Разведка и шпионаж – схожие понятия только в русском языке, а business intelligenсe и industrial espionage – абсолютно не совпадающие вещи. В. Кишеня

В. Кишеня, ведущий специалист «Власта-консалтинг»

 

На сегодняшний день деловая разведка – составная часть корпоративной культуры ведения современного бизнеса. Для выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы первоочередную роль начинает играть разведка намерений конкурентов, изучение основных тенденций бизнеса, анализ возможных рисков и т. д.

 

Стремительно двигаясь в будущее, Россия подтверждает свое определение, данное ей еще в 1939 г. Уинстоном Черчиллем: «Загадка, закутанная в тайну внутри неразгаданного».

 

Россия, без сомнения, привлекает внимание международных компаний, работающих в различных отраслях: телекоммуникаций, фармацевтики, консалтинга. Для корпораций, работающих в сферах энергетики, химии, природных ресурсов, знакомство с российскими партнерами просто неизбежно.

 

Российский рынок становится все более привлекательным в силу своего инвестиционного и торгового потенциала. Существенно усилилась защита инвесторов, приходящих в Россию. Складывается благоприятный инвестиционный климат – в нем можно сотрудничать гораздо эффективнее. Все больше зарубежных компаний приходит в Россию; крупные компании стали активно вкладывать деньги в нашей стране и начали работать над реализацией масштабных проектов.

 

В то же время современная обстановка на российском и мировом рынках характеризуется усложнением коммерческих схем и условий сделок, использованием комплексных продуктов, усилением конкуренции между компаниями. Денежные и финансовые потоки, движение капитала, управление ресурсами и персоналом становится все более сложной задачей, связанной с ростом объемов отчетности и документооборота, увеличением скорости информационных потоков.

 

В России бизнес на протяжении многих лет был поставлен в экстремальные условия, и всем участникам рынка приходилось в них работать. Поэтому не удивительно, что за прошедшие годы реформ в бизнесе сформировались свои, российские, принципы управления. Но время идет, а способы решения проблем, к сожалению, остаются неизменны, и обеспечению экономической безопасности предприятия до сих пор не уделяется должное внимание.

 

С точки зрения существования политических рисков ситуация в России в значительной степени улучшилась. Это отмечают как российские бизнесмены, так и зарубежные рейтинговые агентства и компании – они с интересом наблюдают за российским рынком и понимают, что у них имеются большие перспективы для развития бизнеса в России.

 

Однако экономические риски остаются на довольно высоком уровне. Если раньше для мошеннических действий в сфере предпринимательства были характерны довольно очевидные и примитивные способы обмана, то в настоящее время они стали более сложными и изощренными.

 

Часто, несмотря на оптимистичные прогнозы, устойчивое и динамичное развитие бизнеса, через несколько лет предприятие оказывается перед угрозой банкротства, возникает необходимость дополнительного финансирования. Считается, что к таким потерям приводит неудовлетворительное руководство, слабая кадровая политика и отсутствие достаточного опыта в этой сфере деятельности. Однако более глубокое изучение сложившейся ситуации показывает, что на самом деле используется изощренная схема мошенничества и хищения финансовых средств.

 

Кроме того, несмотря на увеличение доступа к российской и зарубежной прессе, очень трудно найти информацию, заслуживающую доверия при поиске по конкретной компании или предприятию. Предубеждение и ложная информация широко распространены, поскольку многое в российских СМИ зависит от политических и экономических связей с владеющими прессой олигархом или общественной организацией. Только наличие достоверной информации о партнерах позволяет компаниям избежать многих неприятностей и обеспечить должный уровень своей экономической безопасности.

