемами исследовательской работы, поскольку постоянным атрибутом принятия решений является риск: это требует проявлять способность к самоорганизации и комбинации всех видов ресурсов. При этом необходимость междисциплинарного подхода к решению интеллектуальных задач практической значимости ставит задачу формирования непротиворечивой системы знаний специалиста, в которой разные науки приведены к общей (внешней) мере.

Когнитивная модель формирования Карты (системы) знаний по дисциплине «Менеджмент знаний» Таблица

Формированию индивидуальной системы знаний и ее самостоятельному использованию способствует поиск и систематизация сведений по дисциплине «Менеджмент знаний» в ходе разработки студентами Карты знаний по этой дисциплине, когнитивная модель построения которой приведена в таблице.
Используя эвристический потенциал понятия «Карта знаний», при освоении программы дисциплины «Менеджмент знаний» студентам Университета «Дубна» было предложено выполнить своеобразную исследовательскую программу. В основу такой программы должна быть положена сформулированная ее разработчиком идея, которая включает в себя представление о характеристике объекта изучения и о том подходе, с помощью которого можно достичь описания объекта.

На рис. 2 приведена Карта знаний по дисциплине «Менеджмент знаний», разработанная студенткой 3-го курса Еленой Роменковой.
Идею построения Карты знаний по дисциплине она представила следующим образом: «Карта построена в виде определенного цикла извлечения и преобразования знаний из информации.

Последовательно представлены этапы управления знаниями: от первого (получение знаний) до последнего (создание новых знаний). Данный цикл повторяется неограниченное число раз, так как постоянно поступает новая информация, а в процессе управления знаниями происходит создание нового знания. В результате создаются инновации, которые могут стать важнейшими конкурентными преимуществами при их использовании организациями». Очевидно, что любая идея не возникает на пустом месте, она как бы «втягивает» знания в новую систему, связывает их воедино.

Таким образом, самостоятельное построение индивидуальной Карты знаний по дисциплине «Менеджмент знаний» (от формулирования идеи — гипотезы до ее реализации), по нашему мнению, можно отнести к учебному варианту «специального научного обеспечения устойчивого развития человечества».


Литература
1. Иншаков О. В. Теория факторов производства в контексте экономики развития. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
2. Феофанова М. Р. Управление персоналом: Методология анализа качества рабочей силы. М.: «Наука», 2001. С. 17.
3. Экономика и управление в зарубежных странах // Информационный бюллетень № 5. М.: ИНИОН, 2001. С. 30.
4. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2005.
5. Точеная Т. И. Креативное мышление и управленческие новации // Неуемная Россия: в 2 тт. М. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 319!325.
6. Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник АН СССР. М.: «Наука», 1987.
7. Кузнецов О. Л., Кузнецов П. Т., Большаков Б. Е. Система природа — общество — человек: устойчивое развитие. М. — Дубна: «Ноосфера», 2000. С. 309.

Карта знаний Рис. 2