Сценарий развития

Автор: А. Мустафина

Анна Мустафина, заместитель директора по маркетингу Института магистерской подготовки МЭСИ

СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ

За рубежом эффект от обучения в бизнес-школе чаще всего оценивают по уровню заработной платы ее выпускников. Ваше мнение? Насколько это актуально в России?

— Уровень заработной платы? это очень хороший критерий для оценки отдачи от бизнес-образования. Но, к сожалению, использовать этот критерий в работе российской бизнес-школы мы не можем по очевидным причинам. Многие выпускники не открывают данные о своей заработной плате. Оценить отдачу от обучения, можно по изменению карьеры. Мы предполагаем, что если слушатель занял более высокую позицию, допустим, перешел с уровня коммерческого директора на уровень генерального директора крупного холдинга, то и его заработная плата выросла. Думаю, информация об изменении карьерной позиции косвенно указывает на изменение уровня заработной платы. Но, к сожалению, при этом изменения невозможно посчитать в натуральном выражении. Критерий уровня заработной платы — важный, нужный и полезный для бизнес-школ, но в силу российской специфики получить достоверную, до рубля, информацию, какая заработная плата у слушателя на момент поступления и на момент окончания обучения мы не можем. За карьерой выпускников мы следим очень внимательно. За 9 лет существования Института у нас собрана серьезная статистика о карьерном росте выпускников.

На основании этих данных для слушателя, который только пришел поступать, можно составить 2-3 сценария его дальнейшего продвижения. Насколько важен для Вашего заведения доход тех, кто приходит учиться на Ваши бизнес-программы?

— Естественно, для нас важен доход слушателей. Устанавливая стоимость на программу, мы предполагаем, сколько человек должен зарабатывать, и от этого зависят исходные данные потенциального слушателя. Примерный уровень заработных плат можно посмотреть в интернете на сайте http://hh.ru или в газете «Элитный персонал». Доход важен, но, опять же, нет достоверной информации о его реальном уровне ? единицы озвучивают эти данные. Поскольку сейчас стоимость программы MBA растет, многие приходят учиться, взяв в банке образовательный кредит.

Из чего складывается стоимость бизнес-образования, учитывая большой разброс цен в России?

— Затраты на организацию учебного процесса на программах бизнес-образования несопоставимы с программами первого высшего. Высокий уровень преподавателей-практиков, а у нас на программе читают только такие, требует соответствующей оплаты труда. Ставки преподавателей программы МВА в разы превышают ставки обычного преподавателя первого высшего.

Вторая составляющая — учебные пособия. У нас каждый слушатель получает комплект по каждому курсу. Это и общепринятые учебники, и авторские пособия преподавателей. Авторские пособия преподавателей печатаются ограниченным тиражом, потому что они все время должны обновляться.

Третье — заработная плата сотрудникам, которые сопровождают учебный процесс.

Четвертое: для того чтобы поддержать должное качество программы необходимы технически оснащенные учебные аудитории.

У нас очень хорошие компьютерные классы. В аудиториях установлены мультимедийные проекторы и электронные доски. Для тренингов вместо обычных парт используются модульные столы, которые позволяют менять положение слушателей в зависимости от того, что требуется в данный момент по ходу практического занятия. Таки образом, для организации учебного процесса на программе MBA требуются серьезные деньги.

Качество бизнес-образования, что оно значит в Вашем понимании? А качество преподавателей на бизнес-отделении?

— Важно отметить, что понятие «качество», для каждого слушателя свое. Это, наверное, прежде всего, оправдание его ожиданий.
У кого-то есть одна конкретная проблема, у кого-то стоит вопрос роста карьеры, кому-то нужно систематизировать те знания, которые он имеет. Обучение на программе МВА — это вложение денег, времени, сил. Оправдать ожидания слушателей в полной мере, позволить слушателям реализоваться в разных направлениях — одна из задач бизнес-школы.

Мы уделяем большое внимание отбору преподавателей на программы MBA и предъявляем целый ряд требований. Преподаватель программы МВА — это человек, который имеет очень серьезный опыт работы в той области, в которой он специализируется; он способен к обучению взрослой аудитории, владеет методикой деловой игры, умеет заинтересовать слушателей и организовать обсуждения, грамотно подать материал. Каждый преподаватель должен иметь авторское учебное пособие — это переработанный материал, рассказанный по-новому, со своими разработками. Для наших преподавателей характерна ситуация, когда они, будучи практикующими специалистами, нарабатывают большой опыт, а затем на занятиях охотно делятся им со слушателями. Это очень важно. И только при всех этих составляющих, плюс артистизм преподавателя и его харизма можно говорить о высоком уровне качества преподавания.

Мы дорожим своими преподавателями. Все они без исключения серьезные специалисты в своей области, они способны доходчиво передавать свой опыт, оценивать, советовать, помогать и это приносит практическую пользу нашим слушателям. В принципе, такое прикладное образование и можно назвать качественным.

Насколько увеличиваются доходы Ваших выпускников через год, два, пять?

— Получить точные цифры доходов слушателей и выпускников не представляется возможным. Нам удалось разбить доходы выпускников по диапазонам, а затем отследить процентные изменения. Какие данные мы получили? От потока к потоку ситуация меняется, но общая тенденция сохраняется. Можно утверждать, что дипломы MBA способствуют увеличению доходов слушателей. Я приведу в качестве примера данные за последний учебный год. 52% выпускников на момент окончания обучения поменяли место работы с повышением и с увеличением дохода. Повышение может происходить как в своей компании, так и при переходе на другое место работы. Сразу после окончания обучения у выпускников, как правило, происходят радикальные изменения и в карьере, и, соответственно, в доходах. Они делают серьезный шаг вперед. Затем положительная динамика сохраняется, но ее рост уже более плавный. По данным анкетирования уровень доходов сразу после окончания обучения у многих слушателей увеличивается на 50-70%, а через 2 года после окончания программы МВА рост составляет 30-40%. Мы рады, что качественный скачок в изменениях доходов выпускников приходится именно на момент окончания нашей программы.