Диагностика имиджа топ-менеджера (на фокус-группе русских царей): царь Михаил Федорович Романов

Автор: К. Усович

ДИАГНОСТИКА ИМИДЖА ТОП-МЕНЕДЖЕРА (НА ФОКУС-ГРУППЕ РУССКИХ ЦАРЕЙ): ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ

К. Усович

«Словно вечность, Океан огромен, И сильна спокойствием волна, И когда мне тесно в старом Доме, Я сажусь у третьего окна».
Из песни группы «Машина времени»

«Мой Телемак, Троянская война окончена. Кто победил — не помню».
Из сб. «Синергетическая парадигма»

Состояние «энтропийной смерти», дезинтеграции и распада неизбежно для любой замкнутой системы — так утверждает второе начало термодинамики. Не являются исключением из этого синергетического правила и бизнес-системы, которые периодически могут оказываться в состоянии хаоса. Такова неумолимая логика зарождения новой жизни — в муках. Хаос синергетикой рассматривается как первоисточник разнонаправленных потенций становления. Другими словами, чтобы изменить реальность, необходимо пройти через состояние хаоса, пограничное к этой реальности. Управлять фирмой, которая находится в подобной ситуации, — задача не для слабонервных. Именно поэтому к глубинному имиджу антикризисного управляющего предъявляются особые требования, о которых должны помнить профессионалы кадрового рынка.

Из всех рассмотренных нами ранее имиджей правителей Руси наиболее успешным в вопросах антикризисного управления оказался имидж Гефеста, диагностируемый у Ивана IV Грозного. Однако свойственная указанному имиджу компетенция авторитарности и идеализации управленческих моделей приводит к хирургическим методам избавления от хаоса, основанным на жестком администрировании. Между тем, если хаос уже «пустил метастазы» и распространяется со скоростью обвала, то «администрировать» уже поздно, и на первый план выходит такое уникальное качество топ-менеджера, как трансгрессия. Трансгрессия — это способность топменеджера удерживать кризисную систему на пороге небытия, черпая из хаоса нужные потенции развития, отсекая гибельные пути и перестраиваясь в динамике. На практике это означает угадать магистральное направление самоорганизации системы, не препятствовать спонтанному рождению порядка из хаоса, устранив каналы утечки жизненных ресурсов. Необходим глубинный имидж, который даст спасительную остановку в процессе обвала, а жизнеспособная система, воспользовавшись паузой, сама «вырулит» на нужный сценарий. Интересно, что канализация энергии при выстраивании новой структуры происходит в соответствии с конкретными сюжетами из мифологии, которые мы и попытаемся установить.

Теория антикризисного управления выдвигает следующие требования к профессионалу-управленцу (по А. Т. Зуб и Е. М. Паниной). Во-первых, умение приспосабливаться к изменяющейся ситуации, которая часто доставляет противоречивую информацию, требующую адекватного рационального и эмоционального ответа. «Управляющие отмечают, что часто теряется ощущение осмысленности собственных действий, поскольку приходится осуществлять действия бессмысленные либо делать то, что не может завершиться итоговым результатом».

Во-вторых, принимать правильную позицию в отношении партнеров, как правило, агрессивно настроенных, чтобы сохранить доверие и лицо организации.
В-третьих, это навыки эффективного публичного выступления для создания атмосферы уверенности в правильности выбранного курса.
В-четвертых, владение широким репертуаром средств воздействия на собеседников, когда надо проявляя гибкость, а когда надо — твердость, использовать слабые места оппонентов.
В-пятых, строго соблюдать бюрократические процедуры и юридические нормы при проведении официальных мероприятий и собраний.
Все указанные признаки в полной мере были присущи основателю новой царской династии на Руси Михаилу Федоровичу Романову, формируя ту целостность психологических характеристик, которую мы связываем с мифологическим образом титана Океана, реки на краю Земли. Именно титана Океана и его супругу Тефиду Прокл Диадох относил к богам, творящим становление. Океан пробуждает движение и превращает его в деятельность. Тефида же отделяет от порождаемого чистое, охраняя породительные причины.

Царь Михаил Федорович
Романов: Океан
Судьба: глядя из будущего

Дальний предок Романовых, король Прутено, был верховным жрецом в прусском городе Романов, где в IV веке служил священному дубу, ставшему в последствии эмблемой герба дома Романовых. Потомки его брата, прусского короля Вейдевуда, в XI II веке перешли на службу к Александру Невскому. Они имели прозвище «Камбала», что на Руси было преобразовано в «Кобылу».

Андрей Иванович Кобыла, первый упомянутый в русской летописи предок Романовых, в 1347 г. находился на службе у великого князя Семена Ивановича (Гордого). От него и произошли несколько известных боярских родов, включая Романовых. Тестем Ивана Грозного стал Роман Юрьевич Юрьев Захарьин, дочь которого Анастасия и ее брат Никита уже звались Романовыми. Сын Никиты, боярин Федор Никитич Романов, был двоюродным братом царя Федора I Ивановича и занимал при его дворе видное место. Однако Федор Никитич проиграл Борису Годунову на выборах нового царя в 1598 году, и в числе других сильных претендентов в конце 1600 г. подвергается опале. Его насильно постригают в иноки под именем Филарета, его жену Ксению Ивановну ссылают в заточение под именем Марфы, а детей Михаила (1596 г. р.) и Татьяну поселяют на Белоозере с родными тетками. До 1603 г. с четырехлетнего до шестилетнего возраста Михаил оказывается без матери и отца. В 1605 г. Лжедмитрий I объявляет амнистию, и семейство Романовых воссоединяется в Москве. Однако неугомонный отец сначала принимает сан митрополита Ростовского, а затем назначается Лжедмитрием II на место тушинского патриарха. Таким образом, в Москву Филарет возвращается только в 1610 г., после поражения Тушинского вора, но в том же году оказывается в польском плену в составе русского посольства, где и пребывает до 1618 г. Его жена и сын тем временем переживают невзгоды Смутного времени в Москве. Конечно, пребывание в «горячих точках» не могло не сказаться на психике юного Михаила, который при этом не получает и сколько-нибудь приличного образования. Охота на лосей и медведей становится главным его увлечением.