 

Понятие безопасности в отечественной литературе многозначно. Единого подхода к определению этой категории в общем смысле еще не выработано. На практике эта ситуация приводит к тому, что специалисты, рассуждая о безопасности, часто говорят о конкретных прикладных понятиях: государственная, экономическая или информационная безопасность. В «Толковом словаре» В. И. Даля безопасность определяется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность». В словаре С. И. Ожегова безопасность трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Это определение безопасности актуально до сих пор. На основе этих представлений формировалась как доктрина национальной безопасности, так и методологическая основа общественной безопасности. С конца 1990-х годов начал развиваться новый деятельный подход к определению сущности категории безопасности, рассматривающий ее как непрерывный и динамичный процесс.

Под экономической безопасностью предприятия в этом случае обычно понимают состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования компании.

 

Дальнейшее развитие управленческой мысли в России, очевидно, должно принести осознание ключевой роли аналитической составляющей менеджмента, т. е. функции обеспечения менеджеров актуальной, специально ориентированной на принятие решений информацией о внутренней и внешней среде фирмы. Именно в этих целях используется такой инструмент менеджмента, как деловая разведка.

 

Таким образом, рынок кроме внутренней проработки проблем требует сил и средств для разведки, сбора и обработки многочисленных источников внешней информации. К настоящему времени написано много книг и статей, представлено много терминов: конкурентная разведка, промышленный шпионаж, маркетинговая разведка, бенчмаркинг, деловая разведка. Далее попробуем выяснить, что означают данные термины и в каких случаях используются.

 

Начнем с промышленного шпионажа (industrial espionage). Шпионаж предполагает передачу, похищение или сбор сведений, составляющих государственную или военную тайну, поэтому промышленным шпионажем должны заниматься соответствующие органы, уполномоченные на это государством. Необходимо отметить, что разведка и шпионаж – схожие понятия только в русском языке, а business intelligenсe и industrial espionage – абсолютно не совпадающие вещи.

 

Бенчмаркинг (benchmarking) в переводе с английского языка подразумевает сравнение эффективности системы с каким-то установленным, принятым значением.

 

Просмотр терминологических источников, толковых словарей позволяет сделать вывод, что слово «разведка» означает повседневную обязанность человека, занимающегося любого вида деятельностью, так как он должен знать, что, для чего, почему и как поступать в конкретных ситуациях, возникающих в процессе решения тех или иных задач. Об этом же свидетельствуют группы синонимичных слов, связанных с понятием «разведка».

При определении понятия «разведка» будем следовать подходам, принятым в отечественных словарных источниках, в которых разведка определяется как:

 

1)   вид деятельности, связанной с исследованием (обследованием) чего-нибудь со специальной целью;

 

2)   действия, осуществляемые отдельными людьми и группами людей для получения требуемой информации о явленияx и объектах, входящих в сферу их профессиональных интересов;

 

3)   организации (организационные единицы), ведающие специальным изучением различных аспектов любых явлений, связанных с наукой, производством, экономикой, политикой, войной и общественными отношениями внутри страны и за ее пределами в рамках задач, решаемых этими организациями;

 

4)   совокупность приемов и методов изучения объектов и явлений, входящих в сферу интересов конкретных людей, профессиональных групп и организационных единиц.

 

Исходя из базовых понятий слова «разведка», определим далее термины: маркетинговая, конкурентная и деловая разведка.

 

Маркетинговая разведка – понятие очень широкое: слово «маркетинг» подразумевает не только изучение конкурентов, но и продвижение продукта, рекламу, ценообразование, начиная с начальной стадии разработки продукта до его продажи. Однако отсутствие различий между разведкой и маркетингом можно постулировать, только если считать маркетингом всю работу фирмы с внешней информацией. С практической точки зрения это нецелесообразно.

 

Конкурентная разведка (competitive intelligence) – это узкое направление деловой разведки, которое отвечает основной цели: построению системы взаимоотношений с конкурентами, т. е. создания комплекса мероприятий по получению и обработке данных о конкуренте: имущественных, финансовых и управленческих ресурсах, возможностях и уязвимости, а также об оперативных и стратегических планах.

 

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала