Теневой бизнес своё отжил

Автор: А. Стеценко (интервью)

Артур Стеценко, генеральный директор ЗАО Гольфстрим

Артур Стеценко, генеральный директор ЗАО «Гольфстрим»

В чем секрет вашего успеха на рынке?

— Успех складывается из таких традиционных для всякой серьезной торговой компании компонентов, как хорошие, доверительные отношения с партнерами, чистота коммерческих сделок, высокое качество товара при оптимальной цене и, безусловно, интуиция, коммерческий кругозор людей, ответственных за продвижение товара на рынке.

Как изменился бизнес за последние годы?

— Бизнес в последнее время стремится к максимальной легализации доходов, к полной прозрачности коммерческих сделок. Любая компания выглядит более привлекательно, если публикует открытые сведения о себе, не скрывает прибыль, пытается бороться с коррупцией и прямо об этом заявляет. Теневой бизнес свое отжил. Российские бизнесмены в последние годы делают ставку на приверженность законам, тем самым оберегая свое дело от лишних рисков, незапланированных потерь в виде штрафов и простоя из-за дополнительных проверок.

В чем заключаются основные конкурентные преимущества продуктов и услуг, которые вы продвигаете?
— Как уже было сказано выше, компания «Гольфстрим» старается сделать наиболее привлекательной формулу «цена-качество» и движется в направлении улучшения качества предлагаемого товара при сохранении или незначительном повышении цены. Мы оперативно реагируем на рыночные изменения, колебание цен, что позволяет избежать скачков в ценовой политике и сохранять стоимость оптимальной. Где-то меняя ассортимент, где-то используя накопленные резервы. Всех наших партнеров привлекает стабильность и предсказуемость политики компании, доверие, которое мы оказываем добросовестным компаниям, сотрудничающим с нами.

Какие маркетинговые ходы приносят реальную отдачу на рынке, где работает ваша компания?
— Не думаю, что открою что-то новое, но основой удачного маркетинга являются такие банальные вещи, как своевременная информация из разных источников, тщательный анализ полученных данных и интуиция.

Есть ли принципиальное отличие между западными компаниями, работающими в России, и российскими, из числа тех, с которыми вы работаете?
— Да, такие различия, безусловно, существуют. И прежде всего потому, что в рынке наша страна живет всего несколько лет в отличие от большинства других развитых стран. Западные компании действуют по строгим правилам, отработанным десятилетиями. Им и в голову не приходит, что какой-то вопрос можно решить через взятку или по знакомству! В договорах у них все четко прописано, и споры редко заканчиваются судебным разбирательством. Российские же предприниматели еще совсем недавно решали, а иной раз даже сейчас решают свои споры также без суда, но методами, далекими от цивилизованных.

С другой стороны, у российских бизнесменов есть поле для маневра, фантазии, импровизации. Как шутил Эйнштейн про научные изобретения: «Все знают, что это невозможно, потом находится чудак, который этого не знает, и делает великое открытие».

В чем секреты успешных компаний из числа ваших клиентов?
— Очень хочется ответить, что в том, что они работают с нами…
Да все те же принципы ведения бизнеса по правилам. Плюс добавим уважительное отношение к сотрудникам, партнерам и конкурентам.

Какие основные проблемы и сложности на сегодняшний день сдерживают развитие и мешают работе?
— Об этом не первый день говорят все серьезные политики, начиная от президента и заканчивая рядовыми сотрудниками предприятий. Необъяснимая бюрократизация во всех областях и отраслях бизнеса. Необоснованные проверки и поборы, вымогательство, чиновничьи препоны — вот то, что тормозит развитие не только отечественного бизнеса, но и всей экономики в целом.

Работаете ли вы с региональными компаниями? Какие регионы представляются вам наиболее интересными в дальнейшем?
— Безусловно. Компани «Гольфстрим» работает с регионами и намерена расширять свои связи на местах, как любая компания, выбравшая путь развития, а не успокоенность достигнутыми результатами. А перспективы мы видим в развитии взаимоотношений с северными регионами, в силу того, что они демонстрируют интенсивный рост в области экономики и являются одним из приоритетов политики государства.