В 1613 г., когда инокиня Марфа и Михаил находились в вотчинном селе Домнино, об этом прознали поляки и отправили туда вооруженный отряд для устранения конкурента их королевича Владислава. Однако провожатый, костромской мужик Иван Сусанин, привел их в противоположную сторону, в село Исупово, что дало возможность будущей царской семье укрыться в Ипатьевском монастыре.

Сусанин был изрублен поляками в куски. Так народ продемонстрировал готовность жертвовать жизнью за своего русского царя. К этому времени права Михаила на русский трон не вызывали ни у кого ни малейших сомнений. Другие кандидатуры, включая лидеров ополчения, имели глубинные имиджи, уже «отработанные» историей, и потому не были востребованы.

Прямо скажем — чтобы принять царство в разоренной и терзаемой врагами стране при пустой казне требовалось определенное мужество. Целый месяц делегация из бояр ведет переговоры с Михаилом и Марфой в Ипатьевском монастыре, и только после «умоления иконой» мать благословляет Михаила на царство. 11 июля 1613 г. состоялась церемония коронования нового царя.

Новому царю досталось незавидное наследство. На западе полным ходом шла война с поляками и шведами, которую надо было прекращать любой ценой ввиду полного отсутствия средств. Шведы желали посадить на русский трон королевича Филиппа. В их руках уже были Новгород, Старая Руса, Иван-город, Ладога и другие города. Причем новгородцы еще до Михаила присягнули Филиппу и находились в замешательстве. Шведы были настроены достаточно решительно, однако неудача со взятием Пскова и посредничество англичан вынудили их приступить к мирным переговорам, которые в 1617 г. закончились Столбовским миром. Новгород, Старая Руса, Ладога оставались русскими, но Россия теряла побережье Финского залива, Иван-город, крепость Орешек и другие важные города. Выход к морю был закрыт. Внутри страны беспредельничали разбойничьи шайки и казацкие ватаги, а также татары и черемисы. Численность отдельных воровских скопищ доходила до 7000 человек. Среди них находились и лихие атаманы. Так, с летучими отрядами Иван Сусанин не мог справиться и знаменитый Пожарский, и если бы Лисовский случайно не погиб, упав с коня, то царские воеводы гонялись бы за ним еще долго. Разбойники жгли и уничтожали целые деревни, повсюду валялись непогребенные тела и стояли пепелища. Сибирский царевич Араслан мучил людей и беспощадно вешал. Пленных угоняли тысячами. На юго-востоке хозяйничал Заруцкий, желающий посадить на трон своего сына от Марины Мнишек «воренка Ивашку». Однако в 1614 г. справились и с ним. Постепенно были разбиты и прочие шайки. Во многом решению этих вопросов Михаилу помогло бездействие поляков. Около четырех лет Сигизмунд не мог начать решительных действий из-за отсутствия средств и, наверное, не один раз пожалел, что вовремя не пристроил своего сына Владислава на московское царство.

Русские воеводы, воспользовавшись моментом, даже отобрали у поляков несколько городов. Однако Михаилу нужен был мир, а в польском плену все еще находился его отец Филарет. Однако Сигизмунду удается собрать военные силы, и Владислав с небольшим войском в 1617 г. захватил Дорогобуж и Вязьму. Его расчет на поддержку населения не оправдался, московские люди уже были знакомы с методами польского правления, но, самое главное, за них стоял законно избранный царь. Глубинной первопричины Смуты теперь не существовало, а с вторичными успешно боролся Михаил. Владислав в 1618 г. стал в Тушино. Михаил созывает Собор и обращается к народу. В результате попытка штурма Москвы оказывается неудачной, осажденные стоят насмерть. Близится зима, и дело заканчивается Деулинским перемирием, по которому Россия уступает Смоленскую, Черниговскую и Северскую области. Было решено обменяться пленными.

Так происходят возвращение домой митрополита Филарета и его встреча с сыном. Вскоре Филарет был возведен в степень патриарха всероссийского. Авторитет Филарета на Руси был настолько высок, что, если бы не духовный сан, быть ему царем.
Теперь же он становится фактическим соправителем сына. При законно избранном правителе все решает национальный лидер. В официальных грамотах того времени он величается не иначе как «великий государь святейший патриарх». Без него Михаил не решает ни одного дела. Филарет сразу же выстраивает грамотную фискальную политику, основанную не на безумных поборах, а на сотрудничестве с налогоплательщиками. Филарет не пускает на Волгу иноземных купцов, чтобы дать возможность разбогатеть своим. Городам предоставляются всевозможные хозяйственные льготы. Делается явный акцент на мобилизацию внутренних ресурсов страны.

