105 лет МВА

Автор: Ю. Тазов

MBA, Зарплата выпускников

Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ АНХ, президент Российской Лиги МВА

105 ЛЕТ МВА

Приращение заработной платы выпускника бизнес-школы — очень выразительный показатель престижности самой школы. Для примера, среди американских бизнес-школ, согласно рейтингу Financial Times 2008 г., учитывающему уровень заработной платы выпускников, лидируют: Wharton School ($166 000/ год), школа бизнеса при Станфордском университетете ($167 000/ год) и Harvard Business School ($162 000/ год).

В России мы не можем похвалиться такой статистикой в силу особенностей нашего менталитета — вопросы о заработной плате относятся к категории сугубо личных. Вместе с тем, нужно понимать и другое, весьма существенное отличие нашей ситуации от американской, обусловленное другим уровнем развития бизнес-образования: в России — программам МВА всего 15 лет (в США — 105). В западных странах за сто лет сформированы не только позитивное отношение работодателей к выпускникам программ МВА и традиции преимущественного приема на работу выпускников престижных бизнес-школ, но и четкие карьерные сценарии для выпускников. Т.е., поступающий в школу бизнеса, заранее знает, на какую работу и с каким уровнем дохода он может рассчитывать после ее окончания. Российские работодатели в массе пока не готовы привлекать на топовые позиции кандидатов со степенью МВА и часто склонны подозревать у них излишнюю ориентацию на теорию («миллионеры книжек не читают!») и наличие непомерных амбиций.

ЖЕЛАННЫЕ ГОСТИ

Высокий доход кандидата в слушатели программы МВА — это, как правило, его высокий бизнес-статус. Как минимум, это не имеющий систематического образования, но эффективный и талантливый предприниматель. Или опытный топ-менеджер, имеющий навыки эффективного управления бизнесом. И тот, и другой — желанные гости не только в ВШМБ, но и в любой школе бизнеса, поскольку их опыт и практические знания делают обучение результативным и интересным не только для них самих, но и для их коллег.

Главный фактор, влияющий на стоимость программ обучения — оплата труда преподавателей. Не секрет, что в ведущих школах бизнеса для ведущих преподавателей она давно превышает $100/ час.

Много тратит бизнес-школа на обеспечение (техническое и организационное) достойного уровня своего основного бизнес-процесса. Наконец, не нужно забывать, что большинство российских бизнес-школ, созданных при ВУЗах, отчисляют ему до 60% своих доходов.

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

Качество бизнес-образования, прежде всего, это современная, адекватная запросам бизнеса программа обучения, которую реализуют практики бизнеса. Это не означает, что «теоретикам» не место в бизнес-школе; просто наибольший эффект дает сбалансированное взаимодействие теории и практики.

Преподаватели — это «кровь» бизнес-школы. Преподавателей, сочетающих в себе большой практический опыт работы в бизнесе и педагогические способности, в России пока очень мало. Сегодня недостаточно просто «донести» информацию, нужно добиться от слушателей ее усвоения, обеспечить контроль образовательных результатов (learning outcomes).

Жесткий контроль знаний должен обеспечиваться неукоснительно. Только тогда можно говорить о качестве обучения. Мне недавно рассказывали, что в одной школе бизнеса слушатель сам заставлял преподавателя спрашивать себя еще и еще, несмотря на то, что тот уже давно был готов поставить отличную оценку. Хорошо, что слушатель понимает, зачем учится. А контроль знаний в школе, видимо, слабый.

Качество бизнес-обучения состоит еще и в умении персонала школ бизнеса работать со статусной аудиторией своих слушателей, их открытости нуждам слушателей, готовности быстро устранять «шероховатости» обучения. К показателям качества я бы отнес и способность бизнес-школ к постоянному обновлению своих программ, устранению повторов в учебных курсах, включению в состав программ новейших методик, активных форм обучения.

Серьезно влияет на качество обучения хорошая связь школы бизнеса с крупными компаниями и корпорациями, которая приводит в итоге к взаимному обогащению идеями, решениями и дает импульс к развитию. Ну и современное техническое обеспечение учебного процесса никто не отменял: учебные аудитории, оснащенные wi-fi, ноутбуки, проекторы, микрофоны, кондиционирование и пр. давно стали обычным явлением в ведущих школах бизнеса.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Несмотря на всеобщее нежелание раскрывать свои доходы, можно попытаться оценить влияние МВА российских бизнес-школ на уровень дохода их выпускников. Согласно ограниченному по выборке исследованию (анкетировались выпускники бизнес-школ АНХ, ГУ ВШЭ, МИРБИС, ГУУ, ФА, СПбГУИФ) Российской Лиги МВА рост доходов в течение 3 лет после окончания бизнес-школы зафиксировали 88% респондентов. Из них, свой доход увеличили на 30% — 32% выпускников; на 50% — 17% выпускников; на 100% — 10% выпускников; свыше 100% — 29% выпускников. Поэтому можно смело сказать, что подавляющее большинство закончивших МВА улучшает свое финансовое положение. Выпускники ВШМБ АНХ здесь не исключение.