Что отличает корпоративную культуру вашей компании?
— Мы придерживаемся точки зрения, что корпоративная культура, какой ее видят западные бизнесмены, выглядит несколько смешно и нелепо в России. У азиатов (Япония, Сингапур, Таиланд и т. д.) совершенно иная культура вообще, а уж корпоративная не имеет ничего общего с традиционной западной. Между тем это не мешает тем же японцам или китайцам отвоевывать все новые позиции в конкурентной борьбе. Поэтому в офисе нашей компании вы не встретите искусственных улыбок и подчеркнуто делового отношения между сотрудниками. А навязанные чуждые российскому характеру правила игры, если мы их примем, будут только мешать бизнесу. С нашей точки зрения.

Как вы оцениваете современные концепции мотивации, в чем их плюсы и минусы?

Современные концепции мотивации в массе своей перенесены к нам опять-таки в виде западной модели, которая не всегда хороша в российских условиях. Если мотивация с положительным посылом: «Работай лучше и многого добьешься», то она приветствуется, так как не противоречит тому, чему нас учили с детства, даже в СССР. А вот «Выделяйся любыми способами!», почерпнутая в одной из брошюр на тему «Как добиться успеха», вряд ли сработает в итоге на благо. Один человек с такими принципами способен создать в коллективе нервозную обстановку общего недоверия и подозрительности. Выяснить, ради чего работают сотрудники, значит, получить мощный инструмент воздействия на них. Многие российские компании вообще не начинают серьезных реформ без исследования факторов, которые мотивируют персонал.

Как выяснить, чего действительно хотят сотрудники?
— Странно, что для кого-то это еще является загадкой. Если человек согласен на откровенно мизерную зарплату, значит, он либо хочет получить отличную практику в серьезной компании, либо уверен в своих способностях и знает наверняка, что за короткое время обратит на себя внимание. В ином случае он просто собрался воровать. И неважно что: скрепки, информацию, бесплатные часы в Интернете. Цели остальных также предельно ясны: строить карьеру, зарабатывать деньги, максимально эффективно реализовывать собственные способности, тем самым удовлетворяя свои амбиции. Если персонал мотивирует что-то другое, такая крупная компания и месяца не протянет на рынке! Исключая, конечно, благотворительные организации с совершенно иными стимулами.

Ваша компания довольно успешно работает с кадровыми агентствами.
Что вы можете сказать о проблемных и положительных сторонах взаимодействия с ними?

— Положительные стороны сотрудничества с кадровыми агентствами очевидны. Мало того что они подбирают кандидатуру, отвечающую требованиям работодателя, в последнее время они еще взяли на себя и функцию проверки информации, предоставляемой соискателем. Это очень облегчает конечный выбор, экономит время компании на поиски нужной кандидатуры. Проблемы в том, что некоторые агентства работают недобросовестно и предоставляют ложную информацию в погоне за быстрым и легким заработком, причем неэтично поступают, взимая плату за услуги как с работодателя, так и с кандидата на должность.

Каковы особенности подбора персонала с учетом специфики вашей компании?
— Особенности подбора персонала с учетом нашей специфика заключаются в основном в том, что требуются работники со специфическими знаниями и определенной подготовкой. Вычленить таких из общей массы — сложная задача даже для опытных кадровых агентств. Но те, кто зарекомендовал себя давно, справляются с нею.

Чтобы научить сотрудников говорить на одном языке, достаточно правильно выстроить внутренние коммуникации, считают многие руководители. Ваши рекомендации по эффективному построению внутренних коммуникаций?
— Очень удачный вариант с этой точки зрения — общая столовая. Если судить по поговорке, что в бане все равны, то, пожалуй, в определенной степени она применима и для столовой. За обедом можно обсудить множество как личных, так и деловых проблем.

Согласны ли вы с мнением, что лояльность сотрудников по отношению к компании прямо пропорциональна лояльности компании по отношению к сотрудникам?
— Это мнение справедливо не для всех компаний. Там, где сильна внутрикорпоративная конкуренция, взаимная лояльность играет маленькую роль в связи с тем, что борьба сосредоточена внутри коллектива, которому не до конфликтов с руководством.

На ваш взгляд, за какими персонал-технологиями будущее?
— Будущее за теми технологиями, которые смогут определять пригодность соискателя именно к предложенным условиям работодателя. Это и тестовые задания, и психологическая проверка, и грамотное определение наиболее сильных сторон будущего работника.

Расскажите о себе, о своей карьере.
— Карьера фактически началась с обучения и переориентации некоторых старых навыков. Но, имея опыт аналогичной работы, могу сказать, что при желании соответствовать предъявляемым критериям вполне спокойно можно смотреть на свое будущее.