Не оставляются без внимания Филарета духовность и нравственность. Прежде всего восстанавливается печатное дело, а богослужебные книги правятся по древним русским рукописям. Он ратует за создание училищ и школ при храмах и монастырях. Пресекаются попытки иноземного глумления над народными духовными ценностями, идет суровая борьба с мздоимством. В то же время в правление Михаила и Филарета вводится государственная монополия на торговлю водкой, на юге начинается разведение виноградников, и на Руси впервые появляется чай. Царь Михаил скончался в 1645 г. от водянки, благословив на царство своего сына Алексея. Сюжет «Сын Неба и Земли»

Хотя титан Океан действительно был одним из сыновей Урана (Неба) и Геи (Земли), этот сюжет следует понимать в более широком, чем буквальный, смысле. Имеется в виду, что родители, внесшие вклад в формирование указанного имиджа, были в равной степени авторитетны для ребенка, каждый по-своему. Равновеликие по значению родители создают два конкурирующих центра влияния в бессознательном, которое адаптируется выработкой способности к быстрой смене установок. У Михаила Романова таких центров могло быть еще больше, поскольку он помимо прочего находился на воспитании родственников. Кроме того, сама обстановка хаоса Смутного времени побуждала сознание ребенка создавать свой мир, на базе дихотомии земли (твердой почвы под ногами) и неба (перспективы, надежды на лучшее).

Символика неба и земли несет в себе смыслы сотворения мира и его сепарации на конкурирующие первообразы как процесса упорядочивания Хаоса. Семантику порядка на греческом Олимпе воплощает Зевс, и именно его первообраз диагностируется нами у отца Михаила — Филарета Романова. Именно небо получает Зевс в управление при разделении царств между ним, Посейдоном и Аидом, воплощая более совершенную ступень структурирования мира. (Первоначальное значение слова Zeus и есть «небо»). В ходе Троянской войны Зевс выступает единственным глобальным стратегом, по воле которого и боги, и люди, играя каждый свою игру, приближают предвидимый только им финал.Поэтому Филарет Романов и оказывается тем тайным героем русской сказки, который получает «ковер, шапку, сапоги» (смотри № 4 за 2008 г.) после выяснения отношений между соперничающими группировками.

Партия порядка наконец пробивается к власти, но опосредованно, через своих детей, на которых, как известно, природа отдыхает. Михаилу не суждено было продолжить дело отца, который провел огромную черновую работу по восстановлению из руин государства российского. Эту работу можно сравнить с поединком Зевса с Тифоном, чудовищным сыном Геи и Тартара, имеющим сотню драконьих голов и тело человека с кольцами змей вместо ног. Поначалу Тифон побеждает, перерезав Зевсу сухожилия и спрятав их. Но хитроумный Гермес (Лжедмитрий) выкрадывает сухожилия и возвращает Зевсу. В конечном итоге с помощью других богов Зевс побеждает, навалив на Тифона гору Этна в Сицилии, откуда тот изрыгает пламя. Образ Тифона обобщает все бедствия и несчастия, обрушившиеся на русскую землю в период междуцарствия, и включает в себя мотивы дракона и Аргуса. «Я сохраню Иапета оковы», — говорит Тифон (Нонн, «Тифония», П, 495). Первообраз Гермеса, как мы уже знаем, олицетворяет явление самозванства на Руси (см. «УП» № 3 за 2008 г.), которое приблизило фактический разгром боярства.

Наконец-то у власти в Российском государстве впервые после Елены Глинской вновь оказывается Гера, но теперь в ее настоящем качестве — жены Зевса. Ей оказывается инокиня Марфа, мать Михаила Романова. Гера различными античными авторами (например, Эмпедокл) отождествлялась с Землей (Hera = era = земля), так что их союз с Зевсом рассматривался как «священный брак» Неба и Земли.

Ее сила воли и характер не уступали супругу — патриарху Филарету Романову. Свою практическую энергию, будучи монахиней, она направляет на обустройство семейной жизни сына, ведь речь идет о продолжении новой династии. По мифу сначала во время титаномахии, битвы Зевса (Филарета) с титанами (наследством Годунова), Гера пряталась у Океана на краю света, что соответствует их совместному с Михаилом переживанию трудностей Смутного времени. Но после воцарения Михаила она принимает живое участие в устройстве его личной жизни. В мифах известна примирительная роль Геры в ссорах Океана и его жены Тефиды. Но саму жену Михаил получает лишь с третьей попытки.

Сначала царю приглянулась его знакомая по ссылке Мария Хлопова, которую объявили царской невестой и переименовали в Анастасию, в память о жене Грозного. Но родственники Марфы оговорили ее как слабую здоровьем, опасаясь ослабления своего влияния. Даже в подобных вопросах царь полагался на решение Собора, который еще до приезда Филарета постановил сослать Анастасию с семьей в Нижний Новгород. Филарет же пересмотрел дело и вернул Анастасии статус царской невесты, но мать Марфа не дала согласия на брак, в ответ на опалу своих родственников. Ее вторая кандидатура — княжна Долгорукая, хоть и стала женой Михаила, но сразу после свадьбы слегла и вскоре умерла.

Пришлось Михаилу брать инициативу в свои руки и по принятому обычаю организовать смотрины. Так у царя появилась жена Евдокия Стрешнева, которая принесла ему десять детей, из которых Михаила пережило лишь четверо — среди них и будущий царь Алексей. Роль Геры проявилась в плотной гиперопеке со стороны старицы Марфы в отношении нежеланной невестки, о мнении которой на этот счет история деликатно умалчивает.

Даже в увлечениях царя проступают признаки влияния обоих родителей. С одной стороны, царь был заядлым коллекционером часов и охотником, что обычно относят к мужским занятиям. С другой стороны, он увлекался разведением растений, садоводством и не имел способностей к военному делу, что более приличествует женской модели поведения.

Как дочь Океана Метида высвобождает Зевса из-под власти Кроноса, так и примирение Михаила с Польшей делает возможным возвращение Филарета на родину. По поводу щита, изготовленного Гефестом (имидж Ивана Грозного), Гомер говорит, что «там представил он землю, представил и небо, и море» и «великую силу реки Океан». А Ферекид Сирский поясняет: «Это чертоги Зевса» (А. Ф. Лосев).

То есть в целом появление имиджей Океана и Зевса происходит в русле продолжения политики Грозного. Использование Герой пояса Афродиты для соблазнения Зевса и усыпления его бдительности, чтобы помочь грекам против троянцев, символизирует имитацию поддержки Марфой восстановления самодержавного наследия Грозного — Гефеста на Руси.

Не случайно и первую невесту Михаила намеренно переименовывают в Анастасию в честь любимой жены Грозного, родной тетки Филарета. Но двусмысленность этого наследия в том, что Русь-Афродита еще и любовница боярства Ареса (см. № 4 за 2008 г.).

Таким образом, Филарет оказывается через свою жену подвержен влиянию боярского окружения, о чем говорит история с ее родственниками Салтыковыми. В Смутное время они присягали польскому королю Сигизмунду, а после воцарения Михаила сосредоточили в своих руках власть и творили его именем всякие неправды. Возвращение Филарета лишает Салтыковых их значения.

Гера часто стращает Зевса тем, что уйдет от него к Океану:
«Ты на меня, о супруг, не разгневался б, если безмолвно В дом отойду Океана, глубокие льющего воды». В Океане Гера видит источник и продолжение своих «коварных сердцем» помыслов, и мы видим, как Михаил со временем отходит от принципов Грозного и своего отца в пользу боярской партии Иапета — Годунова.
Структурно-иматографический анализ выявляет в носителе имиджа Океана конструкты Ареса и Гермеса. Это означает, что Гера-Марфа видит в нем своего клона (Ареса), а Зевс-Филарет своего глашатая (Гермеса). Бояре же (партия Ареса) признают в нем прирожденного боярина. И для народа (Хаос) Океан тоже достаточно близок как символ края Земли, за которым мрак Аида, и символ надежды на лучшую жизнь. Не случайно Гермес — Лжедмитрий тащит души убитых Одиссеем (Козьма Минин) женихов (претендентов на трон) именно к Океану.
Сам же Одиссей переплывает Океан и видит лик царства мертвых. Действительно, Минину во сне является преподобный Сергий Радонежский и призывает «возбудить уснувших». Поэтому в то время стране нельзя было перешагнуть через фигуру Михаила, не попав в царство Аида. Появление имиджа Океана во власти означает, что небытие приблизилось. Символика Океана близка к символике распятия на кресте.

Распятый на кресте находится между небом и землей и между жизнью и смертью. Приняв царство, династия Романовых стала крестом русского народа. Сюжет «Шаман — пограничник» Детство Михаила Романова, впитавшее шокирующие впечатления Смутного времени, дает веские основания рассматривать дальнейшее развитие его личности как посттравматическую эволюцию участника чрезвычайных ситуаций. Ключевую роль в этой эволюции играет так называемый первичный эго-стресс, характеризующийся в первую очередь регрессией психики человека на уровень подросткового пубертатного кризиса. На этом уровне личность переживает ролевую спутанность и кризис самоопределения (по Н. Н. Пуховскому). Дальнейшее развитие может идти по пути персонификации источника угрозы в «образе врага» и возвеличивании «образа магического помощника». Возможно и углубление регрессии до уровня 3-летнего ребенка. Не случайно фантаст Станислав Лем, создавая образ планеты — Океана Солярис, вкладывает в уста своему герою следующие строки: «А может, именно Солярис — колыбель твоего божественного младенца, — заметил Снаут… — Может, именно он зародыш бога отчаявшегося, может, силы его детства пока превосходят его разум, а все то, что содержится в наших соляристических библиотеках, просто длинный перечень его младенческих рефлексов…»

Не исключено появление аффекта болезненного недоумения, при котором наблюдается глубокая задумчивость с мучительными переживаниями, ограничение подвижности, безвольное подчинение и, что важно, метафизическое мышление. «Слово, утрачивая свой первоначальный действительный смысл, получает взамен иррациональное могущество заклинания» (И. Васюченко).

Принятие статуса царя остановило патологическую эволюцию его психики в сторону личностной деформации, поскольку болезненные переживания преодолелись вместе с ликвидацией их реальных внешних первопричин. Однако отпечаток на личности остался. Выработалась гипертрофированная акцентуация характера по конформному типу, отличающегося несамостоятельностью, постоянной оглядкой на других и зависимостью от микросреды. Трудности Смутного времени вызвали в психике подростка синдром отчуждения, описывающий «чувство утраты эмоциональной связи со знакомыми местами, лицами, ситуациями и переживаниями, которые как бы отодвигаются, становятся чужими и бессмысленными для индивида, хотя он и осознает их физическую реальность» (Л. Б. Шнейдер).

Отчуждение требуется, чтобы разорвать связь своего «я» и травмирующей среды или хотя бы сделать ее менее значимой. Для становления имиджа Океана важна такая форма отчуждения, как деперсонализация, когда собственное «я» выглядит странным и чуждым, превращаясь только в реакцию на других. Собственная личность воспринимается как одна форма без всякого содержания.

Когда чуждым, ненастоящим представляется внешний мир, то имеет место дереализация. Ею как раз Михаил не страдал. Для его образа характерен конструкт Ареса: «мир прост и понятен в своей враждебности». Именно умение различить истинных врагов России и позволило царю Михаилу Федоровичу отгородиться от внешних и покончить с внутренними бедами. Но почему даже природа, не говоря о соплеменниках, благоприятствует этому царю?

Профессиональная роль священнослужителя всегда занимала особое место в истории человеческих сообществ. Прежде всего потому, что шаманы, жрецы, а затем и другие служители культов охраняли границы жизнедеятельности племени и возвращали бедствия и несчастья его врагам. Поэтому в условиях отсутствия или краха системы управления именно слово шамана приобретает огромный вес. К жрецам и шаманам относились с большим страхом и повиновались им гораздо лучше, чем вождям. Часто маги и знахари сами становились вождями и королями. Магическое сознание примитивных народов наделяло правителей сверхъестественными способностями оплодотворять землю и вызывать дождь. Если страну поражала засуха и неурожай, то царек изгонялся или даже уничтожался. Вспомним, что именно голод 1601-1603 гг. привел к трагическому финалу правление Годунова (смотри №20 за 2007 г.) и вызвал высвобождение магических элементов из глубин коллективной психики русского народа. Иногда в жреца вселялся бог и сообщал через него свою волю. Одержимость богом или духом вызывалась в том числе и при помощи священного дерева или растения. Например, на Гиндукуше жгли священный кедр, и прорицательница с покрытой головой вдыхала его дым, жриц Аполлона окуривали дымом священного лавра, вакханки ели плющ, в Уганде жрец курил трубку специального табака, на Яве медиумы вдыхали пары фимиама, исходящие от дымящегося кадила. Династия жрецов Романовых своим символом считала священный дуб. В патриархе Филарете династия обрела свою профессиональную роль. О символике дерева применительно к царскому посоху (кадуцей) мы уже писали в предыдущих очерках ( № 3 за 2008 г.).

Архаичность образа Океана, внука первозданного Хаоса, предполагает более примитивный тип священнослужителя относительно современных мировых конфессий. Поэтому мы говорим именно о «шаманском» сюжете образа Михаила Романова. Кроме того, православная церковь пребывает после Смутного времени также в «пограничном» состоянии. Русские священники плохо знают Библию и сочинения отцов церкви.

Живое слово забыто. Устной проповеди в церкви не было. В духовенстве сильны суеверия, процветают пьянство и грубые пороки. Знахари и гадалки морочат темный люд и имеют над ним больше власти, чем священники. Психическое состояние самого Михаила также далеко от идеального. Кроме того, рассмотренный выше сюжет «Сын Неба и Земли» несет аналогичную семантическую нагрузку. В частности, в песне тувинских шаманов есть такие строчки:
«О мой родитель, Небо, владыко!
Еще раз, о владыко!
О мать моя земля! Помилуй меня!
Я шаман, могущий умереть и упасть в беспамятстве!»
(Записал Р. Итс.)

По свидетельству юнгианского психолога Дональда Ли Уильямса, «наставления шаманов раскрывают один и тот же паттерн расчленения на части и восстановления в исходное состояние». Если в имидже Гермеса личность переживает фрагментаризацию своего собственного сознания, меняя роли соответственно фрагментам (см. № 3 за 2008 г.), то имидж Океана, пусть неоптимально, но синтезирует осколки сознания в противоречивую целостность. Такая противоречивость формирует особое мировосприятие, которому Кастанеда словами дона Хуана дает следующую оценку: «Мы пониматели, постигатели, ощущатели, которые могут свидетельствовать о многих мирах без абсолютной зависимости от какого-то одного из них». Умея собирать и разбрасывать камни своей личности, шаман получает возможность возвращать «сторожевой дух» и пациентам, приводя их личности в нормальное отношение с самим собой.

По Леви-Стросу, шаман создает миф, вызывающий соответствующие переживания у больного, что роднит шаманизм с психоанализом. Только в психоанализе речь идет об индивидуальном мифе, созданном больным из фрагментов своего личного прошлого, а шаман оперирует социальным мифом, заимствованным из коллективной традиции (культуры).

Вторя Кастанеде, Леви-Строс называет шамана «профессионально отреагирующим». Стремление обрести границы своей личности переносится Михаилом на границы государства российского. Сохранность границ обеспечивается им в рамках политики миротворца. Крымского хана задабривают ежегодными «поминками», с ногайцами тоже удалось договориться и даже освободить от их плена до 15 тыс. человек. Со Швецией, Турцией и Персией установлены дружеские отношения. В 1635 г. заключен вечный мир с Польшей. Понемногу заселяется вольными и гулящими людьми Сибирь, им отводятся земли и даются подъемные. «Ты умываешь всю землю кругом пограничной волною», — говорится об Океане в Орфических гимнах.

Такой «убаюкивающей» политикой подготавливается переход России на чуждый ей путь модернизационного заимствования, а не собираются силы для внутреннего мобилизационного рывка, как замышлял Филарет. Титаническая природа берет верх над небесной сначала в личности царя, а затем и в государстве.

Сюжет «Оборотень Миротворец»
Станислав Лем в романе «Солярис» создает образ живого Океана, синтезирующего материальные копии мысленных образов, по форме технически более совершенных, чем оригинал. Однако формальные копии лишены эмоциональной памяти и потому безжизненны. Несомненно, данная попытка художественного осмысления первообраза Океана представляется нам чрезвычайно удачной.

Мифологический образ Океана лишен внешней привлекательности. Обычно он изображался в виде существа с передней частью тела козы, а задней — рыбы. Подобная кентавричность образа означает двуединство противоположностей. Приземленность и готовность штурмовать небо, азарт игрока и оглядка на мнение окружающих, жизнь и смерть уживаются в нем легко и непринужденно.

Если Иапет играет партию, то Океан — на публику, и архаичность этого бога (он принадлежит к первому поколению титанов, являясь внуком Хаоса) награждает его высокой степенью адаптивности и приспособляемости. Инструментом приспособляемости выступает многоликость и неуловимость. Это шумный и бурлящий поток, и нельзя дважды войти в одну реку, тем более если она называется Океан.

Способность принимать разные формы была присуща так называемым «морским старцам» Нерею и Протею, которых мы относим к героическим производным образа Океана. Нерей, так же, как и Океан, сын Геи-Земли, правдив, доброжелателен, обладает даром прорицания. Однако, чтобы уловить Нерея в его настоящем образе и услышать его совет, необходима мощь Геракла, Нерей силой берется.

Протей менее архаичен, так как принадлежит более «молодому» поколению богов, являясь сыном Посейдона, однако его тоже следует крепко держать, пока оборотень не примет свой истинный облик — сонливого старичка. Он способен превращаться во льва, змея, вепря, текущую воду и лиственное дерево. После падения Трои именно Протей предсказывает Менелаю судьбу греческого войска. Царь Федор и его мать, инокиня Марфа, прямо указали Великому посольству из бояр и духовенства перед согласием принять царство, что русскую землю ждет трудный путь восстановления из разрухи, медленного пополнения казны за счет успешных граждан, нищета служилых людей и терпимость к претензиям недругов из-за невозможности содержания войска. Менелаю помогает с Протеем Эйдотея — «богиня формы», Михаил же принимает царство по благословению своей матери Марфы: «Аще на то будет воля Божия, буди тако!»

Только силой коллективного воздействия, воплотившейся в решении Земского собора, удалось утвердить юного Михаила в его истинной роли русского царя,
опасность быть которым в то время красноречиво доказали судьбы предыдущих правителей Руси. У Троянской войны была своя Пандора — Елена Троянская, которая по воле богинь послужила причиной конфликта. В русском варианте Троянской войны первообраз Пандоры-Елены принадлежал Марфе Нагой, как мы установили ранее (см. № 3 за 2008 г.). Тем интереснее для нас версия греческого мифа, согласно которому по воле Зевса и Геры настоящая Елена не была отдана Парису, а оказалась у Протея.

Действительно, во время опалы Романовых в царствование Годунова Михаил ссылается в Бело-озеро, где в то время монашествует не кто иной, как Марфа Нагая! Указанные мотивы, таким образом, подкрепляют в имидже Михаила первообраз Океана.

Данный сюжет также подтверждает глубинно-психологические основания прав Михаила Романова на наследство Грозного (ведь Марфа Нагая — жена царя Ивана), частью которого является и наследство Пандоры, то есть возможность новых войн и бед.

Переменчивость образа для Океана означает также неустойчивость и слабость позиции носителя этого имиджа. В случае царя Михаила можно отметить его первоначальное упорствование в вопросе открытия англичанам свободного проезда по русским владениям в Персию, когда жив был еще его отец патриарх Филарет. А после смерти отца он легко разрешает такую льготную торговлю на 10 лет голштинским купцам, которые, правда, в конечном итоге разорились.

Миролюбие царя Михаила проявилось и в следующем любопытном историческом курьезе. Оказывается, почти за 60 лет до Петра русскими был взят Азов. И сделали это донские казаки в 1637 г., изрубив предварительно турецкого посла, а затем и всех азовских жителей. В 1641 г. турецкий султан и крымский хан двинули к Азову многотысячное войско. Однако казаки и, что характерно, женщины-казачки отбивались с отчаянным мужеством. Было отбито 24 приступа за полгода. Никто не поддался на измену, а пленники не выдавали секретов обороны. В результате, потеряв около 20 тыс. людей, турки сняли осаду. Об этом успехе казаки известили государя и просили принять Азов под свою руку. Русский триумф вызвал одобрение в Москве. Созванный царем Собор постановил принять Азов, что автоматически означало бы войну с Турцией.

Владение Азовом стратегически сдерживало крымских татар, ногаев и кавказских горцев и освобождало от платежей крымскому хану. Однако царь не рискнул положиться на казаков и противостоять турецкому султану при неустройстве в своем государстве. Поэтому казаки получают приказ покинуть Азов, разрушив его до основания в 1642 г., почти через 6 лет после взятия. В мифе Океан не участвует в заговоре титанов против Зевса и потому не оказывается в Тартаре.

Неучастие Михаила в разборках Смутного времени сделало его кандидатуру на царство основной.
Совершенно занимательное мифологическое чутье продемонстрировали поляки при заключении Поляновского мира 1634 г.
Они предлагали русскому царю венчаться также и польской короной, а польскому королю — московской. В мифодраме это соответствует сценарию Адониса, когда персонаж зависает между царством живых и царством мертвых.

Понятно, кому поляки готовили роль царства мертвых. Кроме того, они предлагали русскому царю избираться в польские короли и 2 года проводить в Польше, а год — в Москве. Здесь явно видны мотивы сценария Персефоны, которая 2/3 времени должна проводить с матерью Деметрой (плодородной почвой), а 1/3 — в царстве мертвых. Вновь роль царства мертвых отводилась России (об указанных сценариях см. также № 3 за 2008 г.). К чести наших послов, обнаруживших не меньшее чутье, подобные предложения приняты не были.

Вообще со смертью патриарха Филарета завершилось влияние в русской власти «партии порядка», радетелем за который был патриарх. Царь Михаил не идет по стопам отца, начав поворот от политики ориентации на собственные внутренние ресурсы страны к политике заимствования западных образцов управления, хозяйствования и повседневной жизни путем широкого привлечения иноземных специалистов в промышленность. Этот поворот от мобилизации к модернизации означал победу после смерти Филарета той боярской партии, которая хотела продолжать дело Бориса Годунова, особенно в вопросе закрепощения крестьян. Имидж тита на Иапета делает-таки Годунова отцом-основателем (см. № 20 за 2007 г.) поколения правителей России, взявших курс на ассимиляцию с Западом вместо интеграции с собственным народом, ответившим за избрание новой династии личной свободой. Такова была цена сохранения национальной идентичности — разрыв духовной связи со своими правителями. Вместо нелигитимного Годунова годы кровавой Смуты привели к легитимной «годуновщине». Дракон снова ожил. Не случайно вскоре после смерти Филарета в 1635 г. из польского плена в гробах возвращается прах Шуйских: царя Василия (Арес), его брата Дмитрия (Эней) и жены последнего, виновной в смерти Скопина; чтобы быть захороненными на православной земле.

Кадм-Владислав (новый польский король) освобождает Ареса из сосуда, и зубы дракона вновь закопаны в нашу землю (см. № 4 за 2008 г.). Имидж титана Океана как оборотня подкрепил такой поворот. Спаситель царя Михаила, Иван Сусанин стал легендой русской истории, указав путь нации, несовместимый с польским или иным владычеством. Он показал, что коллективное бессознательное народа способен уравновесить только соборно избранный царь. Михаил же обозначился в последние годы своего правления как анти-Сусанин, направив свой народ по пути принятия западных культурных ценностей. Чуждое по форме народу, это направление приняла только верхушка. Власть в России взяли титаны, место которых — Тартар. Партия Зевса-Филарета продолжила свою титаномахию, чтобы через два века вновь явиться на троне и вытащить государство из очередного хаоса.

«Тем не менее это царствование, благодаря, главным образом, Филарету, оберегавшему страну от непоправимых катастроф и ведущему ее по пути лучшего будущего, знаменует собой период возрождения, значение которого не оценено достаточно и до сих пор». С этим мнением историка начала ХХ века К. Валишевского трудно не согласиться.

Коллективные сюжеты.
Династический сценарий Романовых

Итак, кто же победил в Троянской войне по-русски? Спор трех богинь разрешился явно не в пользу Афины. Как ни украшала Афина Диомеда, омывая его шлем и щит в водах Океана, партия носителей этих имиджей, Марины Мнишек и Заруцкого, оказывается проигранной ( № 4 за 2008 г.), что явно противоречило мифу и требовало продолжения.

Историческая мифодрама увязала имидж Афины с культурной миссией иностранцев в России, поэтому резидентам он не может быть рекомендован, но зато благоприятен для выезда на ПМЖ.

Другая участница спора, Гера, мать царя Михаила, казалось бы, становится государыней, но… в монашеском облачении и в разоренной стране, что вряд ли можно считать наградой — скорее ношей. Кроме того, сторонники Геры, бояре, обескровлены. Так что победа Геры весьма относительна и даже сомнительна. Русь-Афродита в результате борьбы любовников получает себе в соперницы Персефону, рощи которой уже виднеются на том берегу Океана, и потому тоже не в выигрыше. Определенный статус-кво сохраняет Елена Троянская, оказываясь с Протеем, что символизирует сохранение гибельного наследия Пандоры новой царской династией Романовых.

Приход к власти Зевса-Филарета означает временное разделение царств между ним, Посейдоном (имидж Сигизмунда и шведского короля) и Аидом (символ падения царства), граница которого обозначена Океаном-Михаилом. Если бы Филарет стал первым царем династии, то указанное разделение установилось бы на весь период ее правления и стало бы основным государственным мифом. Однако рождение династии произошло под знаком «океанического» имиджа, сюжеты которого и должны определять ее особенности. Требуемый сюжет содержится в мифе об Эаке. Тот факт, что Михаил получает корону в юношеском возрасте, когда глубинный имидж еще не явлен полностью, наводит на мысль, что искомый сценарий нужно искать среди героических производных от образа Океана.

Таким героем оказывается внук Океана, сын речной нимфы Эгины, царь Эак. То, что отцом Эака является Зевс, лишь подкрепляет наше предположение. Ключевым моментом судьбы Эака является всенародное одобрение его правления. Именно к Эаку спешат гонцы со всех городов Греции с просьбой о заступничестве перед Зевсом во время засухи. Эак правит на острове, омываемом водой (Океаном?), что содержит символику границы. Гера ненавидит Эака как побочного сына Зевса и насылает на его остров полчище змей. Вспомним, что именно боярство (партия Ареса и Геры) приглашает на русское царство польского королевича Владислава, отождествляемого с героем Кадмом ( № 4 за 2008 г.). По мифологии же Кадм был змеем.

Змеи уничтожили все живое на острове. Новыми подданными Эака стали муравьи, упавшие со священного дуба Зевса (вот он — символ династии Романовых!) и превратившиеся в людей, прозванных мирмидонами (то есть муравьями). Данный мотив отражает богоизбранность царя Михаила.
Но нас в первую очередь интересует тот глубинный сценарий, который определил будущую судьбу династии Романовых и стал солью приготовленного ею для русского народа блюда. Искомый сюжет содержится в мифе об Эаке. Оказывается, царь Эак вновь начинает строить… Трою! Трою, которой надлежит пасть. Проклятие Пандоры продолжает действовать, услужливо подсовывая те же грабли. Обратимся к оригиналу сюжета в изложении античного автора Пиндара.

Эак «был зван» Посейдоном и Аполлоном для строительства стен Трои:
«Чтобы волею судьбы В градовержущих битвах встающих войн Бурным дымом они вдохнули в небеса». Затем к готовым стенам Трои выплыли три змея, двое из которых, вставшие напротив стен, из готовленных Посейдоном и Аполлоном, издохли. Третий же змей устоял напротив участка стены, построенного Эаком. «Третье окно выходит к Океану…»

Знамение сразу же было истолковано Аполлоном:
«Пасть Пергаму от мышцы твоей, герой…
А начаться тому От сынов твоих первых и четвертых».
То есть Эак выступает как строитель чужого города (так как сам он из Эгины), которому предстоит пасть от рук его потомков. В греческой мифологии последний царь Трои Приам погибает от рук Неоптолема, четвертое колено от Эака (Эак, Пелей, Ахилл, Неоптолем). Убийство происходит в священной ограде у алтаря Зевса, что означает приговор высших богов, вынесенный чужеродному правительству русской земли, отчужденной не только от своего народа, но и от своих царей и покровителей.

Русскими персонажами стартового сюжета династии Романовых суждено было стать патриарху Иову (Аполлон), передавшему кадуцей Лжедмитрию (Гермес), польскому королю Сигизмунду III (Посейдон) и царю Михаилу Федоровичу (Эак), сыну патриарха Филарета (Зевс). Символика копья на царском гербе поддерживает нашу версию: «Ибо дал копие Олимпиец потомкам Эака» (Гесиод, «Фрагменты», 203). Вплоть до 1917 г. династии Романовых не удается выйти из сценария цареубийства, а государство часто ставится ею на грань военной катастрофы, находясь в сфере действия глубинного мифа об Эаке. И лишь 1917 г. меняет мифологию управления, но это уже тема последующих очерков «Диагностики…».

HR-технология: здесь и сейчас
В психологической классификации профессий (по Е. А. Климову) носитель исследуемого имиджа Океана в русле объектных отношений более пригоден к деятельности в системах типа «человек — живая природа» (например, агроном, биофизик). По признаку целей труда ему более предпочтительны гностические профессии, связанные с тестированием, контролем и поддержанием эталона (например, работник Госстандарта, микробиолог). По орудиям труда — профессии, связанные с преобладанием ручного труда (например, картограф, мануальный терапевт), а также функциональных средств труда (диагност, дегустатор).

Имидж Океана формируется у личности после преодоления психодуховного кризиса в следующих формах согласно трансперсональной психологии.

1) «Шаманский кризис, который включает в себя элементы физических и эмоциональных мучений, смерти и вторичного рождения, человек чувствует свою связь с животными, растениями, отдельными силами природы, после чего наступает глубокое исцеление».

2) В форме эпизодов объединяющего сознания, когда человек переживает растворение границ личности и испытывает чувство слияния с человечеством или Абсолютом с переживанием чистых и мирных эмоций. После чего рождается личность менее конфликтная, менее привязанная к стадной ментальности, более здоровая и целостная (по В. В. Козлову).

Что касается мотивации, лежащей в основе поведенческого имиджа Океана, то в основу поведенческих установок кладется системная игра в разрешение конфликтов (по Майклу Холлу). Игра ведется под лозунгом «Либо выигрывают все, либо игра прекращается» и направлена на взаимное удовлетворение всех участвующих сторон. В качестве системных принципов берутся формулы «нам нечего делить», «вместе мы добьемся большего», «я вам доверяю», «я на вас не давлю», «я несу ответственность за вас», «я уважаю ваши желания», «я избегаю поспешных решений».

Данные принципы характерны для демократического стиля управления персоналом, который исповедовал царь Михаил.

В сочетании с авторитарным стилем руководства его соправителя Филарета сформировалась достаточно эффективная команда управления государством в условиях кризиса. Приверженность этого имиджа к твердой почве под ногами делает его несколько «приземленным» и не способным к решению масштабных творческих задач, не говоря уже о построении новых управленческих структур. Однако именно эти качества заземлили разрушительную энергию Смутного времени и обеспечили мирную, но не сытую жизнь русским людям «по старине».

Ключевыми компетенциями имиджа Океана, которые следует взять на заметку, являются:
1. Чувство компромисса, соединение противоположных интересов, функция «громоотвода», миролюбие.
2. Подчиненность иерархии и склонность к работе в команде.
3. Приверженность к консерватизму, выработанным в прошлом образцам решения проблем, известная схематичность.
4. Умение получать поддержку авторитетов.

Отрицательные качества: мимикрия, частая перемена мнения, зависимость от внешнего окружения, шаблонное мышление, стихийность. Появление носителя имиджа Океана в топ-менеджменте связывается нами только с нарастанием хаотических процессов на предприятии и выглядит как временная и вынужденная мера. Это переходная фигура, задача которой — суммировать позитив и купировать негатив. Разработкой же новой посткризисной стратегии должны заниматься носители других имиджей, например Гефест и Зевс.

Рекомендуем использование указанного имиджа в следующих профессиях и сферах деятельности:
1. Антикризисное управление.
2. Агропромышленный комплекс: зоотехник, агроном и т. п.
3. Метеорология, биофизика, психология, мануальная терапия.
4. Ветеринария, микробиология.
5. Стандартизация и номенклатуризация.
6. Компьютерная безопасность.
7. Председательство в коллегиальных органах, например суде.
Оперативное и точное определение имиджа осуществляется по разработанной автором специальной компьютерной программе (см. № 3 за 2008 г.).
Однако для самостоятельного имиджирования HR-менеджер может использовать приведенный выше набор сюжетов, идентифицируя их в поведении сотрудника на основе как личных наблюдений, так и достоверной внешней информации.